загрузка...

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
ПРИРОДА 8 класс

Раздел I. ПРИРОДА

Тема 3. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Урок 20. ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ. ОПАСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ВОДАМИ

 

Задачи: систематизировать знания учащихся о роли воды в природе и хозяйстве; сформировать понятие «водные ресурсы»; изучить размещение водных ресурсов на территории России и использование их в хозяйстве; расширить представления учащихся об опасных явлениях, связанных с водами, и их предупреждении; познакомить с водными ресурсами своего региона, мерами по охране и восстановлению водных ресурсов России.

Ход урока

I. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Урок, посвященный обсуждению проблемы водных ресурсов в России, должен не только дать знания учащимся, но и способствовать формированию экологического мышления, т. е. с этого урока учащиеся должны вынести четкое представление и убеждение о правильном использовании водных ресурсов. Начиная урок, учитель в процессе беседы должен стремиться актуализировать и обобщить знания учащихся о воде и её роли в природе.

«Много чудес создала волшебница-природа. И, пожалуй, самое удивительное из них - вода. Ежедневно сотни миллионов людей встречаются с этим простейшим по химическому составу веществом, совсем не задумываясь о его поразительных свойствах. Вода - и это знает каждый — необходима для существования животных и растений, для нашей собственной жизни. Известно, что органическая жизнь на нашей планете зародилась в воде и развивается благодаря ей, точнее - благодаря содержащимся в водных растворах питательным элементам.

Вода не только способствовала зарождению органической жизни на Земле. Она активно воздействовала на формы поверхности нашей планеты: быстро текущие потоки промывали рытвины и целые ущелья как в мягких, так и в твердых породах. Процессы изменения земной поверхности с участием воды происходят и сейчас: морской прибой, например, разрушает побережья; бурные горные реки обрушивают крутые берега; на отмелых участках рек и озер под влиянием течений появляются песчаные косы и намывные острова».

(Большая энциклопедия природы. Вода и воздух. - С. 5-7.)

«По образному выражению академика А. А. Карпинского, «вода - это живая кровь, которая создает жизнь, где её не было». А по мнению выдающегося геохимика А. Е. Ферсмана, «вода является самым важным минералом на Земле, без которого нет жизни».

В настоящее время воду изучают почти все естественные науки - физика, химия, океанология, гидрология, метеорология, биохимия и др. Однако вода до сих пор хранит много тайн и обладает пока еще необъяснимыми свойствами. Уже две с половиной тысячи лет человек не может объяснить замечательное свойство воды существовать в твердом, жидком и парообразном виде. Сам факт существования воды на Земле в трех фазах делает это вещество удивительным и необыкновенным».

(Бенькович Т. М. и др. Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл. - С. 63-64.)

 

II. Получение новых знаний.

1. Понятие «водные ресурсы» учащиеся самостоятельно выписывают в тетрадь из учебника (с. 84). Учитель только дает пояснения к этому понятию.

Учитель. Водные ресурсы - это не все природные воды. К водным ресурсам относят те воды, которые можно использовать в хозяйстве. В настоящее время к водным ресурсам относят и слегка минерализованные воды, которые можно использовать, например, для водопоя скота в засушливых областях. Историческое понятие «водные ресурсы» все время расширяется, т. е. человек все больше осваивает разные виды вод. Наиболее ценны поверхностные пресные воды рек, озер, болот, ледников, снежного покрова - основные источники питьевого водоснабжения. Всего они составляют 45000 м3, но распределены очень неравномерно. В европейской части страны, где живет около 70 % населения, сосредоточено всего 20 % водных ресурсов. Подземные воды распределены более равномерно.

2. Как используются водные ресурсы в хозяйственной деятельности человека, учащиеся самостоятельно разбирают по тексту учебника (с. 84-86). Можно предложить им составить схему, которая бы кратко отражала этот вопрос. Учитель дополняет текст учебника своим рассказом.

 

 

Учитель. Сельское хозяйство потребляет пресной воды больше, чем другие отрасли народного хозяйства (58 %). Например, для выращивания тонны пшеницы требуется 1500 т воды, тонны риса - 7000 т.

В промышленности вода используется для растворения, смешивания, очищения и т. д. Наиболее водоемкими являются производство искусственного волокна и шерстяных тканей, очистка нефтепродуктов и металлургия. Для производства 1 т меди требуется 5 т воды, 1 т капрона - 5600 т, 1 т каучука - 1550 т.

Вода - это источник энергии. В наши дни гидроэнергетика играет заметную роль в экономике страны. В России построены самые мощные гидроэлектростанции мира - Саяно-Шушенская, Красноярская и Братская.

