загрузка...


География 7 класс
Поурочные планы

Урок 18. Климат Евразии

 

Цели урока:

Координировать самостоятельную работу учащихся с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.

Продумать основные типы общения, формы сотрудничества между учениками, учениками и учителем с учетом личностного взаимодействия, равноправного партнерства на уроке.

В условиях личностно-ориентированного обучения предоставить каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании особенностей климатических областей Евразии и климата нашей территории.

Ход урока

I. Фронтальная беседа:

- Какая главная причина смены климатических поясов?

- Какой климатический пояс Евразии самый большой?

- Назовите климатические области умеренного пояса?

- Перечислите причины, влияющие на изменение климата с запада на восток: (влияние постоянных ветров, океанических течений, рельефа, массивности материала, удаленности территории от океанов – рост континентальности).

 

II. Групповая работа.

Учитель: используя план характеристики климата, дайте характеристику климатическим областям умеренного пояса:

Морской

Муссонный

Континентальный

Творческая группа, используя карты Белгородской области дает характеристику климата нашей местности.

План характеристики.

Пояс, область.

Положение.

Температуры средние января и июля.

Господствующие ветры.

Годовое количество осадков и их режим.

Учащиеся дают характеристику климатическим областям умеренного пояса Евразии.

Учитель: Мы с вами узнали, что на формирование климатических областей большое влияние оказывает массивность материала и его протяженность с запада на восток, поэтому в умеренном поясе сформировалось четыре климатических области.

Значительную роль играют постоянные ветры, рельеф местности, океанические течения и удаленность территории от океанов.

Учитель: Наши представления о каждой климатической области умеренного пояса мы углубим с помощью опережающих заданий, которые наши учащиеся подготовили из дополнительной литературы.

Я хочу более подробно остановиться на морском климате умеренных широт. Мы сейчас все вместе побываем в “веселой зеленой Англии”, так исстари воспевали свою страну английские поэты. И в самом деле, негде не встретишь такой нежилой, ласкающей глаз зелени. А всему причина морской климат. Насыщенные влагой ветры с океана обрушиваются на Британские острова обильными дождями – они не дают мелеть рекам. В Лондоне половина дней в году дождливые, на западе и на севере страны дождей еще больше.

Погода в Англии очень неустойчивая, часто обманывает все ожидания и становится самой злостной нарушительницей традиций. Белую зиму с заснеженными коттеджами можно видеть только на рождественских открытках, нередко она превращается в вереницу нескончаемых дождей.

Порой в ноябре, когда по законам природы ждешь мокряди или плотного тумана, выпадут вдруг золотые, по-летнему теплые деньки. Влажным климатом объясняют обычно и нежно изумрудную окраску английского пейзажа – лугов и деревьев, кустов и газонов. Часты в Англии туманы и смоги, которые держаться по несколько дней, отрицательно влияют на здоровье людей, движение транспорта. Но, разумеется, после туманов и смога сильнее всего манит морской воздух. Море чувствуется в Англии повсюду.

- Почему в Англии много осадков в течении всего года? (влияние теплого течения и постоянных западных ветров).

- С чем связано образование сильных туманов? (столкновение влажного теплого воздуха с моря с более холодным на суше).

- Что такое смог? (смесь тумана и твердых частиц).

Вместе со мной вы отправитесь на восточное побережье Евразии. Там влияние на климат оказывают другие климатообразующие факторы и, естественно, климат будет совсем другим, нежным на западе. Главным фактором, влияющим на климат, на востоке Евразии становятся муссонные ветры, которые, как вы, знаете, меняют свое направление 2 раза в год. Я более подробно хочу остановиться на летних муссонах.

Когда приходят муссонные дожди, человек полон радости. И не только человек испытывает эти чувства и животные, и птицы, растения.

С приходом муссона с Тихого океана приходят муссонные ливни. Они приносят прохладу земле, возвращают ей красоту, наполняют водой пруды, ручьи, реки. За день другой все покрывается зеленным ковром, кусты и деревья начинают сверкать изумрудной листвой. Животные и птицы дождались корма, и, в короткий срок из тощих изнуренных становятся крепкими и упитанными. Ливневые дожи приходят не на день и даже не на неделю, на все лето с мая по сентябрь. Ливневые дожди не только оживляют природу, но и являются моментом бедствия и тревог для жителей прибрежных территорий и проживающих в бассейнах рек. Уровень воды сильно поднимается, заполняя окружающие территории, приходят с дождями наводнения, которые зачастую уносят и жизни людей, и животных, даже на это время прекращается лов рыбы, так как работа в море не возможна, намечаются ураганы и штормы, ветер дует с моря на сушу.

- Назовите реки, которые находятся под влиянием муссонных дождей (Амур, Сунгари, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг).

- Как вы думаете, какое формируется давление над территорией? (низкое).

Творческая группа: характеристика климата Белгородской области (карта стр. 19).

Умеренный континентальный климат, в котором имеются все времена года.

Южная часть Среднерусской возвышенности.

Температура летом от +18,50 на западе до +19,50 °С на юго-востоке.

По территории белгородской области проходит область повышенного давления – Ось Войкова. В северной части преобладают западные ветры, приносящие влагу, смягчающие климат, а к югу от оси восточные степные сухие ветры, действующие иссушающе.

Количество осадков от 600 мм на западе до 400 мм на юго-востоке.

В зимнее время и весной возможно влияние арктических воздушных масс, которые приносят низкие температуры зимой и возможные заморозки весной даже в мае, что отрицательно и даже губительно может повлиять на сельскохозяйственные культуры.

Климат большое влияние оказывает на занятость населения в сельском хозяйстве. 

 

III. Закрепление материала.

Проверка фактического материала.

Как называются ветры, дующие с Атлантического океана

Какое влияние на климат Евразии оказывает тёплое Северо-Атлантическое течение?

Как рельеф оказывает влияние на климат тихоокеанского побережья Евразии?

Умение работать с диаграммами.

Пользуясь картой, дать характеристику Тропического пояса Евразии (по плану стр. 312).

Пользуясь картой, опишите климат полуострова Индостан

Определите по климатическим диаграммам тип климата.

а)

б)

Причинно-следственные связи.

На каком склоне Уральских гор будет больше выпадать осадков? Почему?

Почему на Аравийском полуострове образовалась Аравийская пустыня?

Объясните, почему в предгорьях Гималаев выпадает самое большое количество осадков?

Творческое применение знаний.

По карте природных зон найти пустыни Евразии и объяснить причины такого расположения.

Найти по карте районы самых низких температур и объяснить причины.

Определить типы климатов следующих объектов: Великобритания, Исландия, остров Камчатка, объяснить причины разных температур.

Задания для всех:

Определите тип климата по описанию погоды.

“Зимняя погода неустойчива, то морозы, то оттепель. Сухой и морозный воздух охладился над снежным простором. Еще холоднее, когда воздушные массы приходят с ледяной Арктики. Столбик термометра опускается до -300 °С, скрипит снег, ни ветерка, солнце в ясном небе – красный кружок. Но вот небо закрыла серая пелена облаков, атмосферное давление падает, заметно теплеет. Дует сырой ветер, повалился снег”.

- Откуда пришел сырой ветер?

- Как он называется?

 

IV. Подведение итогов.

- Что ты сегодня узнал нового?

- Чему ты научился?

- Как ты себя оцениваешь?






загрузка...
загрузка...