загрузка...

География 7 класс
Поурочные планы

Урок  13. Население и страны Южной Америки

 

Цели: - продолжить формирование у учащихся знаний и представлений о материке Южная Америка; сформировать представление об истории заселения материка, о прошлом и настоящем его народа, о древних цивилизациях и государствах; познакомить с современным населением, расовым и этническим составом, хозяйственной деятельностью; рассмотреть особенности политической карты мира; продолжить развитие умений работать с географическими картами и другими источниками географической информации; развивать познавательный интерес к географии.

Оборудование: карта «Политическая карта Южной Америки», атласы на столах у учащихся, иллюстративный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

 

II. Проверка домашнего задания:

Особенности природных зон Южной Америки:

Четверо учащихся получают задание рассказать об одной природной зоне (географическое положение, климатические условия, почвенные условия, что представляет эта зона), пока они готовятся, работа производится по рядам: ряду предлагается конверт с природной зоной и карточки с животными и растениями.  


Экваториальный лес (сельва):

Сейба

Дынное дерево (папайя)

Какао

Гивея

Орхидеи

Ленивцы

Анаконда

Тапиры

Водосвинка капибара

Ягуар

Колибри

Туканы

Саванны:

Кебрачо

Мелкие олени

Свинь-пекари

Броненосцы

Муравьеды

Страус Нанду

Льянос

Кампос

Пампа:

Степи

Ковыль

Дикое просо

Пампасский олень

Пампасская кошка

Лама

Гуанако

Опоссум


 

Фронтальный опрос по высотной поясности:

·             Что такое высотная поясность?

·             От чего зависит количество природных зон в горах?

·             Какие компоненты природы наиболее заметно сменяются при подъеме к вершинам гор?

·             Через какие климатические пояса протянулись Анды?

·             Какие природные зоны выделяют в Андах?

·             В какой части Анд на высотную поясность большее влияние оказывает океан? В чем состоит это влияние?

 

III. Изучение нового материала:

Стук в дверь.

Вступительное слово учителя:

Ребята! Нам  принесли конверт с приглашением в путешествие по стран Южной Америки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимаем приглашение?  Хорошо, но для начала мы немного должны узнать о населении того материка, куда собираемся поехать.

Итак, тема нашего урока «Население и страны Южной Америки». Сегодня на уроке мы должны познакомиться: с истории заселения материка; с современным населением, его расовым и этническим составом, хозяйственной деятельностью (сообщение целей урока).

1.    Рассказ учителя об истории заселения и освоения южной Америки (смотреть приложение).

Археологические раскопки на территории Южной Америки позволяют предположить, что первые люди на территории материка появились 15—17 тыс. лет назад. Это были предки современных индейцев из Северной Америки, которую еще раньше, примерно 25 тыс. лет назад, стали заселять выходцы из Азии, перешедшие по сухопутному мосту через Берингов пролив, соединявший Евразию и Северную Америку. Древние племена, основавшиеся на материке, находились на низком уровне развития. Они вели бродячий образ жизни и занимались охотой, рыболовством и собирательством. Не имея связей с народами других материков, на протяжении длительного исторического времени, народы Южной Америки создали своеобразную культуру. 7 тысяч лет назад на материке зародилось земледелие. В I в. н. э. возникли первые древнейшие индейские государства — Мочика и Ткауанако. В XV—XVI вв. до прихода европейцев сложилось крупное индейское государство — империя инков. Развитие инкской цивилизации было прервано вторжением испанцев в 1532 г. Победе испанцев способствовали два обстоятельства. Во-первых, империя была ослаблена трехлетней междоусобной войной, а во-вторых, испанцам было очень легко передвигаться по хорошим, вымощенным камнем дорогам с мостами через глубокие ущелья. Испанским отрядом конкистадоров (в переводе с испанского — завоевателей) командовал коварный и алчный Писсаро. Он обманом завлек Верховного вождя инков Атауальпу в свой лагерь и захватил его. Увидев это, воины, сопровождавшие Атауальпу, разбежались. Когда Верховный инка понял, что испанцам нужно золото, он в комнате, где его заточили, провел черту так высоко, как только могла дотянуться его рука, и обещал наполнить золотом всю комнату до этой черты. Несколько месяцев со всей империи инки доставляли золото. Когда испанцам показалось, что золота у инков больше нет, они казнили Атауальпу. Инкская империя была разграблена испанскими конкистадорами. Навсегда исчезли многие уникальные памятники инкской культуры. Но еще много лет до 1572 г. инки продолжали оказывать сопротивление испанцам.

К приходу европейцев в низменных областях Южной Америки жили племена, находившиеся на уровне первобытнообщинного строя. Они занимались охотой, рыболовством и примитивным земледелием.

