загрузка...

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
ПРИРОДА 8 класс

Раздел II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ

 

Тема 2. КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ

 

Урок 37. РУССКАЯ РАВНИНА. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ

 

Задачи: актуализировать и продолжить формирование знаний о природном районировании; сформировать знания об особенностях природы Восточно-Европейской равнины; развивать умение объяснять взаимосвязи природных компонентов, формирование географического облика территории.

Ход урока

I. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Вводная беседа проводится с целью актуализации опорных знаний, которые являются фундаментом новой темы. Учащиеся выполняют следующие задания и отвечают на ряд вопросов.

1. Назовите главные и общие признаки природных комплексов поверхности Земли.

2. Определите причины формирования природных районов, подтверждая свои выводы примерами по климатической, почвенной картам и карте растительности.

3. Расскажите о взаимодействии зональных и азональных факторов в формировании природных районов.

4. Назовите крупные природные районы на территории России.

Систематизировав ответы учащихся, учитель сообщает, что крупные природные районы объединяют значительные территории, имеющие общие черты, единство в происхождении и развитии, геологическом и тектоническом строении, рельефе, ландшафтах. Это целостная природная территория, имеющая своеобразный облик, определенное, только ей свойственное, географическое строение. Каждый природный район индивидуален, неповторим, единственен и прекрасен по-своему. Нельзя спутать Русскую равнину и Западно-Сибирскую низменность, Урал и Восточную Сибирь. Каждый регион отличается от другого, и люди, живущие в разных местах, как бы «впитывают в себя» все особенности своей местности. В жизни мы наблюдаем, как отличается северянин от южанина, сибиряк от волжанина, житель средней полосы от таежного жителя и т. д. Почему так происходит? Каковы особенности природы в различных районах? Как они влияют на человека? Об этом мы узнаем познакомившись с темами сегодняшнего урока «Русская равнина».

Следующий этап вводной беседы - изучение по плану комплексной характеристики крупных природных районов. Учитель комментирует его, а учащиеся записывают в тетрадь.

План комплексной характеристики крупного природного района

1. Географическое положение и его влияние на формирование природных условий территории.

2. Рельеф, его связь с геологическими структурами и закономерности размещения полезных ископаемых.

3. Климат, названия типов климата, качественная и количественная характеристика условий, коэффициент увлажнения.

4. Внутренние воды, их связь с рельефом и климатом.

5. Почвы, растительность, животные, их зависимость от климата, взаимодействие и взаимная обусловленность в развитии.

6. Особенности природных условий территории и причины, объясняющие эти особенности.

7. Природные ресурсы, их хозяйственное использование, мероприятия по охране и преобразованию природы.

 

II. Получение новых знаний.

При изучении этой темы «Крупные природные районы. Природа регионов России» можно использовать наиболее активные формы организации познавательной деятельности учащихся. Доля практической и самостоятельной работы школьников с разнообразными источниками географических знаний может быть значительно увеличена. Практические задания и упражнения направлены на формирование умений применять теоретические знания к конкретной территории. Самостоятельные работы различаются по уровню сложности и способствуют развитию интереса к изучению различных регионов страны. Учитель только координирует и оценивает деятельность школьников, предоставляя им выбор вариантов заданий и методов работы. При изучении природных районов России желательно организовывать семинары, конкурсы, игры, диспуты, дать опережающие домашние задания и т. д.

Изучение природы Русской равнины целесообразно организовать в виде совместной с учителем практической работы с элементами объяснения. Учащиеся должны усвоить структуру изучения природного района для того, чтобы затем применять эти умения в изучении других районов.

1. Сначала рекомендуется восстановить в памяти учащихся понятие о географическом положении. Для закрепления этих знаний и формирования конкретных знаний о географическом положении Восточно-Европейской равнины проводится работа по физической карте России и карте Европейской части страны.

Вопросы и задания:

- Где находится Русская равнина? Как она выделяется на физической карте? Каковы её естественные рубежи?

- Определите протяженность равнины с севера на юг и с запада на восток: от 70° с. ш. до 45° с. ш., от 20° в. д. до 58° в. д.

- Как протяженность равнины с севера на юг сказывается на изменении на ней природных условий?

- Объясните, как открытость равнины к Северному Ледовитому океану сказывается на ее природных условиях.

