загрузка...


География 6 класс
Поурочные планы

Урок 5. Масштаб. Виды масштаба

 

Цели урока: создать у учащихся представление о масштабе и его видах; научить детей пользоваться масштабом; переводить из численного в именованный и обратно; закрепить понятие «план местности» и знания о способах изображения объектов местности на плане. 

Ход урока.

I. Орг. момент.

 

II. Проверка домашнего задания.

1. Задание (для сильных учащихся). Выполняют 4 учащихся. Замените слова в приведенном рассказе условными знаками.

От пристани на реке(1) мы пошли по лугу(2) до деревянного моста(3). Перешли его и пошли по шоссе(4) вдоль железной дороги(5). Скоро начался смешанный лес(6). Выйдя к линии электропередачи(7), мы свернули на просеку(8). Идти пришлось долго. Наконец лес расступился, и мы вышли к озеру(9), берега которого местами оказались заболоченными(10). Вскоре мы подошли к дому лесника (11) - цели нашего пути.

2. Фронтальная беседа с учащимися об использовании планов местности в практической жизни человека.

- В каких ситуациях вы использовали план местности?

- Люди, каких профессий используют план местности?

- Как помогает план местности?

 

III. Изучение нового материала.

1. Введение понятия «масштаб»

Предложение невыполнимого проблемного задания – начертить в тетрадях план пришкольного участка в натуральную величину.

- Почему не можете начертить карту? (Она большая, а тетрадь маленькая)

- Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? (Уменьшить карту или увеличить тетрадь)

- Как выразить уменьшение?

Самостоятельное чтение § 5 п. 1 стр. 12

- Что такое масштаб?

Фронтальная беседа с учащимися об использовании планов местности в практической жизни человека.

Вопросы для беседы:

- В каких ситуациях вы использовали план местности?

- Люди, каких профессий используют план местности?

- Как помогает план местности?

2. Виды масштаба: 

 

 

 

 

 

Каждый вид масштаба имеет свое практическое назначение.

Численный - показывает, во сколько раз уменьшено расстояние на карте.

1 : 50          1 см на карте соответствует 50 см на местности

1 : 100        1 см на карте равен 100 см на местности

1 : 1000      1 см на карте равен 1000 см на местности

Именованный - с его помощью быстро и легко производить математические расчеты.

Например, в 1 см – 1 м

- А что делать, если именованный масштаб не указан, а имеется численный, например, 1 : 1000000 см. Что нужно сделать? (В правой части перевести сантиметры в метры и, если требуется, в километры. Т.е. в 1 см – 10 км)

Линейный - с его помощью быстро и легко измеряют расстояние и определяют точные изображения объектов. Он показан в виде вспомогательной линейки, наносимой на карте для удобства измерения расстояний. Линейный масштаб обычно не заменяет численный или именной, а приводится наряду с ними. Первый сантиметр слева делится на равные мелкие участки.

3. Практическая работа.

Запишите в тетради масштаб одна сотая. (1/100) тремя способами.

1 : 100 - численный

в одном сантиметре один метр - именованный 

 

IV. Закрепление изученного материала.

1. Перевести численный масштаб в именованный и наоборот:

1: 10000                      в 1 см – 30 км

1 : 250000                   в 1 см – 300 км

1 : 5000000                 в 1 см – 1 км

2. Определите масштаб, если на плане дорога длиной 500 м изображена линией в 5 см.

3. На плане расстояние между деревнями составляет 5,2 см. Чему равно расстояние в действительности, если численный масштаб плана 1:100 000?

 

V. Игра «Путешествие в страну Масштабию»

Групповая работа

Первый этап

Перевести именованный масштаб в численный:

в 1 см – 10 м               

в 1 см – 200 м

в 1 см – 50 км             

в 1 см – 750 км

 

Второй этап

Перевести численный масштаб в именованный:

1 : 10000                    

1 : 30000

1 : 750000                  

1 : 100000

 

Третий этап

Учащиеся прошли на север 5000 м. начертите маршрут движения с помощью масштаба в 1 см – 1 км.

Четвертый этап

Чему равна действительная площадь квадрата, который на карте масштаба 1 : 3500 изображен в виде квадрата со стороной в 1 см?

Пятый этап

Определить масштаб плана, если дорога длиной 5 км на нем имеет длину 20 см

 

VI. Подведение итогов урока.

- Какие знания вы сегодня повторили?

- Что узнали нового?

- Для чего нужен масштаб?

- Что научились делать на уроке?

 

VII. Подведение итогов урока и задание на дом: § 5, задания 3 и 4 в конце параграфа выполнить письменно в тетради.






загрузка...
загрузка...
загрузка...