загрузка...


ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
ПРИРОДА 8 класс

Раздел II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

 

Тема 2. КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ

 

Урок 43. СВОЕОБРАЗИЕ ПРИРОДЫ УРАЛА

 

Задачи: сформировать знания о географическом положении и складчато-глыбовом рельефе Урала, об особенностях климата и размещении речной сети и озер на Урале; развивать знания о причинно-следственных связях в природе; закрепить и обобщить знания о закономерностях размещения полезных ископаемых на Урале; совершенствовать умения учащихся самостоятельно объяснять особенности рельефа и размещение полезных ископаемых.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений по теме «Урал - каменный пояс России»

Возможные варианты проверки:

1. Цифровой диктант.

 

I вариант

Термин

II вариант

1

Асимметрия

10

2

Дунит

9

3

Габбро

8

4

Периодотит

7

5

Цирк

6

6

Трог

5

7

Курум

4

8

Снежник

3

9

Горст

2

10

Елань

1

 

Определения можно зачитывать в следующей последовательности:

1) Обширная каменистая россыпь и нагромождение камней на склонах и плоских вершинах гор.

2) Естественное чашеобразное углубление в привершинной части гор, образующееся при морозном выветривании.

3) Пастбище, луг.

4) Различие в крутизне склонов горных хребтов.

5) Глубинная магматическая зернисто-кристаллическая горная порода, состоящая в основном из полевого шпата, авгита.

6) Приподнятый участок земной коры, ограниченный с обеих сторон сбросами.

7) Корытообразная долина, след древнего оледенения.

8) Глубинная магматическая горная порода, состоящая в основном из зернистого минерала оливина с примесью хромистого железняка.

9) Глубинная магматическая горная порода, состоящая в основном из зернистого минерала оливина, имеющая темную окраску.

10) Неподвижное скопление снега и льда в защищенных от солнца и ветра местах, не тающего даже в течение года.

Ответы:

I вариант - 7, 5, 10, 1, 3, 9, 6, 2, 4, 8.

II вариант - 4, 6, 1, 10, 8, 2, 5, 9, 7, 3.

2. Индивидуальный устный опрос.

1) В результате, каких процессов сформировался современный рельеф Урала? Сравните рельеф Урала и Кавказа и объясните причины различий в рельефе.

2) Где наблюдается процесс морозного выветривания и какие формы рельефа в результате него образуются? Где на Урале происходят карстовые процессы. Чем это объясняется?

3) Где и почему на Урале образовались останцы и глыбовые формы рельефа?

4) Где и среди каких пород добываются на Урале рудные полезные ископаемые? С какими тектоническими процессами связано их образование?

5) Почему на Урале особенно много рудных полезных ископаемых? Сравните по богатству полезными ископаемыми Урал и Кавказ и объясните причины различий.

6) Какие полезные ископаемые добываются в Предуральском краевом прогибе? Назовите месторождения и объясните, почему на западном склоне Урала добываются полезные ископаемые осадочного происхождения в отличие от восточного склона Уральских гор.

Эти вопросы учитель может предложить учащимся на карточках для письменных ответов. В дополнение можно использовать задания для закрепления материала предыдущего урока.

 

II. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

При изучении природы Северного, Среднего и Южного Урала учителю важно сформировать конкретные знания о природных условиях и ресурсах в природных комплексах. С этой целью вводная беседа строится на вопросах.

1) По какому плану изучаются природные комплексы?

2) Объясните, почему сначала нужно характеризовать географическое положение природного комплекса.

3) Какие компоненты в горных природных комплексах являются главными, определяющими развитие других компонентов природы?

4) Какими картами необходимо пользоваться при характеристике природных комплексов?

 

III. Получение новых знаний.

1. Для горных природных комплексов характерна высотная поясность климата, растительности и почв. Поэтому при изучении смены почвенно-растительных зон на Урале рекомендуется использовать схематические рисунки вертикальной поясности Северного, Среднего и Южного Урала (рис. 69 на с. 187 учебника).

Учитель предлагает учащимся вопросы и задания:

1) По рисунку 69 расскажите, как сменяются природные зоны с поднятием вверх в разных частях Урала.

2) Объясните разницу в наборе поясов на Полярном и Южном Урале.

3) Как проявляется положение в определенной зоне на природе гор?

4) Какая закономерность прослеживается в наборе высотных поясов при движении с севера на юг? Как изменяется высотное положение поясов?

2. Отличительные черты Предуралья и Зауралья учащиеся самостоятельно разбирают по тексту учебника (с. 187 учебника), а затем коллективно обсуждают. Иллюстрировать положения учебника нужно по картам атласа:

1) Определите, какое количество осадков выпадает в Предуралье и Зауралье.

2) Какие изотермы июля и января характерны для этих районов?

3) Назовите природные зоны Предуралья и Зауралья.

3. Характеристику природных комплексов Урала можно организовать в форме семинарского занятия (в хорошо подготовленных классах) или самостоятельной работы с текстом учебника в виде таблицы.

Учитель дополняет рассказы учащихся, при этом можно использовать следующие описания регионов Урала.

 

Южный Урал

Горный Южный Урал очень красив. Особую прелесть придают ему долины быстрых рек западного склона: Уфы, Белой, Юрюзани, Инзера, Сима, Ая - и верховье реки Урал на восточном склоне. Озера блестками рассыпаны в горах и на зауральской равнине. Горное озеро Тургояк - жемчужина Урала; по красоте своей оно не уступает многим прославленным озерам Западной Европы.