- Объясните, как Атлантический океан и Северо-Атлантическое течение влияют на природу равнины.

Учитель. Площадь Восточно-Европейской равнины - 4 млн. км2. Она одна из крупнейших в мире.

2. Прежде чем приступить к изучению особенностей тектонического строения и рельефа Восточно-Европейской равнины учащимся необходимо вспомнить понятие о платформе.

- Что является причиной равнинности такой огромной территории? Какой источник знаний поможет нам понять эту причину?

- Какие участки земной коры называют платформами? Какими основными признаками характеризуются платформы?

- Какие формы рельефа располагаются на платформах?

- Проявляются ли внутренние процессы земной коры на платформах? Какие внешние рельефообразующие процессы можно наблюдать в настоящее время на платформах и какие формы рельефа они образуют?

По тектонической карте определите части Русской платформы, которые отличаются от всей остальной территории.

Учитель. Это Балтийский щит и Воронежский массив.

- Что такое щиты? Какие формы рельефа им соответствуют?

- Сравните тектоническую карту с геологической в районе Балтийского щита и Прикаспийской низменности. Где выходят самые древние породы и самые молодые? Подумайте, как выглядят эти районы в рельефе на поверхности.

Учитель. Выход древних пород на поверхность обнаруживается на Балтийском щите, в рельефе это выражено возвышенными формами. Поверхность Прикаспийской низменности сложена самыми молодыми породами, которые образуют верхний слой огромного осадочного чехла, рельеф плоский, низменный.

Работа с геологическим профилем Восточно-Европейской платформы станет подтверждением сделанных выводов. Далее учитель организует работу с физической картой Русской равнины для анализа рельефа поверхности.

Задание:

- Рассмотрите физическую карту. Каковы особенности рельефа Восточно-Европейской равнины?

Учитель. Несмотря на общую равнинность территории, легко заметить, насколько неоднородна поверхность Русской равнины. Низменности и возвышенности соответствуют неровностям фундамента. Ученые-тектонисты также установили, что многие речные долины заложились над разломами фундамента платформы.

Но на Восточно-Европейской равнине есть неровности, холмы, гряды и другие формы, созданные внешними процессами. В первую очередь, конечно же, видно огромное влияние оледенения на образование морено-ледниковых форм рельефа (Смоленской и Московской возвышенностей, Мещеры и др.). Спускаясь с территории Скандинавского и Кольского полуостровов и Урала, ледник разрушал твердые горные породы, сносил и тащил валуны, формируя узкие, извилистые, протяженные долины. Останавливаясь, ледник откладывал все, что тащила с собой масса льда в несколько миллионов тонн. Так образовывались гряды и холмы. При отступлении ледника оставались огромные озера: Ильмень, Чудское, Псковское и др. В средней полосе равнины и на юге её в настоящее время активно протекают явления водной и ветровой эрозии. Этому способствую, с одной стороны, полого-холмистый рельеф и мягкие, рыхлые, легко разрушаемые водными потоками и ветрами горные породы, и, с другой стороны, особенности климатических условий: континентальность климата, частые ветры-суховеи и осадки ливневого характера. Велика роль человека в этом процессе хозяйственной деятельности.

3. Для того чтобы углубить и закрепить знания учащихся об особенностях климата, его влиянии на весь природный комплекс, учащимся предлагается для анализа таблица (она заранее готовится и является раздаточным материалом).

 

Климатические показатели природных зон Русской равнины

 

Природная зона

Город

Средняя температура, °С

Средняя годовая облачность, %

Коэффициент увлажнения

января

июля

года

 

 

Тундра

Нарьян-Мар

-16,8

12,1

-3,5

76

1,30

Тайга

Пермь

-15,4

18,0

1,3

70

1,25

Смешанные и широколиственные леса

Москва

-10.3

17,8

3,6

64

1,14

Казань

-13,0

20,0

2,7

68

0,72

Лесостепь

Тамбов

-10,7

20,1

4,8

60

0,73

Степь

Саратов

-10,8

21,2

4,9

56

0,43

Полупустыня

Астрахань

-7,0

25,2

9,2

50

0,22

 

Вопросы и задания:

1) Проанализируйте средние температуры самого холодного месяца (для тундры - это февраль). Как они изменяются?

