загрузка...

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
ПРИРОДА 8 класс

Раздел II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

 

Тема 2. КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ

Урок 51. ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ - БАЙКАЛ

 

Задачи: формировать знания о географическом положении и складчато-глыбовом рельефе Урала, об особенностях климата и размещением речной сети и озер на Урале; развивать знания о причинно-следственных связях в природе; закрепить и обобщить знания о закономерностях размещения полезных ископаемых на Урале; совершенствовать умения учащихся самостоятельно объяснять особенности рельефа и размещение полезных ископаемых.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений по теме «Пояс гор Южной Сибири».

Возможные варианты проверки:

1. Цифровой диктант.

 

I вариант

Термин

II вариант

1

Белки

12

2

Белогорье

11

3

Черневая тайга

10

4

Парковые леса

9

5

Эпицентр

8

6

7

Балл

Нагорье

7

6

8

Грабен

5

9

Заповедник

4

10

Выветривание

3

11

Интрузия

2

12

Фирн

1

 

Определения можно зачитывать в следующей последовательности:

1) Опущенный участок земной коры, ограниченный с обеих сторон сбросами.

2) Обширная, высокоприподнятая горная область, в которой отдельные хребты и горы чередуются с плоскогорьями.

3) Участок территории, на котором сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.

4) Внедрение магмы в толщу горных пород земной коры.

5) Процесс разрушения и изменения горных пород под действием внешних сил.

6) Светлые лиственничные леса с зарослями кустарников и широкими полянами луговой растительности.

7) Крупнозернистый уплотненный лед, расположенный выше снеговой линии в горах.

8) Единица измерения силы землетрясения.

9) Плосковершинные горы с большими пятнами снега, не стаивающего в горах почти все лето.

10) Место на земной поверхности над расположенным в недрах Земли очагом землетрясения.

11) Темная густая тайга из пихты и ели с примесью кедра.

12) Вершины горных хребтов, постоянно покрытые снегом (Алтай, Саяны).

Ответы:

I вариант - 8, 7, 9, 11, 10, 4, 12, 6, 2, 5, 3, 1.

II вариант - 5, 6,4,2, 3,9, 1,7, 11, 8, 10, 12.

 

II. Получение новых знаний.

Данный урок проводится в форме семинара. Вопросы для обсуждения были даны учащимся, как опережающее домашнее задание (см. урок № 48).

1. Местоположение Байкала. Красота озера и прибрежных ландшафтов. «Поющие» пески и другие достопримечательности прибайкальских ландшафтов.

2. История формирования Байкала. Происхождение его котловины. Гипотеза о древней связи Байкала с Северным Ледовитым океаном.

3. Вода Байкала - объем, качество, цвет, прозрачность, температура, мягкость (низкая минерализация). Реки, питающие Байкал.

4. Особенности климата. Высокая ионизация воздуха.

5. Природный комплекс Байкала. Богатство и эндемичность животного мира. Рачок эпишура - естественный фильтратор воды. Донные обитатели. Чувствительность обитателей озера к чистоте воды.

6. Животные ресурсы Байкала - нерпа, омуль, сиг.

7. Байкал - национальное достояние; его научное значение. Заповедники на Байкале.

8. Что угрожает Байкалу? (Строительство и работа предприятий цветной металлургии, химии, энергетики, целлюлозно-бумажной промышленности. Сброс сточных вод в Байкал. Загрязнение атмосферы. Гибель лесов. Загрязнение берегов, их разрушение вследствие добычи песка и гравия).

9. Что сделано для защиты Байкала? (Сокращение сброса сточных вод, закрытие особо опасных производств, запрещение молевого сплава по рекам, перевозки нефтепродуктов, отказ от разработки новых месторождений на берегах озера, запрещение сброса бытовых стоков и др.)

10. Экономическая оценка природопользования Байкала. (Уничтожение пастбищ омуля в связи с поднятием плотиной уровня Ангары; уменьшение популяции эпишуры, низших животных - пищи омуля из-за загрязнения воды; снижение численности нерпы).

11. Как лучше использовать природный комплекс Байкала? Обсуждение проектов учащихся:

А. Проект «Мировой научно-исследовательский центр». Ученые всего мира изучают уникальный природный комплекс Байкал. Страны-учредители и участники помогают создать экологическую защиту озера, установив на предприятиях оборудование для оборотного водоснабжения, очистки стоков, улавливания пылевых выбросов и т. д.

Б. Проект «Национальный парк». Территория Байкала - национальный парк. Оборудованы места для организованного посещения интересных природных объектов и отдыха, наблюдений в природе, экологические тропы.

В. Проект «Туристский центр» предполагает разработку системы международного туристского центра, а также отдыха и оздоровления граждан России.

Учитель направляет обсуждение в русло реальных экологических проблем. Подводя итоги обсуждения, учащиеся делают вывод, что одним из оптимальных решений проблем Байкала может быть объявление его заповедной зоной.

При подготовке к данному уроку учитель и учащиеся могут использовать следующие материалы:

 

Происхождение названия озера Байкал

«Эвенки называли его Лама (эвенк, лама - «море»). Якуты в обиход вводят название Байкал (якутское байкуль - т. е. бай - богатый, куль (коль) - озеро, «Богатое озеро»; байхал, байгал - «большой водоем», «множество воды», «обширный бассейн», «большая глубокая вода», «море»).

