загрузка...


ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
ПРИРОДА 8 класс

Раздел I. ПРИРОДА

 

Тема 1. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

 

Урок 8. МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ

 

Задачи: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений по теме «Главные черты рельефа России».

Возможные варианты проверки:

1. Географический диктант. Проводится с целью проверки знания номенклатуры географических объектов. Учитель показывает на физической карте 10 объектов рельефа, учащиеся должны написать их географические названия.

2. Индивидуальная письменная проверочная работа. Учащиеся, используя таблицы «Анализ рельефа равнин» и «Анализ рельефа гор», должны описать какую-либо форму рельефа. В результате этой работы проверяется умение сопоставлять физическую и тектоническую карты России.

3. Фронтальная беседа проводится по основным вопросам предыдущего урока и включает устные задания по физической и тектонической картам России.

4. Индивидуальный опрос:

1) Особенности различных форм рельефа (ученик анализирует схему «Формы рельефа» и приводит примеры, пользуясь физической картой России).

2) Размещение гор и равнин на территории страны (ответ ученика должен опираться на знания физической картины России).

3) Зависимость рельефа от строения земной коры, объяснение выявленных закономерностей (ученик должен установить причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением).

4) Влияние рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

5. Письменная проверочная работа по вариантам.

Пользуясь необходимыми картами, установите взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа, ответы запишите в таблицы.

Вариант 1

Соответствие тектонических структур формам рельефа

 

Тектоническая структура

Формы рельефа

Задание

Ответы

Платформа

Плита

Щит

Краевой прогиб

Область байкальской складчатости

Область каледонской складчатости

Область мезозойской складчатости

Область кайнозойской складчатости

 

 

Вариант 2

Соответствие форм рельефа тектоническим структурам

 

Формы рельефа

Тектоническая структура

Задание

Ответы

Саяны

Сихотэ-Алинь

Горы Камчатки

Западно-Сибирская равнина

Среднесибирское плоскогорье

Алданское нагорье

Горы Бырранга

Уральские горы

 

 

6. Проверка домашнего задания должна включать проверку практической работы № 3, которая выполнялась учащимися в рабочих тетрадях.

 

II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Учитель. Так не похожие друг на друга железная руда и нефть, мрамор и природный газ на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и многие другие вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли. Полезные - потому что служат человеку, т. е. по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде и оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Определение «полезные ископаемые» и их виды желательно записать в тетрадь, также необходимо добавить определения «месторождение», «бассейн».

Полезные ископаемые - это природные минеральные образования в земной коре неорганического и органического происхождения, которые могут быть использованы в народном хозяйстве в естественном виде как сырье или после соответствующей переработки.

По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые:

I. Горючие, или топливные, - уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы.

II. Металлические - руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов.

III. Неметаллические - строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и т. д.) и др.

Месторождение - это скопление полезных ископаемых.

Бассейн - это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

 

III. Получение новых знаний.

1. Учащиеся уже знают из курса географии материков и океанов о размещении полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся следующие вопросы и задания:

1) По карте определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2) Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на платформах, а какие в складчатых областях?

3) Определите основные месторождения угля и нефти.

4) Определите размещение месторождений железных руд.

5) Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных руд Курской магнитной аномалии?

6) К каким структурам приурочены месторождения полиметаллических руд?

7) Почему месторождения руд приурочены к горным массивам?

8) Какими полезными ископаемыми богата территория вашей области?

Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным выводам.

Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие рудные месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения рудных ископаемых. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещинам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

2. Практическая работа № 4 «Определение и объяснение закономерностей размещения магматических и осадочных полезных ископаемых». Эта работа позволяет закрепить сформулированные ранее выводы о зависимости набора полезных ископаемых от тектонического строения и об обеспеченности России основными видами полезных ископаемых и особенностях их размещения по территории страны. Задания приведены в рабочей тетради на с. 40-41.

3. На этом этапе урока необходимо сформировать понятие «минерально-сырьевая база Росси» и записать его в тетрадь.

Минерально-сырьевая база России - это совокупность всех полезных ископаемых, расположенных на территории нашей страны.

Характерные черты минерально-сырьевых ресурсов России можно прочитать в учебнике на с. 46.

4. Очень важный вопрос - охрана недр.

Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми видами минеральных ресурсов. Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим странам. Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных ископаемых больше, чем любая другая страна. Разумно ли мы распоряжались и распоряжаемся сейчас добытыми ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить, что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо заботиться об экономном расходовании полезных ископаемых. Это достигается несколькими путями. Во-первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонентов, содержащихся в руде, комплексным использованием минеральных ресурсов. Во-вторых, улучшением использования полезных ископаемых. В-третьих, поисками новых месторождений.

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, разбираются по тексту учебника (с. 47).

 

VI. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 7, закончить практическую работу № 4, знать ключевые слова и номенклатуру бассейнов полезных ископаемых выучить.






загрузка...
загрузка...