загрузка...

География 6 класс
Поурочные планы

Урок 25. Причины, влияющие на климат

 

Цели урока: сформировать представление о причинах, влияющих на климат, таких как географическая широта, высота местности над уровнем моря, близости морей и океанов, океанских течений и направления господствующих ветров

Ход урока

I. Орг. момент.

 

II. Проверка домашнего задания:

1. Фронтальный опрос

·             Дайте определение термина «тропики».

·             Сформулируйте определение понятия «полярные круги».

·             Что такое дни равноденствия и солнцестояний?

·             Чем отличаются дни равноденствия и солнцестояний?

·             Составьте характеристику тропического пояса освещенности.

·             Определите, каковы последствия изменения наклона земной оси

·             Предположите, что произойдет, если прекратится осевое вращение земли

·             Какие причины определяют смену сезонов года.

·             Каковы возможны последствия изменения наклона земной оси с 66,5° на 30°?

2. Тестовый вариант опроса.

 

III. Изучение нового материала

В разных частях Земли климат разный. Почему? От каких причин зависит его изменение?

1. Зависимость изменения температуры от географической широты

 

Широта

Средняя годовая температура

Северный полюс

-190

800

-17,20

700

-10,40

600

-0,60

500

5,40

400

14,00

300

20,40

200

25,00

100

26,00

Экватор

25,50

100

24,70

200

22,80

300

18,30

400

12,00

500

5,30

600

-3,40

700

-13,60

800

-27,00

Южный полюс

-33,00

 

·              Какую закономерность изменения температуры вы заметили?

Вывод: климат меняется с широтой.

Анализ рис. 89 стр. 138

Почему температура меняется с высотой? (Чем дальше от экватора, тем меньше угол падения солнечных лучей на земную поверхность, а, значит, воздух нагревается меньше).

Построить цепочку причинно-следственных связей:

 

 

 

 

 

 


Сообщения учащихся.

Климат Антарктиды.

В центральных районах Антарктиды воздух настолько переохлаждается, особенно в период полярной ночи, что здесь зарегистрированы саамы низкие на Земле температуры -88,3 °С.

Российская станция «Восток» получила название Полюс холода планеты. За все существование станции теплее, чем -21 °С  здесь не было никогда. Однако человеку приходится жить и работать в центральных районах материка. В домиках придерживается обычная комнатная температура. Перепад температур в помещении и на улице в районе станции «Восток» достигает 110–115 °С. Перед тем как выйти из помещения, человек облачается в специальную антарктическую одежду, предохраняющую тело от замерзания, и, чтобы не обморозить нижнюю ткань легких, на открытом воздухе человек вынужден дышать через специальные толстые вязаные шерстяные маски.

Долина смерти.

У Северного побережья Калифорнийского залива выпадает за год только 100 мм осадков. Здесь очень засушливый климат. При огромном испарении, такого количества осадков совершенно недостаточно для того, чтобы была хоть какая-нибудь растительность, и поэтому по обоим берегам нижнего течения реки Колорадо раскинулись две самые песчаные пустыни Северной Америки – Мохаве и Хиля.

В этих пустынях летняя температура воздуха достигает +50 °С, а в Долине смерти, расположенной несколько севернее, была отмечена самая высокая температура, когда-либо наблюдавшаяся в западном полушарии, +56,7 °С.

 

2. Влияние рельефа на климат

Рельеф оказывает большое влияние на климат. Горы задерживают массы воздуха, приходящие из холодных мест, например, с севера. В этом случае горные хребты могут являться границей, разделяющей области с различными климатическими условиями.

Горные хребты, расположенные перпендикулярно к влажным ветрам, создают благоприятные условия для конденсации водяного пара. Ввиду этого на склонах, обращенных в сторону влажных ветров, осадков выпадает больше, чем на противоположных. Так образовалось одно из самых влажных мест на Земле – Черрапунджи: в среднем за год здесь выпадает 11640 мм осадков.

По мере возрастания высоты понижение температуры происходит вследствие удаления от основного источника нагревания – земной поверхности.

Вершины Кордильер, Гималаев превышают 4000 м и находятся в области постоянного мороза. На вершине Джомолунгма в Гималаях летом около -28 °С. Зимой там конечно еще холоднее.

 

3.    Зависимость климата от близости морей и океанов.

Более 2/3 поверхности Земли покрыто океанами и морями. Вода по сравнению с сушей нагревается медленнее, но зато и дольше хранит тепло, постепенно отдавая его атмосфере. Океан – аккумулятор тепла, и он же поставщик влаги, орошающей Землю.

Несомненно, воздействие океана на берегах сильнее, а в центре материка ослабевает. В зависимости от степени влияния океана выделяется несколько типов климата: морской, умеренно-континентальный, умеренно-континентальный, резко- континентальный, муссонный.

 

Сравнить эти типы климата и заполнить таблицу, используя рис. 90 стр. 139.

 

Сравниваемые черты

морской

умеренно-континентальный

умеренно-континентальный

резко-континентальный

муссонный

Калининград

Лондон

Москва

Екатеринбург

Чита

П-Камчатский

Средняя t0 января

 

 

 

 

 

Средняя t0 июля

 

 

 

 

 

Годовое кол-во осадков

 

 

 

 

 

 

Вывод.

 

4. Зависимость климата от теплых и холодных течений.

Составление логической цепочки:

 

 

 

 

 

 

 

Обсудить полученную схему.

Сообщение учащегося:

Влияние холодного Перуанского течения на климат берегов Чили. Вдоль берегов Чили вода имеет t +15 °С, в то время, как в других местах такой же широты температура заметно выше + 20 °С. Из-за прохлады океанских вод над сухим побережьем собирается густой туман. На самом же берегу благодаря холодному Перуанскому течению образовалась пустыня Атакола.

Другое течение – Гольфстрим – теплое. Именно благодаря Гольфстриму Европа получила мягкий теплый климат и стала землей обетованной для цивилизаций, не смотря на свое весьма северное положение.

Северная ветвь Гольфстрима – Северо-Атлантическое течение – сыграло большую роль в формирование климата Северной Европы. На Кольском полуострове есть порт Мурманск. К нему весь год подходят суда, т. к. Баренцево море в этом районе не замерзает.

 

IV. Подведение итогов урока и задание на дом: § 45, вопросы и задания на стр. 141.






загрузка...
загрузка...