загрузка...

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
ПРИРОДА 8 класс

Раздел I. ПРИРОДА

Тема 1. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ И МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Урок 7. ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ РЕЛЬЕФА РОССИИ

 

Задачи: систематизировать знания учащихся о формах рельефа, их различии по характеру поверхности и высоте; сформировать знания о главных чертах рельефа страны; ознакомить с современными методами изучения рельефа; показать влияние рельефа на все компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека; совершенствовать умение учащихся характеризовать рельеф, пользуясь планом, картой, картинами; продолжать формирование умения сопоставлять тематические карты, устанавливать причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением, объяснять выявленные закономерности.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений по теме «Особенности геологического строения и тектонических структур».

Возможные варианты проверки:

1. Фронтальная беседа с элементами устной практической работы строится на вопросах и заданиях прошлого урока, также можно предложить следующие вопросы:

1) Сопоставьте физическую и тектоническую карты и перечислите, какие горы имеют древнейший, древний, средний и молодой геологический возраст.

2) Определите и сравните возраст горных систем Урала и Сихотэ-Алиня.

3) Какими главными признаками характеризуются платформы? Объясните, почему платформы обычно устойчивы к внутренним процессам Земли. Почему они имеют двухэтажное строение?

4) Назовите молодые платформы (плиты). Чем они отличаются от древних платформ?

5) Чем отличаются движения земной коры на платформах от движений в складчатых областях?

6) Почему вулканы больше всего встречаются на Камчатке и Курильских островах?

7) Назовите районы, где строительство следует вести с учетом сейсмичности территории.

 

2. Письменная проверочная работа.

Вариант 1

1) Что такое относительный возраст горных пород? Как он определяется?

2) Что такое геологическая эра? Охарактеризуйте события эры средней жизни. Как она называется?

3) Что такое складчатый пояс? В какое время происходило складкообразование? Какие территории нашей страны возникли в кайнозойскую складчатость?

Вариант 2

1) Что такое абсолютный возраст горных пород? Как он определяется?

2) Что такое геологическая эра? Охарактеризуйте события эры новой жизни. Как она называется?

3) Что такое платформа? Какие платформы встречаются на территории нашей страны? Каков их возраст? Что такое плиты?

 

3. Индивидуальная письменная проверочная работа. На карточках учащимся можно предложить такие задания:

КАРТОЧКА 1

1) Определите, какая часть территории является наиболее древней:

а) Курильские острова;

б) Чукотский полуостров;

в) Карелия и Кольский полуостров;

г) полуостров Камчатка;

д) остров Новая Земля.

Ответ: в.

2) В какой период и в какую эру образовались основные месторождения каменного угля?

Ответ: В карбоне мезозойской эры.

КАРТОЧКА 2

1) Определите самые молодые горы:

а) Уральские;

б) Алтай;

в) Хибины;

г) Кавказ.

Ответ: г.

2) В каком периоде и в какую эру происходило неоднократное оледенение?

Ответ: В четвертичном периоде кайнозойской эры.

 

II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Целью вводной беседы является систематизация знаний учащихся о формах рельефа, их различии по характеру поверхности и высоте. Опираясь на схему «Формы рельефа», учащиеся вспоминают понятие «рельеф» и какие формы рельефа существуют. Примеры различных форм рельефа они приводят, используя физическую карту России.

• Что такое рельеф?

Рельеф (от лат.  Relevo - поднимаю) - это все неровности земной поверхности.

• Какие формы рельефа вам известны?

Рельеф:

1. Выступы материков:

1) Равнины - самый распространенный тип рельефа на земной поверхности с малыми колебаниями относительных высот. По абсолютной высоте поверхности равнины делятся на:

а) низменности (0-200 м), например, Прикаспийская;

б) возвышенность (200-500 м), например, Приволжская;

в) плоскогорье (выше 500 м), среднесибирское.

2) Горы - обширные, высоко приподнятые над окружающей местностью, сильно и глубоко расчлененные участки земной коры. По абсолютной высоте принято деление гор на три группы:

а) низкие (до 1000 м), например, Средний Урал;

б) средние (1000-2000 м), например, Сихотэ-Алинь;

в) высокие (более 2000 м), например, Кавказ.

2. Впадины океанов.

• Вспомните из курса географии материков и океанов, в чем причина разнообразия рельефа.

• С помощью каких карт можно составить характеристику рельефа, объяснить его происхождение?

3. Получение новых знаний.

1. Этот блок урока включает систему познавательных заданий.

