План местности. Понятие о плане местности

География 6 класс - Поурочные планы

План местности. Понятие о плане местности

Цели урока: создать у учащихся представление о плане местности и условных знаках.

Оборудование: топографические карты, аэроснимки, карта полушарий

Ход урока

I. Орг. момент


II. Проверка домашнего задания

- Какие космические тела образуют Солнечную систему?

- Расскажите о вращении Земли

- Расскажите о Луне. Как она влияет на Землю?


III. Изучение нового материала.

Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «План местности, условные знаки» знания этой темы пригодятся вам в будущем. Представьте, что вы идете в поход далеко от своего дома. Вам нужно приготовиться к условиям неизвестной местности, в которой вы никогда не были, нужно подумать, какое снаряжение, какую одежду, обувь взять, возможно, подготовиться к переходу реки, оврага и т.д.

- Откуда вы сможете получить информацию о районе похода? (По карте).

Показать две карты: топографическую и географическую.

- Какую карту нужно взять в поход?

Обратить внимание на форзац учебника.

- Какое изображение местности лучше и удобнее использовать для изучения и описания района, где будет проходить маршрут похода? (Топографическую карту)

- Почему именно топографическую карту?

Следует обратить внимание учащихся на то, что на карте указаны:

· Породный состав леса;

· Названия, направления течения, ширина реки;

· Названия населенных пунктов;

· Характерные черты дорог: проселочная, грунтовая, шоссе;

· Тип моста;

· Болота, луга;

· Высота местности и т.д.


Условные знаки




IV. Закрепление.

1. Заполнить таблицу:


Особенности изображения

План местности

Аэрофотоснимок

1. Вид сверху



2. Изображены все предметы, видимые сверху



3. Изображены только важные предметы местности



4. Предметы изображены так, как они выглядят в действительности



5. Предметы изображены условными знаками



6. Имеют буквенные и цифровые обозначения



7. Можно узнать тип леса, луга, дорог, мостов и т. д.



8. Можно точно измерить расстояния



9. Можно увидеть направление на север




Учащимся необходимо поставить знаки «+» и «-» в пустых клетках таблицы

2. Написать топографический диктант

Вариант 1.

Здравствуй, Андрейка!

Недавно мы поселились у лесника. Его избушка стоит левее полевой дороги, которая пересекает березовый лес. На опушке леса полевая дорога переходит в грунтовую, по обе стороны которой раскинулись заросли кустарника. За ними – фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере. Приехать к нам ты сможешь по железной дороге.

Вариант 2.

Свой привал мы устроили на поляне. Рядом находился березовый лес. Гуляя по лесу, мы измерили его высоту – около 15 м и расстояние между деревьями – примерно 3 м. Днем мы купались в озере с берегами, заросшими камышом. Северный берег водоема был заболочен. После обеда мы пошли по проселочной дороге к железнодорожной станции. Путь наш лежал через металлический мост. Дорожный знак у моста показывал, что его грузоподъемность 15 т. Пройдя по мосту, мы измерили его длину – 7 м. Наконец, мы вышли к насыпи одноколейной железной дороги. Уже стемнело, когда мы подошли к железнодорожной станции.


V. Подведение итогов урока и задание на дом: § 4, записи в тетрадях.