В ясную погоду с плоской, сильно разрушенной и покрытой каменными глыбами вершины горы Иремель к западу открывается широкая панорама на более низкие цепи гор. Леса густым покровом закрыли склоны и сглаженные вершины хребтов, лишь кое-где оставив отдельные скалы - шиханы, напоминающие сторожевые башни старинных замков. Реки глубоко врезались в мертвое, остывшее тело старого Урала, расчленяя его. За горами, на равнине, степи с шиханами по рекам Белой, Деме, Чермасану чередуются с дубравами и липняками. Здесь «аксаковские» места. Неузнаваемо изменился теперь их облик. Где раньше бродили лишь табуны коней, теперь несчетное количество буровых скважин и нефтяных вышек. Темным маслянистым потоком идет нефть на нефтеперерабатывающие заводы Уфы и по нефтепроводам в Зауралье, через горы, в Сибирь.

 

Средний Урал

В Среднем Урале природа наиболее изменена трудом человека. Десятки небольших заводов вековой давности в наше время стали здесь крупными центрами металлургии и тяжелого машиностроения, переработки леса, изготовления художественного литья, гранения драгоценных камней. Сотни новых предприятий, рудников, шахт возникли на вновь открытых месторождениях. На реках мощные плотины и гидроэлектростанции, вместо прежних заводских прудов громадные водохранилища. По широким просекам протянулись нити высоковольтной электросети. Мерный такт электровозов на железных дорогах. Бесконечный поток автомашин на прежних сибирских трактах и новых дорогах.

 

Северный Урал

Северный Урал по сравнению со Средним Уралом кажется безмолвной и мрачной тайгой. Вековые сосны, лиственницы, замшелые стволы елей и пихт покрывают склоны гор на пространстве сотен тысяч квадратных километров. Несмотря на кажущееся безмолвие, тайга Северного Урала полна жизни. Здесь богатейшие места для охоты. В тайге бродят и красавец лось, и бурый медведь, и куница с ее ценным блестящим мехом, и еще более дорогой соболь, и росомаха, и белка, и еще множество других больших и малых зверей. А пернатой дичи и того больше: тут и тетерева, и глухари, и рябчики, и масса мелкой птицы скрывается в лесных чащобах.

С самолета отчетливо видны среди лесного моря голые серые пятна - это вершины и гребни гор, покрытые каменистыми россыпями с причудливыми скалами из крепких кристаллических горных пород. Иногда такие скалы-останцы, окруженные крупными обломками россыпей, высятся в виде неприступных столбов, местами же они громоздятся какими-то сказочными руинами. Каменные россыпи (курумы) опускаются по склонам гор, уходя под полог леса.

 

Приполярный Урал

Приполярный Урал особенно дик и суров. Хребет подразделяется здесь на Большой и Малый Урал. Глубокие ущелья разрезают горные кряжи. На вершинах и склонах среди остроугольных голых каменных обломков скудная растительность тундры; лишь в долинах да на южных склонах гор кое-где приютились угнетенные, изуродованные снегом и ветром деревья. Дикий северный олень, песец, росомаха, белая куропатка, летом на болотах утки и кулики - вот обитатели этих мест. По обе стороны хребта на равнинах раскинулась своеобразная заболоченная тайга: на запад - елово-пихтовая, на восток - елово-кедрово-лиственничная.

 

Полярный Урал

На Крайнем Севере Урала зима тянется 8 месяцев, а короткое пасмурное лето с не заходящим за горизонт солнцем - всего лишь немногим более двух месяцев.

Полярный Урал мертвенно тих в безветренные зимние дни и грозен во время сильной пурги. В декабре-январе пурга не прекращается иногда до 12 суток подряд. Снежная пыль проникает всюду, ветер сбивает с ног. Здесь царство тундры и в горах, и на равнинах.

Когда же под лучами весеннего солнца вскрываются реки системы Кары и Печоры, тундра оживает. На еще недавно унылых, пустынных, заснеженных равнинах появляются зайцы, песцы, волки, лемминги, болота и озера оглашаются шумливым гомоном лебедей, гусей, уток, гагар, бекасов; прилетают сюда и жаворонки.

А в теплые летние дни над тундрой царит комар, заставляющий откочёвывать оленей поближе к морскому побережью с его освежающими ветрами или же на возвышенные участки тундры.

В течение короткого лета быстро завершает цикл своего развития низкорослая подушкообразная растительность кустарников и пятнистой приуральской тундры: мхи, ягель, морошка, куропаточья трава, полярная ива, карликовая береза, багульник.

Каменный пояс

На запад отсюда - равнина,

К востоку - другая: Сибирь;

Меж ними отроги раскинул

Гранитный Урал-богатырь.

 

И первым, кто с волжских ли плесов,

С Поморья ли шел на восход,

Все время громады утесов

Казались подобьем ворот.

 

Точеная глыба сорвется

И долго грохочет потом.

Торопятся землепроходцы:

А что там за этим хребтом?

 

И вдруг постигали в волненье,

Что гордый Урал неспроста

Под тучи вознес, как ступени,

Крутые уступы хребта.

 

Вознес, чтобы с верхнего камня

Взглянуть им, как смотрит орел,

В просторы лесного Прикамья

И в степь, где играет Тобол.

 

Взглянуть и связать воедино

И в мыслях, и в сердце своем

И ту, и другую равнину,

Как поясом этим хребтом.

(Г. Карпов, А. Соловьев.)

 

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 33, выполнить практическую работу на контурной карте (с. 52 в рабочей тетради на печатной основе).






загрузка...
загрузка...
загрузка...