загрузка...


География 8 класс
Поурочное планы по учебникам Раковской Э. М. и Баринова И. И.

Раздел 2. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

 

Урок 10. Геологический этап развития Земли

 

Цели: познакомить с тектонической картой; формировать умения по тектонической карте устанавливать основные тектонические структуры, сопоставлять тектоническую и физическую карты для определения возраста той или иной территории.

Оборудование: карты России (тектоническая, физическая).

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Изучение нового материала

Мы уже с вами знаем, что время Земли делится на эры, а эры на периоды. Сегодня мы познакомимся с изменениями рельефа нашей планеты в течение разных эр. Для этого заполним геологическую таблицу.

Самостоятельно вы приведете только примеры форм рельефа для каждой тектонической структуры с помощью тектонической карты. При работе с картой надо обратить внимание, что каждая тектоническая структура на этой тематической карте изображена разным цветом.

— Определите, каким цветом показывается каждая из складчатостей. (Примерный ответ. Байкалиды — сиреневым или фиолетовым, каледониды — синим, герцениды — коричневым, мезозоиды — зеленым, альпиды — желтым; платформы: древние — розовым, молодые — грязно-зеленым, щиты — красным.)

 

Вид складчатости

Байкальская складчатость

Древняя платформа

Калидонская складчатость

Герцинская складчатость

Мезозойская складчатость

Альпийская (кайнозойская) складчатость

Характеристика складчатости

Глыбовые, возрожденные, древнейшие

Складчато-глыбовые горы, возрожденные, древние

Складчато-глыбовые горы, возрожденные, древние

Складчато-глыбовые горы, возрожденные, древние

Глыбово-складчатые горы, средние

Складчатые, молодые горы

Примеры территорий

Кузнецкий кряж, Яблоновый хребет

Русская, Сибирская платформа

Восточный Саян, восточная часть Алтая

Западный Саян, западная часть Алтая, Уральские горы, Борщовочный хребет

Хребет Черского, Момский хребет, Верхоянский хребет, Сихотэ-Алинь

Срединный хребет, Кавказ, остров Сахалин, Курильские острова

 

III. Закрепление нового материала

— Узнайте по описанию географическую территорию.

1. С летящего над горами самолета видны бесконечные горы, словно вздыбившееся море, волны которого окаменели. Многие горы увенчаны снежными шапками. Население называет их белками. Словно гигантский веер, раскинулись хребты горной системы, расходясь к северу и сдвигаясь к югу. Самые высокие из них — это Катунские и Чуйские белки, вершины которых поднимаются выше 4 км. В глубокой древности, около 300 млн. лет назад, поднялась эта горная страна. Это древнее время геологи называют палеозойской эрой. Долго стояли высокие горы, вздымаясь над окружающей местностью. Но чем выше поднимались горы, тем больше разрушали их вода, солнце и ветер. Постепенно горная страна превратилась в равнину. Примерно 25 млн. лет назад снова пришла земная кора в движение. Помолодели и эти горы. (Алтай.)

2. Старая разрушенная горная система всегда поражала исследователей обилием минералов. Здесь столько видов минералов, что трудно перечислить хотя бы часть из них. Весь внешний облик гор говорит о том, что они очень старые. Некогда эти горы поднимались минимум на 2 км выше, чем теперь. Но солнце, воздух, вода сделали свое дело, и от исполинских вершин остались только «корешки». Горные породы разрыхлялись от колебания температур, размывались разлившимися морями, растворялись подземными водами, превращались в обломки, щебень, мелкозем неисчисляемыми мириадами микроорганизмов, живущих в почвах и фунтах. В палеозое здесь плескались воды моря, что доказывается остатками морских организмов. Горообразовательные процессы происходили еще в кайнозое, но не могли смять в складки затвердевшие породы. (Урал.)

 

Домашнее задание

Обозначить на контурной карте соответствующим цветом складчатости разного возраста.






загрузка...
загрузка...