загрузка...


География 8 класс
Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ

 

Урок 1. Введение. Роль географической науки в решении социальных и экономических задач. Источники географических знаний

 

Цели: показать роль географической науки в решении социальных и экономических задач; формировать умение работать с картой.

Оборудование: карты атласов, учебники.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Изучение нового материала

На доске записан эпиграф к уроку: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

1. Беседа

— Что такое Россия?

Это наша страна. Это наша Родина, родная земля. Мы живем в самой большой по площади стране. Природа ее очень разнообразна. В России есть множество уникальных объектов. Вспомним их.

— Самое глубокое озеро мира. (Байкал.)

— Самое мелкое море мира. (Азовское.)

— Самая большая по площади природная зона. (Лесная.)

— Самые плодородные почвы (Черноземы.)

— Найдите на карте России озеро Байкал, Азовское море, вулкан Ключевская Сопка.

— Прочитайте стихотворение русского поэта Ивана Никитина «Русь» (по Б.: с. 4).

Все любят свою Родину. Наша Родина — Россия. Многие поэты написали прекрасные строки о России. Художники запечатлели природу России на своих картинах.

(Учитель демонстрирует картины русских художников.)

2. Знакомство с учебником

В 8 классе мы будем изучать природу нашей Родины. И первым нашим помощником в этом будет учебник.

(Учитель знакомит со структурой учебника (приложение, форзац, задания к параграфам).)

3. Знакомство с атласами

Без карт нельзя изучать географию. Поэтому нам необходимы атласы и контурные карты.

(Учитель знакомит учащихся с картами, атласами, контурными картами.)

4. Знакомство с дополнительными источниками знаний по географии

Информацию о природе России можно получить и из энциклопедий, справочников, хрестоматий.

(Учитель или библиотекарь знакомят учеников с имеющейся литературой.)

 

III. Закрепление нового материала

— Что изучает физическая география России? (Физическая география изучает природу и природные ресурсы России — страны, имеющей самую большую площадь среди всех государств мира, разнообразные природные условия, богатейшие природные ресурсы.)

— Назовите два пути изучения природы России. (Примерный ответ. Первый путь — изучение отдельных компонентов природы: климата, рельефа, почв, вод, растений, животных. Изучение свойств компонента, особенностей изменения во времени и в пространстве на территории России. Изучением вод занимается наука гидрология, ледников — гляциология, озер — меленология. Рельеф изучает геоморфология, почвы — почвоведение, климат - климатология и т. д. Второй путь — изучение природных компонентов во взаимосвязи в составе природных комплексов. Анализ взаимосвязей компонентов, разнообразия природных комплексов изучают физико-географы. Это комплексное изучение природы России.)

— Какие источники географических знаний мы будем использовать в курсе географии России? (Учебник, карты, справочники, хрестоматии, телевизионные передачи и др.)

— Людям каких профессий необходимы сведения, имеющиеся на картах? (Геологам, учителям, путешественникам, агрономам, военным, летчикам, морякам.)

— Какие способы получения информации о природе используются наукой географией? (Наблюдение со спутников, аэрофотосъемка, автоматические метеонаблюдения, исследования на кораблях науки, экспедиции.)

— Где отражены результаты исследований? (В картах, текстах, графиках, таблицах, фотографиях, кинофильмах.)

— Как используется географическая информация? (Примерный ответ. Учащиеся в школах, студенты в вузах получают знания о природе, ученые занимаются исследованиями, собранная информация используется для прогнозирования изменений в природе, разрабатываются проекты, позволяющие рационально использовать природные ресурсы.)

 

IV. Практическая работа «Источник географических знаний - карта»

Цели работы: развивать умение применять усвоенные приемы работы с картой; выявить уровень подготовленности к решению по картам простейших задач.

Примеры задач

Уровень А

1. Проанализируйте атлас. С какими картами вы будете работать в этом году? Приведете примеры тематических и общегеографических карт.

2. Что нужно знать, чтобы проанализировать карту?

3. Определите координаты крайних точек России.

4. Определите, в каких направлениях от Москвы находятся следующие города: Воронеж, Калининград, Салехард, Астрахань.

5. Проанализируйте содержание тематических карт (заполните таблицу).

 

Название темы карты

Страница атласа, на которой она помещена

Что изображено на карте

Каким способом изображено

При решении каких задач можно использовать

 

 

 

 

 

 

Уровень В

1. Приведите примеры тематических карт в атласах. Каким способом обозначены объекты и явления на картах?

2. Определите расстояния (в градусах и километрах) от вашего населенного пункта до экватора и до полюсов.

3. Определите абсолютную высоту вашего города.

4. Определите, в каких направлениях от вашего населенного пункта находятся города: Москва, Новосибирск, Воркута, Норильск.

5. Перед вами план незнакомого города, в который вы приехали. Что вы должны уметь делать, чтобы не заблудиться и отыскать интересующие улицы и здания? Отыщите наиболее интересные достопримечательности на плане города. Как они расположены относительно центра города? Как можно до них добраться городским транспортом и пешком?

 

Домашнее задание

1. По Р.: § 1, вопросы к параграфу; составить кроссворд, используя материал на с. 8—9.

По Б.: выучить записи в тетрадях; найти стихотворения, посвященные природе России.

2. Используя текст учебника, материалы периодической печати, радио- и телепередач, привести яркие примеры, иллюстрирующие значение географии в жизни людей.

3. Ответить на вопросы:

— Как вы объясните выбор способа изображения на климатической и физической карте?

— Какие способы изображения на картах не использованы на картах в ваших атласах?

— Как по номерам улиц определить, в каком направлении центр города?

— Где находится географический центр города?






загрузка...
загрузка...