Учащиеся устанавливают, что температура повышается с севера на юг, т. е. на севере самые большие холода.

2) Определите, как изменяется средняя температура самого теплого месяца.

Учащиеся устанавливают, что она также увеличивается с севера на юг.

Такая же тенденция характерна для среднегодовой температуры. Таким образом, учащиеся делают вывод, что при движении на юг становится теплее и температура повышается.

3) А как изменяются облачность и увлажнение?

Облачность и увлажнение уменьшаются при движении с севера на юг.

4) Какую закономерность отражают климатические показатели Восточно-Европейской равнины?

Климатические показатели подтверждают закон широтной географической зональности.

Закрепить знания поможет работа с таблицами и картами атласа.

Задание 1. По показателям определите природную зону: среднегодовая температура +3,5 °С, облачность 65 %, коэффициент увлажнения 1,1. (Это зона лесов.)

Задание 2. Выясните, правильно ли охарактеризована зона степей: средняя температура января -2,0 °, самого теплого +21,0 °С, облачность 75 %, коэффициент увлажнения 0,8. Какие показатели не соответствуют зоне степей? Почему? Обоснуйте свой ответ. (В степи континентальный климат, зимой холодно, морозы, а облачность менее 75 %, и коэффициент увлажнения также меньше.)

Если учителю легче организовать работу с физико-географическим профилем (с. 154 в учебнике), то можно предложить учащимся такие задания:

1. Проследите, как возрастает средняя температура июля. Назовите причины этого климатического явления и объясните, как изменения температуры воздуха летом сказываются на испаряемости и испарении.

2. Проследите, как меняется коэффициент увлажнения с севера на юг. Где наблюдается избыточное увлажнение, где - достаточное, а где - скудное? Объясните причины этих увлажнений.

3. По профилю установите, влияют ли климатические изменения на растительность и почвы.

Затем следует обратить внимание учащихся на то, что на Восточно-Европейской равнине наблюдаются климатические различия не только между севером и югом, но и между западными и восточными областями равнины. Чтобы убедиться в этом, проводится анализ климатической карты в атласе на с. 14—15. На карте видно, что, например, Брянск и Самара расположены приблизительно на одной широте, но различаются средним годовым количеством осадков, средними температурами лета и зимы. Климат Брянска более влажный, мягкий, менее континентальный по сравнению с климатом Самары.

Можно предложить учащимся подумать над вопросом: «В чем причины климатических различий западных и восточных областей равнины?» Заслушав ответы учащихся, учитель дополняет сведения пояснениями о развитии циклонической деятельности над западными областями равнины, которая наблюдается в морских воздушных массах с Атлантического океана. Используя знания об удельной теплоемкости воды, учащиеся могут самостоятельно объяснить, почему морские умеренные воздушные массы с Атлантики приносят на равнину осадки и понижение температуры воздуха, а зимой - снегопады, повышение температуры воздуха и даже оттепели.

На климат равнины оказывают влияние также и антициклоны, которые приходят с севера с арктическим воздухом и с востока с континентальным умеренным воздухом из Сибири. Летом иссушающую роль играют континентальные тропические воздушные массы из Средней Азии, которые приходят в виде суховеев.

4. После анализа климатических условий на Восточно-Европейской равнине учитель делает логический переход к характеристике речной и озерной сети региона, ведь климат в первую очередь влияет на этот компонент природы. Работа учащихся по карте.

Задания:

1) Определите основные речные системы Восточно-Европейской равнины.

2) Выявите различия в густоте речной и озерной сети северной и южной частей равнины.

3) Объясните, почему величина годового стока Печоры в 4 раза больше годового стока Дона и составляет у Печоры 130 км2, а у Дона - 30 км2, несмотря на то что длины рек одинаковы, площади бассейнов почти равны и среднее годовое количество осадков в бассейнах этих рек также почти одинаково.

Учитель дополняет ответы учащихся рассказом о реках Русской равнины. Реки соединяют территорию равнины в единое целое. Они создают неповторимый ландшафт местности: речные русла, низкие поймы, высокие берега, террасы и др. Основное питание рек - снеговое, дождевое, подземное. Северные реки полноводны, величавы, с шумным ледоходом и большим весенним половодьем.

