загрузка...


География 6 класс
Поурочные планы

Урок 18. Температура воздуха одна из важнейших характеристик состояния воздуха

 

Цели и задачи урока:

1) Сформировать представления о способе измерения температуры воздуха, ее суточных колебаниях, а также о факторах, влияющих на амплитуду температуры воздуха.

2) Сформировать умения учащихся выполнять практическое задание по вычерчиванию графика хода годовых температур в г. Нерюнгри.

3) Сформировать знания о своем крае.

Оборудование: термометры, календари погоды, физическая карта полушарий, климатическая карта

Термины и понятия: температура воздуха, амплитуда, средняя температура – суточная, максимальная, минимальная, изотерма.

Формы проведения урока

1) Беседа.

2) Самостоятельная работа проблемного характера по вычислению средней суточной температуры и амплитуды колебания температур.

3) Практическая работа по вычерчиванию графика хода годовых (работа в парах).

Ход урока

I. Орг. момент

 

II. Самостоятельная работа по группировке понятий: температура, кислород, азот, облака, погода, ветер, углекислый газ, тропосфера, стратосфера, мезосфера (работа в группах).

Учащиеся отвечают, как сгруппировали понятия и объясняют, почему именно так. (Цель этой работы – развитие логического мышления).

I группа - погода: облака, ветер, температура.

II группа - строение атмосферы: тропосфера, стратосфера, мезосфера.

III группа - состав воздуха: кислород, азот, углекислый газ.

III. Изучение нового материала

1. Беседа. Сегодня на уроке будем говорить о температуре воздуха – одной из самых главных характеристик состояния воздуха.

Мы послушаем отрывок из книги шведской писательницы “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями” и ответим на вопрос: “Почему замерз глупый Тролль?” В книге рассказывается о глупом Тролле, который решил: “Построю дом поближе к солнцу, - пусть оно меня греет”.

И Тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч.

- Вот теперь, пожалуй, хватит! – сказал Тролль. – Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого Солнца под боком. Уж рядом с Солнцем не замерзну! И Тролль полез на гору.

Только что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. “Ну, - думает, - отсюда до солнца рукой подать!”. А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Тролль этот был упрямый, - если уж ему в голову что западает – ничем не выбьешь. Решил на горе строить дом – и построил. Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает.

Так глупый Тролль и замерз.

Ребята высказывают свое мнение и отмечают, что воздух греется от земной поверхности и чем дальше (выше), тем холоднее.

Поэтому замерз Тролль.

2. Работа с рисунком 69 (учебник, 6 класс) – зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей.

Вывод учащихся. Чем выше солнце над горизонтом, тем сильнее греется земная поверхность и воздух над ней. 

3. Проблема – как измерять температуру воздуха.

Люди каких профессий следят за температурой воздуха?

Найдите ошибку в тексте.

Зачитывают.

Один человек приехал впервые в Африку и решил узнать, какова температура воздуха? Он в 6 ч. 30 мин. утра вынес термометр на балкон и положил на солнце. Когда вернулся с завтрака, термометр показывал + 48 °С. Удалось ли ему в то утро узнать температуру воздуха?

Дети отвечают, что нет, так как температуру воздуха измеряют в тени, на высоте 2 метра от земной поверхности.

4. Беседа о разной температуре воздуха в зависимости от времени суток, сезона, от высоты рельефа, от рельефа  территории. Анализ рисунка со среднегодовыми температурами Земли и объяснения изменения температура от экватора к полюсам.

5. Знакомство детей с дополнительной информацией в учебнике 5 класса “Мудрой совы” (игровые персонажи), с самым жарким местом в мире (Африка, Ливийские пустыни +56 °С ). Показ учителем на карте Ливийской пустыни.

А где у нас полюс холода? Учащиеся называют: север, Арктика, Антарктида.

Учитель уточняет Антарктида, станция Восток – 89,2 °С.

7. Анализ годового хода температур в городе Нерюнгри и амплитуды колебания температуры. Определение среднесуточных температур. Что такое изотерма на климатической карте? 

8. Практическая работа – начертить график хода годовых температур в с. Апраксино (работа в парах, заготовки для построения графиков раздаю группам учащихся, контроль и взаимоконтроль выполненных графиков осуществляют сами учащиеся).

9. Итоги урока. Оценки.

Домашнее задание.

Что нового открыли для себя?

Учащиеся отвечают:

Воздух греется от земной поверхности.

Температура воздуха понижается с высотой.

Температура воздуха зависит от:

·       угла падения солнечных лучей;

·       от подстилающей поверхности (суша, вода);

·       сезонов года;

·       высоты рельефа.

 

Показатели

Месяцы

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

Средние температуры,

-15

-12

-6

2

12

21

24

18

14

3

-8

-18







загрузка...
загрузка...
загрузка...