загрузка...

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
ПРИРОДА 8 класс

Раздел III. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

 

Урок 5 8. ЗЕМЛЯ У НАС ОДНА!

 

Задачи: закрепить географические и экологические знания; углубить и расширить знания по охране природы и рациональному природопользованию; развивать творческий потенциал и экологическую культуру школьников; поддерживать интерес к учебной и исследовательской деятельности.

Ход урока

I. Игра «Земля у нас одна». Объяснение правил игры.

При подготовке к игре формируются две команды. В состав жюри могут входить классные руководители, учитель-предметник и 1-2 авторитетных ученика. Техническое оснащение игры несложно. Можно использовать любую вертушку со стрелкой, например, из детской рулетки.

Команды располагаются за сдвинутыми попарно партами. Участники игры должны иметь блокноты и ручки, на столе ведущего - секундомер. Команды заранее готовят для себя эмблемы и девиз, соответствующие тематике игры.

Смысл игры заключается в том, что командам предлагается для обсуждения ряд нестандартных вопросов по экологической тематике. Вопросы сформулированы в двух вариантах, примерно одинаковых по сложности.

После вращения указатель на стрелке отмечает номер вопроса по списку у ведущего, а по цвету сектора - команду, которая отвечает первой. Ведущий называет количество баллов за ответ после консультации с другими членами жюри. В случае неправильного и неполного ответа у команды соперников появляется шанс дать свой вариант и уточнить ответ другой команды. За содержательные уточнения можно получить дополнительные баллы. Команды по жребию отвечают на все подготовленные вопросы. Поскольку количество вопросов каждого цвета (варианта) одинаково и они попарно равноценны, в итоге оказываются заданными все вопросы, хотя и в произвольном порядке. Это обеспечивает равенство начальных условий для каждой из команд. Время на подготовку ответа зависит от сложности и составляет от 1 до 3 минут.

 

II. Игра.

Вопрос 1 . Время на ответ - 1 мин.

Вариант 1

Построить экологическую цепочку «мышь... сыр».

Вариант 2

Построить экологическую цепочку «коршун... яблоки».

Ответ на вариант 1:

Мышь - гнезда шмелей - урожай клевера - удой молока - количество сыра. (Оценка - 5 баллов.)

Ответ на вариант 2:

Коршун - мелкие птицы - личинки вредителей - яблоки. (Оценка - 4 балла.)

 

Вопрос 2. Оценка - 3 балла. Время на ответ - 1 мин.

Вариант 1

Приведите аргументы в пользу ядерной энергетики.

Вариант 2

Тепловая электростанция работает на каменном угле. Может ли она быть источником радиоактивного загрязнения?

Ответ на вариант 1:

Малое количество ядерного горючего, низкие транспортные расходы, нет привязки к крупным рекам или месторождениям горючих ископаемых, незначительное загрязнение воды и воздуха (в случае нормальной работы), низкая стоимость электроэнергии и т. п.

Ответ на вариант 2:

Часто каменный уголь содержит в небольших количествах радиоактивные примеси, например, уран, торий и др. Когда сжигается огромное количество угля, в частицах сажи и шлаках концентрируются несгоревшие радиоактивные примеси.

 

Вопрос 3 . Оценка - 3 балла. Время на ответ - 1 мин.

Вариант 1

Расставьте города Поволжья по степени загрязненности атмосферного воздуха.

Вариант 2

Расставьте предприятия своего города или любого другого города по количеству выбросов в атмосферу.

 

Вопрос 4. Оценка - 2 балла. Время на ответ - 1 мин.

Вариант 1

Если осушить болото в бассейне реки, больше или меньше станет в ней воды: а) весной; б) летом?

Вариант 2

Если вырубить лес в бассейне реки, больше или меньше станет воды в ней: а) весной; б) летом?

Ответ на вариант 1 и 2.

Болота и лес аккумулируют влагу в виде грунтовых вод и снега. После их уничтожения в обоих случаях весной будет происходить энергичное таяние и наблюдаться высокий паводок, т. е. воды будет больше весной, а летом меньше.

 

Вопрос 5 . Оценка - 1 балл за каждый ответ. Время на ответ – 1 мин.

Вариант 1

Исполнить хором народные или современные песни «антиэко-логического» содержания.

Вариант 2

Исполнить хором народные или современные песни «природоохранного» содержания.

Ответ на вариант 1 (примерные):

А) Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла...

Я пойду по полю погуляю,

Белую березу заломаю.

Б) Срубил он нашу елочку

Под самый корешок.

Ответ на вариант 2 (примерные):

А) Не рвите цветы, не рвите...

Б) Не губите, мужики, не губите.

Не рубите дерева, не рубите...

Ради гнездышка грача не губите сгоряча...

 

Вопрос 6. Оценка - 1 балл за каждый ответ. Время на ответ – 1 мин.

Каков новый, экологический и природоохранный смысл народных пословиц и поговорок?

Вариант 1

A) Каждый кулик свое болото хвалит.

Б) Репу да горох не сей подле дорог.

B) Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

Г) Ложка дегтя портит бочку меда.

Вариант 2

A) Черного кобеля не отмоешь добела.

Б) Что имеем - не храним, потерявши - плачем.

B) Лес рубят - щепки летят.

Г) Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Ответ на вариант 1:

Можно предложить разнообразные варианты трактовки содержания поговорок и пословиц. Например:

A) тесная связь организма со средой обитания, его приспособленность к проживанию именно в конкретных условиях (местообитание).

Б) Загрязнение сельскохозяйственной продукции тяжелыми металлами (соединения свинца, кадмия) и другими опасными для здоровья человека веществами вблизи автотрасс.

B) Отсутствие достаточных и своевременных мер безопасности на атомных станциях и химических производствах; отрицательные последствия влияния человека на окружающую среду и запоздалое осознание и понимание этих последствий людьми в целом.

Г) Сброс малых объемов высокотоксичных отходов в реки; попадание нефти в океаны, моря в результате аварий нефтяных танкеров.

Оценка ответов зависит от жюри. Могут быть рассмотрены любые высказывания участников.

Ответ на вариант 2:

А) Невозможность полной очистки побережья от нефти при аварии танкера.

Б) Расточительное отношение к природным ресурсам и окружающей среде в целом.

В) Необходимость полнее использовать отходы и вторичные ресурсы; влияние строительства

промышленных и других объектов на окружающую среду.

Г) Сброс в отвалы ценного минерального сырья; загрязнение окружающей среды и последствия этого.

 

Вопрос 7. Оценка - 2 балла за каждый ответ. Время на ответ - 1 мин.

Как с точки зрения охраны окружающей среды выглядят такие загадки и сказки?

Вариант 1

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит».

Вариант 1

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Зимой в поле лежали,

Весной в реки побежали».

Ответ на вариант 1:

Знаменитая фраза «Не пей из копытца - козленочком станешь» может быть интерпретирована как предостережение от использования источников загрязненной воды.

Незарегулированный сток сахарного или маслосырозавода.

Ответ на вариант 2:

Эпизод с царевной и яблоком - аналог потребления продукции с избыточным содержанием нитратов или ядохимикатов.

Минеральные удобрения, внесенные на поля, с талыми водами попадают в реки.

 

III. Подведение итогов.






загрузка...
загрузка...