загрузка...


ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
ПРИРОДА 8 класс

ВВЕДЕНИЕ

 

Урок 1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

 

Задачи: познакомить учащихся с особенностями курса географии России и его структурой, объектами изучения, методами географических исследований; показать роль географических знаний в решении социально-экономических и экологических проблем страны; познакомить учащихся с различными источниками географических знаний.

Ход урока

I. Вводная беседа.

Первому уроку отводится особая роль, ведь именно на нём предоставляется возможность заинтересовать школьников, показать важность курса географии России. Перед учителями стоит трудная задача - показать великое прошлое и великое будущее России, научить гордиться своей Родиной. Поэтому урок можно начать с поэтических образов. Они оказывают благотворное влияние на душу и чувства учащихся, заново открывают им красоту, неповторимость родной природы. Знакомство с ними позволяет рассматривать обучение в эмоциональном и интеллектуальном единстве.

Как велика моя страна,

Как широки её просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы...

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час

Встаёт, встречая солнце.

(Н. Забила.)

Учитель. Сегодня мы начинаем новый курс - курс географии России, географии нашей Родины. Родина! Особенно звучит это слово, полное глубокого смысла. Обширна и многообразна наша страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие пространства её. Обширны леса. Высоки горы, в снеговых вершинах которых отражается свет яркого солнца. Широки знойные степи. Глухая сибирская тайга раскинулась океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные по стране. На многих языках говорят люди, населяющие нашу Родину. Россия - это и тропинка с бродом через ручей, и одна шестая суши на мировой карте. Это и столица наша - Москва, и небольшое село. Это наша история. Россия - это ты и я с нашими радостями и заботами, проблемами и любовью. Понятие «родина» для каждого человека своё.

Задание: напишите несколько слов и словосочетаний, которые, на ваш взгляд, характеризуют сегодняшнюю Россию.

На работу следует отвести 2-3 минуты, а начало следующего урока посвятить обзору детских ответов.

Учитель. Итак, что такое Россия?

Высказывания учащихся.

Далее учитель приводит отрывок из воспоминаний Астольфа де Кюстина, который посетил Россию в 1839 году по приглашению Николая I, отмечая при этом, что иностранцы природы России не могут понимать.

«Что за страна? Бесконечная, плоская, как ладонь, равнина, без красок, без очертаний, вечные болота, изредка перемежающиеся ржаными полями... на горизонте - низкорослые жалкие рощи...

По этой стране без пейзажей текут реки огромные, но лишенные намёка на колорит. Они катят свои свинцовые воды в песчаных берегах, поросших мшистым перелеском. От рек веет тоской, как от неба, которое отражается в их тусклой глади. Зима и смерть, чудится вам, бессменно парят над этой страной. Северное солнце и климат придают могильный оттенок всему окружающему. Спустя несколько недель ужас закрадывается в сердце путешественника. Уж не похоронен ли он заживо, мерещится ему, и он хочет разорвать окутавший его саван, бежать без оглядки из этого сплошного кладбища, которому не видно ни конца, ни края».

Целесообразным будет сравнение со словами нашего соотечественника А. И. Ильина, отражающими диаметрально противоположное восприятие природы России.

«Россия одарила нас бескрайними просторами, ширью уходящих равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в лёгкий, далёкий путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и лёгкость, каких нет у других народов».

 

II. Получение новых знаний.

1. С целью формирования у школьников знаний о главном предмете изучения физической географии учитель поясняет, что отдельные компоненты природы изучают самостоятельные географические науки, например: горные породы, строение и развитие земной коры изучает геология; рельеф Земли - геоморфология; типы климатов земного шара - климатология и т. д. Современная физическая география не только несет знания, добытые этими науками о компонентах природы, но она имеет и свой предмет изучения - географическую оболочку и её составные части – природно-территориальные комплексы. Физикогеографы занимаются комплексным изучением природной среды, ведут учёт и дают хозяйственную оценку природным богатствам с целью их полного и разумного использования. Учёные стремятся ко всё более глубокому и точному познанию природных связей между компонентами природных комплексов, их взаимодействия и влияния друг на друга.

Объяснение роли географии в решении экономических, социальных и экологических проблем страны происходит в процессе диалога учителя с классом.

«Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие, рассудить может...» - писал М. В. Ломоносов.

Необходимо познакомить с основными проблемами и задачами, решения которых прочно опираются на географическую базу (обострение проблем ресурсообеспеченности, охрана и преобразование природы; борьба со стихийными природными явлениями, их прогноз; развитие индустрии отдыха и туризма; медицинская география).

2. Затем учитель кратко характеризует методы географических исследований. Учащиеся фиксируют основные положения в тетради.

Традиционные методы:

 статистический,

 картографический,

 исторический

Новые методы:

• космический - изучение поверхности Земли по космическим снимкам,

• диахронический - изучение истории географического объекта с момента его образования до настоящего времени,

• метод моделирования - искусственное создание объектов с целью их изучения в различных условиях,

• исследовательский эксперимент - создание искусственных условий и их изучение,

• географический прогноз - предвидение будущего состояния геосистем.

3. Следующий этап урока - знакомство учащихся со структурой курса физической географии России. Учитель говорит также о главных требованиях к знаниям и умениям учащихся.

4. Оставшееся время на уроке следует посвятить различным источникам географических знаний.

Учитель. Ваши успехи при изучении природы России во многом будут зависеть от того, как вы умеете работать с различными источниками географической информации.

Задание: назовите источники, которые были использованы на уроке.

Демонстрация различных источников географических знаний: учебник, настенные карты, карты атласа, энциклопедии, словари, справочники, космические снимки, видеофильмы, журналы «Гео» и «Вокруг света», художественная литература на географическую тематику, туристические схемы, картины природы и т. д.

Для закрепления приёмов работы с ними учитель даёт несколько заданий и вопросов:

1. Рассмотрите физическую карту России и топографическую карту. Как подробность изображаемой территории зависит от масштаба карты?

2. Для каких целей используют мелкомасштабные карты? Топографические карты? Туристические схемы?

3. Большую часть информации, заключенной в справочниках, можно получить из карт. Почему же создаются справочники? Докажите, что карты и справочники дополняют друг друга как источники информации.

4. Задание 1, 3 на с. 2 - 4 в рабочей тетради.

 

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: с. 3 - 6; закончить задания 1, 3 в рабочей тетради; подобрать дополнительный материал по теме «Освоение и изучение территории России».






загрузка...
загрузка...