Вторжение европейских колонизаторов привело к массовому истреблению индейских народов. Они умирали от непосильного труда на плантациях, неведомых болезней, завезенных из Европы. Коренных индейцев в современных странах Южной Америки сохранилось очень мало. Значительную часть населения они составляют только в Перу, Боливии и Эквадоре. Сокращение численности индейцев заставило колонизаторов для работы на плантациях вывозить миллионы негров-рабов из Африки. Постепенно на материке произошло смешение трех рас—европеоидной, монголоидной и негроидной. Потомки от браков европейцев и индейцев стали называться метисами. Метисы составляют большинство современного населения стран Южной Америки. Потомки от смешанных браков между европейцами и неграми называются мулатами. Мулаты составляют значительную часть населения Бразилии. Браки от негров и индейцев образовали еще одну группу — самбо. До середины XIX в. из европейцев на материке преобладали испанцы и португальцы. Со второй половины XIX в. в Южную Америку стало прибывать все больше эмигрантов из других стран Европы и Азии — Италии, Германии, Франции, Голландии, Индии, Китая, Японии. Представители некоторых национальностей не смешались с местным населением, и живут обособленными группами. Свою общину образовали немцы в Парагвае и Боливии. В крупных городах, нередко занимая целые кварталы, обосновались китайцы, японцы и индийцы. На территории Южной Америки до сих пор живут индейские племена, в образе жизни которых мало что изменилось с того времени, как первые европейцы ступили на землю материка. Аравакские племена, живущие на территории Бразилии, Колумбии, Перу; тупи — в Бразилии; чако — в Аргентине до сих пор находятся на уровне родоплеменного строя, ведут полубродячий образ жизни, занимаются охотой, собирательством и примитивным сельским хозяйством.

Другие индейские народы — кечуа и аймара в Перу и Боливии составляют примерно половину населения этих стран. Большинство из них — крестьяне, многие занимаются традиционными народными ремеслами.

2.    Задание 1: Используя карту атласа (стр. 12-13) «Плотность населения» Выявить особенности размещения населения на материке.

-       неравномерность;

-       слабозаселенная Амазония;

-       наибольшая плотность на побережье Атлантического океана, область восточной пампы;

-       относительно высокая плотность в Андах.

3.    Задание 2: Рассмотрим расовый и этнический состав населения по карте:

В настоящее время на территории Южной Америки проживает 250 млн. человек.

 

 

4.    Задание 3: Назвать и показать страны Южной Америки и их столицы.

Страны Южной Америки отличаются по размерам территории, численности населения и природным богатствам. Крупнейшие государства Южной Америки — Бразилия, Аргентина, Перу, Боливия, Колумбия, Венесуэла. Но даже самое «маленькое» государство Южной Америки — Суринам — в 5 раз превышает по площади Голландию, колонией которой являлся до 1975 г. Страны Южной Америки входят в состав большой группы государств, называемых Латинской Америкой. Главным образом это страны Южной и Центральной Америки, Карибского бассейна и Мексика. Название «Латинская Америка» произошло от того, что в основе романских языков — испанского, португальского, французского, на которых говорит большинство народов этих стран, лежит латинский язык.

Все страны Южной Америки являются независимыми государствами. Они находятся на разном уровне экономического развития. Наиболее развитыми странами материка являются Аргентина, Бразилия, Венесуэла и Уругвай. Экономика таких государств, как Парагвай, Гайана, Суринам, находится на более низком уровне развития. Сильные позиции в экономике южноамериканских стран занимает иностранный капитал. Большие внешние долги иностранным компаниям и государствам, прежде всего США, сдерживают экономическое развитие стран Южной Америки. В последние годы страны континента объединяют свои усилия для решения этой важнейшей для них проблемы.

Россия поддерживает политические и экономические отношения с большинством стран Южной Америки. Эти отношения строятся на взаимовыгодной основе. Расширяются культурные обмены между нашей страной и странами Южной Америки. Это способствует лучшему взаимопониманию и укреплению мира на планете.

5.    Ну, а сейчас, мы непосредственно отправляемся в путешествие.

Наш самолет прилетел в самую крупную страну Южной Америки – Бразилию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бразилия:

1/2 континента по площади.

·       Каково географическое положение страны (работа с картой в атласе)?

(находится между экватором и тропиком, в долине реки Амазонки и на Бразильском плоскогорье, что определяет жаркий, теплый и влажный климат)

·       Кто проживает на территории Бразилии (работа с картой атласа)?

(Бразильцы, говорящие на португальском языке.  В начале 16 века эти земли были завоеваны португальцами во главе с Педру Альваресом Кабралом и стали португальской колонией.)

Численность Бразилии - человек и растет быстрыми темпами. 1/2 населения живет в городах на побережье или на плодородных равнинах.

·       Какова хозяйственная деятельность населения Бразилии? (работа с комплексной картой атласа)

На плодородных равнинах возделывают кофе. Животноводческие фермы расположены в районе лугов и пастбищ на самом юге страны.

