загрузка...

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
ПРИРОДА 8 класс

Раздел II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

 

Тема 2. КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ

Урок 50. ПОЯС ГОР ЮЖНОЙ СИБИРИ

 

Задачи: формировать умения учащихся самостоятельно характеризовать географическое положение Алтая, Саян, Прибайкалья и Забайкалья и устанавливать его влияние на особенности природы; развивать умения объяснять причины формирования складчато-глыбового и глыбового рельефа пояса гор Южной Сибири и характеризовать закономерности размещения полезных ископаемых в древних горах, щитах и краевых прогибах; формировать знания о разнообразии климатических условий в западной, центральной и восточной частях района; развивать знания о природных условиях и ресурсах типичных природных комплексов - Алтая, Саян, Прибайкалья и Забайкалья; закрепить умение читать физико-географический профиль через территорию Прибайкалья и Забайкалья и сопоставлять его с картами; способствовать самостоятельности мышления учащихся при решении познавательных задач.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений по теме «Восточная и Северо-Восточная Сибирь».

Возможные варианты проверки:

1. Цифровой диктант.

 

I вариант

Термин

II вариант

1

Плоскогорье

12

2

Сопка

11

3

Базальт

10

4

Кряж

9

5

Траппы

8

6

Кимберлитовая трубка

7

7

Антициклон

6

8

Инверсия температуры

5

9

Наледь

4

10

Щеки

3

11

Аласы

2

12

Стланик

1

 

Определения можно зачитывать в следующей последовательности:

1) Скалистые, обрывистые, высокие берега реки.

2) Повышение температуры с высотой.

3) Стелющиеся по земле низкорослые формы деревьев и кустарников, образующих часто густые, труднопроходимые заросли.

4) Равнина с плоской или слегка волнистой поверхностью, приподнятая над уровнем моря более чем на 500 м.

5) Плоские понижения от десятков метров до нескольких километров в диаметре, образующиеся за счет протаивания многолетней мерзлоты.

6) Ледяной бугор, образующийся в результате замерзания речной воды, излившейся на ледяной покров реки.

7) Линейно вытянутая возвышенность, обычно с мягкими округлыми формами.

8) Изверженные горные породы в виде пластообразных залежей, часто образующих ступени в рельефе.

9) Трубкообразные тела округлой или овальной формы, состоящие из изверженной горной породы, содержащей алмазы.

10) Вулканическая горная порода обычно черного цвета.

11) Область тропосферы с повышенным давлением в центре.

12) Название холма или горы с округлой вершиной.

Ответы:

I вариант - 10, 8, 12, 1, 11, 9, 4, 5, 6, 3, 7, 2.

II вариант - 3, 5, 1, 12, 2, 4, 9, 8, 7, 10, 6, 11.

 

II. Получение новых знаний.

1. Изучение особенностей географического положения пояса гор Южной Сибири по картам. Учитель организует работу учащихся по заданиям:

1) По физической карте России, карте пояса гор Южной Сибири (раздаточный материал) и по рис. 75 на с. 210 учебника установите, какие горные системы входят в состав пояса гор Южной Сибири.

2) Опишите географическое положение пояса гор Южной Сибири.

3) Объясните, как внутриматериковое положение этой территории сказывается на ее природных условиях.

2. Для изучения геологической истории формирования гор Южной Сибири, как обычно в таком случае, проводится анализ и сопоставление тектонической, геологической и физической карт территории.

Задание для учащихся:

1) По тектонической карте определите, какие геологические структуры слагают область Южной Сибири. Какой геологический возраст имеют Алтайская и Саянская горные системы? Определите возраст Байкальских гор. Определите геологический возраст Алданского нагорья.

2) Сопоставляя тектоническую и физическую карты, установите закономерности размещения рудных и осадочных полезных ископаемых. Назовите крупнейшие месторождения.

3) Объясните, почему горы Южной Сибири богаты разнообразными полезными ископаемыми как рудного, так и осадочного происхождения.

4) Какие рельефообразующие процессы можно наблюдать в настоящее время в поясе гор Южной Сибири? Как они изменяют рельеф?

В процессе объяснения учитель вместе со школьниками, заполняет на доске таблицу, которую они переносят в тетрадь.

 

Геологическая история развития рельефа гор Южной Сибири

 

Эры, эпохи складчатости

Геологические процессы

Рельеф

Полезные ископаемые

Протерозой.

Байкальская

Вулканизм, складкообразование, магматические интрузии

Высокие складчатые горы Предбайкалья, Забайкалья, Восточный Саян, Становое нагорье

 

Палеозой.

Каледонская

Вулканизм, складкообразование

Высокие складчатые горы: Алтай, Западный Саян, хр. Яблоневый, Борщовочный

 

Герцинская

Вулканизм, складкообразование

 

 

Мезозой

Сильное выветривание

Плато выравнивания, плоскогорья, средневысотные горы

Рудные ископаемые в горах, осадочные - в котловинах

Кайнозой.