Вот какая легенда существует о названии Байкал. Русские давно слыхали, что где-то посреди Сибири есть огромное озеро. Но, как оно называется, никто про то не знал. Когда русские купцы, а потом казаки за Урал пришли и стали к большим рекам Оби и Енисею подходить, они узнали, что около озера, которое день и ночь кипит, люди живут. Узнали те русские, что озеро богато рыбой, а по берегам разные звери ходят, да такие дорогие, которых в свете больше нигде нету. Стали казаки и купцы ториться к тому морю- озеру. Шли не спали, коней не кормили, не знали, когда день кончается и когда ночь начинается. Каждый хотел к озеру первым попасть и посмотреть, какое оно есть, почему оно кипит без отдыху. Шли те купцы и казаки к морю долго - несколько лет, много их дорогой умерло, но живые все-таки дошли и видят перед собой Шаманский камень. Он им дорогу перегородил, свет закрыл. Ни вправо, ни влево от него отвернуть нельзя, кругом такие горы, что поднимешь голову - шапка слетает, а вершины не видно.

Долго ли им тут пришлось жить, но тут на их счастье подошел к ним неведомый человек и назвался бурятом. Русские начали его просить, чтобы провел он их на берег, обвел вокруг моря и показал им дорогу на землю, где они еще не были. Ничего бурят им не сказал, он сложил свои ладони, потом поднес их к лицу и пошел в лес. Русские не стали его задерживать и отпустили.

Снова стали думать купцы с казаками, как же дальше быть. Так жили они долго ли, мало ли, никто ни дня ни месяца не считал. Хотели они уже с последними силами собраться и назад идти, но тут снова пришел тот же бурят и сына своего привел, сказав: «Не обойти мне с вами Байкал, стар я стал - годы давно уже ушли, берите сына, у него глаза светлее, а ноги оленьи».

Ушел старик в тайгу, а сын повел русских новой дорогой, вывел их на берег моря и сказал: «Байкал».

Русские спросили его, что это такое, он им ответил:

«По-нашему, значит огненное место, здесь раньше сплошной огонь был, потом земля провалилась и стало море. С тех пор мы зовем наше море Байкалом». Русским это название понравилось, и они стали называть это море Байкалом».

(А. Сараева.)

 

Жизнь в Байкале

«Славится Байкал и своеобразным животным и растительным миром, населяющим толщу воды и дно озера. Из обитающих здесь 2630 видов и разновидностей животных и растений около 2/3 встречаются только в этом озере. За длительную историю развития Байкала, возникшего много миллионов лет назад, эти живые организмы, приспосабливаясь к особым условиям жизни в озере, сильно отклонились в своих признаках от далеких предков.

Одних водорослей в Байкале насчитывается до 800 видов. Среди них встречаются целые рощи байкальских губок с ветвями высотой до 60-70 см или шаровидной формы.

На рыбных богатствах Байкала издавна развит рыболовный промысел, играющий существенную роль в хозяйстве. Из самых распространенных рыб промыслового значения называют хариуса, сига, налима и, наконец, знаменитого байкальского омуля.

Около 70 % всей вылавливаемой рыбы приходится на омуля. Размеры этой рыбы невелики: длина - 30-40 см и вес - 2-4 кг.

В Байкале живет живородящая рыбка голомянка. Эта глубоководная рыба спускается на глубину 1000 м, но предпочитает плавать на глубинах 250-500 м, ночью поднимаясь всего лишь до 50-100 м. Внешний вид ее необычен: тело рыбы голое, не имеет чешуи, белого цвета с розовым оттенком. Она полупрозрачна, а большие бесцветные плавники голомянки похожи на крылья стрекозы. Длина рыбки 18-20 см. Голомянка содержит настолько много жира, что мертвая не тонет, а плавает на поверхности воды. Выброшенная волной на берег в теплое время года, она под лучами солнца тает, оставляя на земле жирное пятно. В прошлом жители собирали мертвую голомянку, вытапливали из нее жир, который использовался для освещения и в лечебных целях».

(Г. Карпов, А. Соловьев.)

 

Острова на озере Байкал

«Байкал протянулся в длину на 636 км, а ширина озера колеблется от 25 до 79 км. На этом огромном пространстве кое-где возвышаются над водной гладью озера небольшие островки. На мелкомасштабных картах эти островки даже не удается нанести. Есть только два больших острова - Ольхон и Большой Ушканий.

Остров Ольхон вытянулся в длину на 71 км при ширине 8-15 км. Остров расположен ближе к западному побережью. На нем почти нет растительности. Лишь местами встречаются одинокие или растущие небольшими группами деревья. Размываемые прибоем берега острова, в особенности восточные, круто обрываются к урезу воды. У подножия скал волны сверлят пещеры и ущелья, отчленяют большие глыбы, принимающие порой фантастические очертания, напоминающие фигуры людей или животных. Такая разрушительная работа волн в конце концов приведет к полному исчезновению острова.

Почему же Ольхон безлесен, тогда как близлежащее побережье покрыто тайгой? Объясняется это постоянными сильными ветрами, мешающими деревьям заселить остров. Теперь на острове есть рыболовецкий поселок Хужир с собственной электростанцией, хорошей школой и другими культурными и хозяйственными учреждениями.

Другой остров - Большой Ушканий - имеет гораздо меньшие размеры. Здесь много выпадает осадков, и остров покрыт густой лиственничной тайгой. Особый колорит лесу придают своеобразные - «ушканьи» - стройные осины, кудрявые березы с корой темного цвета и сосны, также отличающиеся от тех, что растут на материке. А лиственницы здесь удивительно прямолинейны; возраст их превышает 300 лет...»

(Г. Карпов, А. Соловьев.)

 

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 39.






загрузка...
загрузка...