ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И ГОР ЮЖНОЙ СИБИРИ - КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ - ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

География России - Природа 8 класс

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И ГОР ЮЖНОЙ СИБИРИ - КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ - ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

Задачи: сформировать знания о природных ресурсах Восточной Сибири и гор Южной Сибири; познакомить с историей освоения региона и его природными уникумами; совершенствовать умения учащихся самостоятельно характеризовать природноресурсный потенциал территории.

Ход урока

I. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

В процессе вводной беседы учитель акцентирует внимание учащихся на богатстве природных ресурсов изучаемого региона. «Российское могущество прирастать будет Сибирью», - сказал великий Ломоносов, когда Сибирь была глухим суровым краем. Его гениальная прозорливость подтвердилась. Сибирь оказалась кладом богатств, в котором обнаружены залежи железной руды и угля, запасы нефти, колоссальные энергоресурсы.

Восток и Запад, Север, Юг Сибири

Прекраснее на свете не найти

Потомками и сверстниками нашими

Проложены туда бескрайние пути.

Ее так просто глазом не окинешь

И не сочтешь богатых недр ее.

Сибирь, Сибирь - жемчужина России,

Прекрасней края нету ничего.

Задает вопрос, вокруг которого строится обсуждение: «Восточную Сибирь называют краем будущего. Насколько справедливо это утверждение? Давайте попробуем поразмышлять вместе. Край будущего - какой он?»


II. Получение новых знаний.

1. Первая часть урока посвящена природно-ресурсному потенциалу региона. Учитель организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника (с. 229-231), картами атласа. Результаты работы учащиеся заносят в таблицу, которая приведена на с. 233 учебника.

После окончания работы учитель задает вопросы на закрепление и обобщение знаний:

1) Какими природными ресурсами располагает Восточная Сибирь?

2) Какими из них она особенно богата?

3) Почему Восточная Сибирь богата разнообразными природными ресурсами?

4) Каких полезных ископаемых особенно много добывается в Сибири?

5) Где в Восточной Сибири добываются железные руды, руды цветных металлов, золото, алмазы? Почему таких месторождений в Сибири много?

6) Как используются в хозяйстве водные ресурсы?

7) Какие природные ресурсы, кроме полезных ископаемых, имеются в Восточной Сибири?

Далее необходимо обсудить вопросы рационального использования природных ресурсов и их охраны.

Учитель. Вопросы охраны и рационального использования ресурсов земли Сибирской является делом государственной важности. Нельзя стремиться брать их у природы как можно быстрее, больше и любой ценой. Можно привести много примеров, говорящих о хищническом разорении окружающей природы. Это и тысячи отработанных скважин, уничтоженная тягачами и вездеходами тундра, следы лесных пожаров, уничтожение зверей и рыбы, затопление земель и многое другое. Наша задача: жить и работать так, чтобы не стали явью стихи Роберта Рождественского:

Леса топорщатся, и степь клубится,

Жара изводит, и снега блестят.

Богаты мы!

Но считанные птицы над считанными рощами летят.

Дрожит камыш на считанных озерах,

И считанные рыбы живут в реке,

И восковые считанные зерна

Неслышно зреют в малом колоске.

Над запахом таежной земляники

Полночный филин ухает из тьмы,

Неужто внуки лишь по Красной книге

Узнают, как богаты были мы.

2. Историю освоения территории Восточной Сибири и гор Южной Сибири учащиеся готовили самостоятельно в виде опережающего домашнего задания (урок № 50). Далее заслушиваются сообщения и обсуждаются интересующие вопросы. Следует уделить время и сообщениям о природных уникумах региона. Можно использовать видеофрагменты, показывающие уникальность и красоту Сибири.


III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 40, письменно ответить на вопрос 3 на с. 233.