·       Какие полезные ископаемые добывают в стране? (работа с комплексной картой атласа)

·       Почему Бразильское плоскогорье называют «железным сердцем Бразилии»?

Самое красочное зрелище в Бразилии, да и в мире, это бразильский карнавал, которым отмечают начало 40-дневного Великого поста перед Пасхой. Пять дней праздничных шествий и танцев под музыку самбо. Особенно красив он в Рио-де-Жанейро.

Но, в этом городе особо заметна разница между бедными и богатыми: вокруг города с его современными высотными зданиями и дорогими ночными клубами вырос «пояс нищеты», состоящий из жалких лачуг и времянок.

Любимая национальная игра – футбол.

 

Далее мы перемещаемся во вторую по площади страну Южной Америки – Аргентину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аргентина:

Название страны произошло от латинского слова «серебро». Испанцы, давшие стране такое название, надеялись найти здесь серебро, но так и не нашли.

·       Каково географическое положение страны?

(запад – Анды, восток – Ла-Плата, юг – патагония)

·       Какие полезные ископаемые добывают в Аргентине?

·       Какие народы населяют эту страну?

·       Какова хозяйственная деятельность в Аргентине?

Богатство Аргентины – великолепные пастбища и плодородные почвы. В пампе выращивают пшеницу и фрукты, в патагонии – разводят овец (суровый край: иссушающее лето и холодная зима при небольшом количестве осадков). На севере расположен район Гран-Чако – район обширных болот и кустарниковых лесов, где выращивают хлопчатник.

 

Следующая страна известна тем, что является родиной инков – это Перу.

Империя инков включала в себя территорию современной Боливии, Чили, Аргентины, Перу и Эквадора. Большинство населения этого государства составляли индейцы кечуа.  В столице государства  Куско возводились многоэтажные здания из тщательно подогнанных каменных брусьев. Эти здания отличались необычайной прочностью. Самым крупным сооружением в столице был Храм Солнца с украшениями из золотых пластин. В одном из храмов находился «золотой сад», получивший свое название из-за изображения искусно выполненных животных, растений и насекомых из золота и серебра. У инков была распространена каменная скульптура, изделия из керамики. В инкской культуре получили развитие литература, музыка, хореография и другие виды искусств, появились зачатки письменности. Инки обладали познаниями в математике, медицине и географии. Высокого уровня в инкской империи достигло земледелие. К полям для орошения подводились каналы. Земли удобрялись гуано. В горах для выращивания маиса, картофеля и других культур устраивались насыпные террасы вырубленные инками в скалах (500 лет назад). Ступени позволяли предотвратить эрозию почв и контролировать орошение посевов.  Инки единственные из жителей Южной Америки разводили домашних животных — лам.

Наиболее известный памятник инкской цивилизации, сохранившийся до нашего времени, - Мачу-Пикчу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перу:

·       Каково географическое положение страны?

(горы Анды, между экватором и тропиком)

·       Какие полезные ископаемые добывают в Перу?

·       Какие народы населяют эту страну?

К западу от Анд расположены прибрежные равнины, на которых размещены крупнейшие города Перу. Многие жители продолжают говорить на кечуа – древним языке инков.

На языке кечуа:

 

Как поживаете?

(и-май-нал-я)

Хорошо

(ал-ин-ми)

Да

(а-ри)

Нет

(ма-на)

 

·       Какова хозяйственная деятельность в Перу?

 

Если осталось время:

Чили и Суринам.

Чили:

Самая узкая страна в мире. Центральные районы Чили покрыты цветущими садами, виноградниками, пшеничными полями и зелеными пастбищами (теплое лето и мягкая зима) – здесь сосредоточено большее количество населения. К северу простирается пустыня Атакама, к югу страна лесов, гор, островов и ледников.

Суринам:

Находится на севере Гвианского плоскогорья. Голландии основали плантации сахарного тростника и хлопка и привезли рабов из Африки. До 1975 года он был колонией Нидерландов (официальный язык голландский).

 

IV. Домашнее задание: подготовиться к обобщающему уроку по Южной Америки.

 

V. Закрепление:

Проводится географический диктант, затем учащиеся меняются листочками и проверяют, ставит оценки.

1.    Родиной древнего народа инков является территория современного государства …(ПЕРУ)

2.    Как размещали поля инки в Андах? (ТЕРРАСЫ)

3.    Древний язык инков… (КЕЧУА)

4.    Самая большая страна… (БРАЗИЛИЯ)

5.    Самая маленькая страна… (СУРИНАМ)

6.    Население по материку размещено … (НЕРАВНОМЕРНО)

7.    Потомки от браков белых и индейцев… (САМБО)

8.    Какая сельскохозяйственная культура наиболее почитается в Южной Америке?  (КУКУРУЗА)

9.    Каких животных разводят в Патагонии? (ОВЕЦ)

10.  Самая известная культура, которую возделывают в Бразилии? (КОФЕ)





загрузка...
загрузка...