Но в холодной воде северных рек все химические процессы идут медленнее, поэтому у них пониженные возможности самоочищения. Сейчас в северные реки сбрасывают тысячи тонн сточных вод, что приводит к гибели ценных пород рыб, оскудению рек и озер.

Символ Русской равнины - река Волга, самая крупная река. Она начинается со студеного ключа в валдайских лесах и проходит путь длиною в 3690 км. Её долина пересекает четыре природные зоны и придает каждому участку своеобразную красоту. После впадения Камы ширина реки достигает 2 км. Обходя скалистые, покрытые лесом известняковые Жигули, река образует изгиб, называемый Самарской Лукой. На Прикаспийской низменности от Волги отделяется рукав Ахтуба, и возникает Волго-Ахтубинская пойма. Земля этой поймы обильна и плодородна. Она начинается в 170 км от Каспия. Дельту Волги сравнивают с рогом изобилия, повернутым к Каспию.

Волга - любимая река народов Европейской части России. Образ Волги одушевлен в былинах, песнях, сказаниях. Чаще всего реку связывали с образом матери: «Волга-матушка...». Волга в давних песнях была символом удали, воли, свободы. Любопытный факт: в старину крупные волжские города располагались таким образом, что на правом берегу стояли те из них, которые носили мужское имя (Ярославль, Нижний Новгород, Симбирск, Саратов, Царицын), а на левом - женское (Кострома, Казань, Самара, Астрахань).

В настоящее время Волга находится в катастрофическом положении. Это уже не река, а целая система водохранилищ. Сотни предприятий химической и металлургической промышленности сбрасывают грязные стоки в реку. По притокам и малым рекам идут отравленные химикатами стоки с ферм, полей. Под угрозой находится стадо осетровых рыб. Необходимо осуществить систему мер по спасению Волги.

5. В заключение разбирается вопрос об особенностях почв и растительности на территории Восточно-Европейской равнины. Формированию у учащихся знаний о закономерных зональных изменениях растительности и почв помогает анализ физико-географического профиля (раздаточный материал).

Задания:

1) Проследите, как меняется растительный покров на равнине при движении на ней с севера на юг.

2) Установите влияние климатических условий (температур лета и коэффициента увлажнения) на характер растительности на равнине; объясните, какие климатические условия способствуют произрастанию лесов. Объясните, что мешает произрастанию лесов на юге и севере равнины.

3) Проследите по профилю изменение почвенных зон на равнине; назовите почвы северной части равнины и природные условия, при которых они сформировались.

4) Сделайте вывод о ведущих природных факторах, определяющих зональные изменения физико-географических условий на Восточно-Европейской равнине.

Обобщая ответы учащихся, необходимо подвести их к выводу о том, что широтную зональность на равнине прежде всего определяет равнинность рельефа и умеренно континентальный климат.

 

III. Закрепление материала.

При наличии времени на уроке можно провести закрепление материала, еще раз вернувшись к основным вопросам урока:

• Как влияет тектоническое строение на рельеф Восточно- Европейской равнины?

• Объясните, почему явления водной и ветровой эрозии слабо выражены на севере равнины, но активно протекают на юге?

• Почему в обнажениях горных пород в Подмосковье можно наблюдать несколько погребенных морен?

• Почему среди осадочных пород, покрывающих равнину, есть породы как морского, так и континентального происхождения?

• Докажите, что рельеф равнины продолжает изменяться и в настоящее время.

• Чем характеризуются климатические условия на севере, в средней полосе и на юге равнины?

• Почему умеренные воздушные массы зимой влажные и теплые, а летом - влажные и прохладные?

• Объясните, почему над Арктикой и летом, и зимой формируются холодные, сухие и прозрачные воздушные массы, которые приходят на равнину в виде антициклонов.

• К каким природным изменениям может привести вырубка леса в лесотундре?

• Как изменятся природные условия тундры при чрезмерном её использовании под пастбища оленей?

 

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 27, нанесите объекты географической номенклатуры на контурную карту, письменно выполнить задание: «Определите, на берегах каких рек и озер расположены города Рязань, Владимир, Тверь, Ростов Великий, Архангельск».






загрузка...
загрузка...