По водным путям дешевле перевозить пассажиров и грузы, легче проникать в отдаленные районы.

Потребности в чистой пресной воде постоянно увеличиваются. В среднем на одного жителя в нашей стране приходится 170 л в сутки, в больших городах - более 300 л.

3. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и проблемы рационального использования воды обсуждаются школьниками в процессе беседы. Учителю важно не только сформировать знания, но и подвести учащихся к выводам, оценкам и пониманию необходимости сохранения чистоты природных вод как залога нашего существования на Земле. Учитель обращает внимание учащихся на то, что каждый из них может внести свой вклад в решение этих важных проблем.

«Основными причинами возникновения водного дефицита и сокращения водных ресурсов стали расточительство и загрязнение поверхностных и подземных вод. Особый вред природной среде наносят техногенные загрязнители - это отходы производства и различные химические элементы, входящие в состав продукции.

Распашка земель, вырубка лесов, осушение болот в бассейнах рек приводят к изменению водного режима рек, пересыханию ключей и родников. При неправильном применении удобрений и многократном превышении норм значительная часть их смывается в водоемы и просачивается в подземные воды, что приводит к химическому загрязнению рек и озер. Лесосплав ведет к загрязнению рек топляком (утонувшие стволы деревьев) и продуктами его гниения. При наличии нефтяного загрязнения водоемы гибнут.

По данным Всемирной организации здравоохранения, употребление загрязненной воды вызывает 80 % всех заболеваний.

Качество - это характеристика состава и свойств воды, определяющая возможность ее использования для различных нужд человека. Анализ качества воды выполняют гидрохимические лаборатории. При этом определяются такие показатели, как температура, запах, вкус, прозрачность, мутность, содержание вредных веществ, кишечных палочек и т. д. Содержание в воде вредных веществ должно соответствовать предельно допустимым концентрациям (ПДК), т. е. гигиеническим нормативам. Для промышленных предприятий разработаны нормы предельно допустимых выбросов (ПДВ) - максимальных количеств веществ в сточных водах, допустимых для сброса в единицу времени с учетом способности водоема к самоочищению.

В охране водных ресурсов большую роль играет строительство очистных сооружений, внедрение метода оборотного водоснабжения в производстве, регулирование стока рек, очистка вод, дна рек, озер, перепрофилирование экологически опасных производств и другие водоохранные мероприятия.

И все же предпринимаемые в настоящее время природоохранные меры, а также существующая в России система контроля не обеспечивают экологическую безопасность. Загрязнение воды продолжает наносить материальный и моральный ущерб».

(Бенькович Т. М. и др. Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл. - С. 64-65.)

4. При изучении опасных явлений, связанных с водами, следует напомнить учащимся, что это такие природные явления, которые проявляются как мощные разрушительные силы, не подвластные человеку и опасные для его жизни, здоровья, деятельности. С водой связаны оползни, сели, лавины, эрозия, наводнения, цунами. Некоторые из них были рассмотрены ранее при изучении рельефа, снежного покрова. Все эти стихийные бедствия возникают и независимо от человека и под его влиянием. Человек в процессе своей хозяйственной деятельности (освоение труднодоступных территорий, разработка месторождений полезных ископаемых, осушение болот, строительство и т. д.) бесцеремонно вторгается в естественные процессы, нарушая природное равновесие и провоцируя стихийные бедствия.

На этом этапе урока можно выслушать заранее подготовленные учащимися сообщения. Учителю следует обратить внимание на то, что стихийные явления, связанные с водами, требуют тщательного изучения и применения разнообразных средств защиты для предотвращения экономического ущерба и сохранения жизни и здоровья людей.

5. При изучении вод своей местности можно использовать видеофрагменты, посвященные рекам и другим водным объектам.

 

III. Закрепление материала.

При наличии свободного времени на уроке учитель может использовать следующие вопросы для закрепления знаний.

1. Какие науки изучают свойства и роль воды в природе и жизни человека?

2. Какое свойство воды до сих пор не может объяснить наука?

3. Какую роль играет вода в природе?

4. В каких отраслях хозяйства применяются водные ресурсы?

5. Как называются самые мощные гидроэлектростанции России?

6. Каковы последствия разрушительной деятельности воды?

7. Какие производства являются наиболее водоемкими?

8. В чем заключаются причины водного дефицита, сокращения и загрязнения водных ресурсов?

9. Каким образом осуществляется в стране анализ качества воды?

10. Что означают такие показатели, как ПДК, ПДВ?

11. Какие меры способствуют охране вод от загрязнения?

 

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 14, повторить материал по теме «Внутренние воды и водные ресурсы», подготовиться к уроку контроля знаний и умений.






загрузка...
загрузка...