загрузка...


География 7 класс
Поурочные планы

Урок 4. Рельеф Земли. Сейсмичные пояса Земли

 

Цели урока: показывать платформы, складчатые области, сейсмичные пояса, области вулканизма; объяснять существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», образование и размещение крупных форм рельефа Земли как результат взаимодействия внутренних и внешних сил.

Оборудование: физическая карта мира, строение земной коры И-7кл-17, рисунки и фотографии форм рельефа.

Ход урока

I. Организационный момент.

 

II. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

- Строение материковой и океанической земной коры.

- Плиты литосферы.

- Геологический возраст Земли. Гипотеза возникновения материков.

- Способ образования желобов, горных хребтов.

- Причина образования складчатых областей.

- Назовите этапы образования современных материков.

- В чем причина сейсмичности Земли?

 

III.  Изучение нового материала.

В основании современных материков лежат древнейшие относительно устойчивые и выровненные участки земной коры - платформы, образовавшиеся в далеком геологическом прошлом Земли.

1. Работа с картой «Строение земной коры».

На Земле имеется девять крупных древних платформ, все они входят в состав материков, поэтому являются их основой.

-     Назовите эти платформы. (Северо-Американская, Восточно-Европейская, Сибирская, Южно-Американская, Африкано-Аравийская, Индийская, Австралийская, Антарктическая, промежуточное положение занимает Китайская.)

-     Что располагается между платформами? (Области складчатости.)

-     Чему  соответствуют  на  физической  карте   платформы  и складчатые области.

Дополните связи:

а) платформы - (равнины),

б) область древней складчатости - (средневысотные горы),

в) область новой складчатости - (высокие горы).

-    Чему соответствуют зоны землетрясений и современного горообразования?

-    Каким областям соответствуют эпицентры и даты катастрофических землетрясений?

Сделайте   вывод: причины землетрясений и извержения вулканов.

2. Работа с таблицами и физической картой мира.

На доске схема  «Крупнейшие извержения вулканов». Задание. Укажите объекты на физической карте. Крупнейшие извержения вулканов

 

Вулкан, страна

Год

Число жертв

Везувий, Италия

79

около 2000

Тамбора, Индонезия

1815

82 000

Кракатау, Индонезия

1883

36 000

Мон-Пеле, Вест-Индия

1902

30 000

Невадо-дель-Руис, Колумбия

1985

20 000

 

3. Продолжение работы с картой «Строение земной коры». Один ученик работает у доски.

Задание. Среди перечисленных вулканов одной чертой подчеркните действующие вулканы, двумя - потухшие.

Чимборасо, Килиманджаро, Кения, Эльбрус, Этна, Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка, Фудзияма, Руис, Шивелуч, Кроноцкая Сопка.

4. Рассказ учителя. Во время рассказа учителя дети заполняют таблицу и схему. Рельеф Земли

Закономерности размещения крупных форм рельефа Земли

 

 

Факторы, влияющие на образование форм рельефа

Рельеф:

Внутренние силы:

- процессы движения литосферы;

- внедрение мантии в земную кору;

- излияние мантии на поверхность.

Внешние силы:

-   действуют на поверхности Земли;

- выветривание;

-   работа текучих вод;

-   подземных вод;

-   ледников;

-   морского прибоя;

- деятельность человека.

5. Работа с учебником. Задание. Какие формы рельефа создаются при действии внутренних и внешних сил?

 

V. Домашнее задание: § 5 учить; § 4 повторить; в контурной карте указать действующие вулканы и крупные формы рельефа; готовиться к контрольной работе.

Схема.  Формы рельефа суши по высоте.

 






загрузка...
загрузка...
загрузка...