Альпийская

Расколы, разломы, поднятия, опускания земной коры, землетрясения; выветривание, ветровая, водная эрозия

Образование складчато-глыбовых гор, горстов,

грабенов; плато выравнивания

 

Современное развитие

Выветривание, эрозия, землетрясения

Плоскогорья, средневысотные складчато-глыбовые и глыбовые горы

 

 

Выполнение этой работы способствует восстановлению в памяти учащихся длительной палеогеографической истории развития земной коры на территории Южной Сибири, совершенствованию знаний о причинно-следственных связях между геологическими процессами и формами рельефа, которые в результате этих процессов создаются.

Закреплению знаний о рельефе, реках и полезных ископаемых пояса гор Южной Сибири помогает работа с контурной картой.

Задания:

1) Обозначьте государственную границу.

2) Подпишите реки - Селенгу, Витим, Катунь, Шилку, Обь, Енисей, Ангару; озера - Байкал и Телецкое.

3) Пользуясь картой учебника, обозначьте и подпишите горные хребты Яблоневый, Борщовочный, Танну-Ола, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян; нагорья - Становое, Алданское; горы - Алтай и Белуха, а также наивысшие точки Саян и Забайкалья.

4) Условными знаками обозначьте Кузнецкий каменноугольный бассейн, медные руды Удокана.

5) Обозначьте заповедники - Баргузинский, Алтайский, Шушенский, Азас, Байкало-Ленский, Витимский, Олёкминский, Сохондинский.

3. Изучение климата Южной Сибири следует начать с анализа содержания климатических карт.

1) Определите средние и минимальные температуры января, средние и максимальные температуры июля, величину и распределение осадков на территории.

2) На основании полученных данных сделайте выводы об особенностях климатических условий Южной Сибири.

Учащиеся рассказывают о континентальности климата и неравномерности распределения осадков по территории: западные области и склоны гор получают осадков значительно больше, чем восточные территории, например, Забайкалье и восточные склоны гор Алтая и Саян.

Учитель напоминает о закономерностях распределения тепла и осадков по склонам гор: температура воздуха с высотой на каждые 1000 м понижается на 5-6°, а количество осадков увеличивается. Холодный климат и обильные осадки способствуют тому, что снеговая линия на северо-востоке Алтая и Саян находится на высоте 2000 м, а на юго-западе - 2400 м. В Забайкалье ледники имеются только в Становом нагорье и занимают незначительные площади.

Климат межгорных котловин, например Кузнецкой, Минусинской, Тувинской, имеет ряд особенностей. Можно предложить выполнить задание:

3) Объясните, почему климат межгорных котловин более континентальный, летом в котловинах теплее, зима холодная и сухая, средняя температура января в районе Тувы -30°, минимум -50 °. Если на западных склонах Алтая, Кузнецкого Алатау, Западного Саяна лето всегда дождливое, а снега наметает 2-2,5 м, то в котловинах - 200-300 мм осадков за год.

4. С целью выявления и изучения типичных природных комплексов Прибайкалья и Забайкалья проводится практическая работа. Ее нужно начать с анализа физико-географического профиля через территорию Прибайкалья и Забайкалья (раздаточный материал).

Вопросы и задания:

1) Сравните рельеф Прибайкалья и Забайкалья.

2) Какими породами сложены горы Байкальской страны и Забайкалье?

3) О каких тектонических процессах в прошлом свидетельствуют сбросы, внедрение туфов, излияния гранитных пород (гранитные интрузии)?

4) Объясните, почему рельеф Забайкалья более выровненный, плоский, чем рельеф Байкальской горной системы.

Далее работа продолжается по карте растительности.

Задания:

1) Определите видовой состав тайги Прибайкалья и Забайкалья.

2) Назовите причины, объясняющие, почему в Забайкалье преобладает лиственничная растительность, а в Прибайкалье - леса из кедра, пихты.

3) Почему в долинах рек Шилки и Аргуни сформировались степи?

4) Назовите общие, характерные в одинаковой степени для Прибайкалья и Забайкалья черты природных условий.

5) Перечислите, чем и почему природные условия Прибайкалья и Забайкалья различаются и от чего это зависит.

 

III. Закрепление изученного материала.

• Объясните, почему горы Южной Сибири имеют складчатоглыбовое и глыбовое строение.

• Докажите, что в горах Южной Сибири проявились тектонические процессы в альпийскую эпоху складчатости. В чем выражается «омоложенность» рельефа этой территории?

• Почему в горах Южной Сибири в настоящее время происходят землетрясения, но не бывает извержения вулканов?

• Предположите, как будут выглядеть горы Южной Сибири к 2100 г. Ответ объясните.

• Почему высшая точка Алтая названа горой Белухой, плоские вершины в Саянах называют «белогорьями», а некоторые хребты называют «белками»?

 

IV. Подведение итогов урока.

Домашняя работа: § 37, 38, нанести на контурную карту объекты номенклатуры, подготовить сообщение об истории освоения территории Восточной Сибири и гор Южной Сибири.





загрузка...
загрузка...