Задание: ответьте на вопросы и сделайте выводы:

1) Посмотрите внимательно на физическую карту России. Можно ли по ней определить особенности рельефа? Какие из них проявляются наиболее зримо, наглядно?

Учащиеся, отвечая на вопрос, делают вывод о разнообразии рельефа. Обширные равнины и плоскогорья сочетаются с горными системами.

2) Какие же формы рельефа занимают наиболее обширные пространства? Какой облик они придают территории?

Наибольшую территорию занимают Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнины, Среднесибирское плоскогорье. Более половины площади России приходится именно на равнины. Они придают черты величия, простора и неоглядной широты.

3) Какие менее крупные равнины и плоскогорья находятся на территории страны?

Учащиеся определяют по карте Прикаспийскую, Окско-Донскую, Колымскую низменности, плато Путорана и др. Если при ответе на этот вопрос возникают трудности, то можно заранее раздать учащимся номенклатуру этого урока.

4) Как же сочетаются равнины и плоскогорья с другими формами рельефа, например, горами? Они чередуются? Или разбросаны хаотично? Проявляется ли четко на карте какая-либо особенность в их сочетании?

Русская и Западно-Сибирская равнины разделяются невысокими Уральскими горами. На юге европейской части России расположены молодые и высокие Кавказские горы. К востоку от Среднесибирского плоскогорья находятся горные системы Северо-Восточной Сибири: Верхоянский хребет, хребет Черского и др. На юге азиатской части России располагаются Алтай, Саяны, хребты

Прибайкалья и Забайкалья, Становое и Алданское нагорья. Вдоль побережья Тихого океана протянулись Сихоте-Алинь и Джугджур, на севере их сменяют Колымское, Корякское и Чукотское нагорья. Таким образом, можно сказать, что горные сооружения обрамляют обширные равнины, причем основная часть гор сосредоточена на юге Сибири, северо-востоке и востоке России.

5) Как распределяются высоты на территории страны?

Учащиеся определяют самую высокую и самую низкую точки России (максимальная - Северный Кавказ с вершиной Эльбрус; минимальная - на Прикаспийской низменности, в дельте Волги), а также отмечают общий уклон территории к северу, к берегам Северного Ледовитого океана.

2. Объяснить закономерности размещения основных форм рельефа помогут знания об их происхождении и развитии. Учащиеся выполняют практическую работу № 3 «Установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий, объяснение выявленных закономерностей». Эта работа способствует развитию умений комплексного использования тектонической и физической карт. Задания приведены в рабочей тетради на с. 9-10.

3. Далее рассматривается вопрос о влиянии рельефа на компоненты природы, например, о роли обширных равнинных пространств, открытых к северу, в формировании климата или о значении гор в формировании климата. В совместной беседе учащиеся высказывают суждения о роли рельефа в размещении природных зон, о взаимосвязи рельефа и рек и т. д. Можно также предложить задания-парадоксы, например, какими были бы климат и природные зоны на территории России, если бы горное обрамление было на севере?

4. После этого логично рассмотреть влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Равнины издавна освоены человеком. Здесь расположены крупнейшие города, сосредоточены промышленные предприятия, пути сообщения и т. д. В горах строительство затруднено. Даже небольшое повышение рельефа создает сложности в движении транспорта, требует большего расхода топлива и энергии.

Целесообразно будет рассмотреть таблицу «Взаимосвязь высоты мест и видов деятельности» (Лобжанидзе А. А. География России: эколого-экономические аспекты. С. 11).

 

Вид деятельности

Степень благоприятности

Благоприятно

Ограничено

Неблагоприятно

Промышленность и строительство

до 1500 м

1500-2000 м

более 2000 м

Сельское хозяйство

до 2500 м

2500-3000 м

более 3000 м

Массовый отдых населения

до 2000 м

2000-2500 м

более 2500 м

 

IV. Закрепление материала.

С целью систематизации знаний и умений учащихся по характеристике рельефа на более высоком для них уровне учитель предлагает проанализировать рельеф равнин и гор, используя следующие таблицы:

Анализ рельефа равнин

 

Название равнины

Высота (миним., максим., преоблад.)

Название форм рельефа,

составляющих равнину

Тектоническая структура и её возраст

Возраст отложений, слагающих чехол

Полезные ископаемые

 

 

 

 

 

 

 

Анализ рельефа гор

 

Название горных сооружений

Высоты (максим., преобл.)

Возраст складчатых структур

Возраст отложений,

слагающих горы

Полезные

ископаемые

 

 

 

 

 

 

V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 5, закончить практическую работу, выполнить задание 2 на с. 38-39 в рабочей тетради, выучить номенклатуру географических объектов.






загрузка...
загрузка...