загрузка...


География 6 класс
Поурочные планы

Урок 15. Искусственные водоемы

 

Цели урока: расширить знания учащихся о внутренних водах. Сформировать представление о видах искусственных водоемов. Способствовать формированию у учащихся экологического сознания. Продолжить формировать умения работать с картами атласа, контурными картами. Развивать способности в умении сравнивать объекты, делать выводы, умозаключения. Проанализировать положительные и отрицательные факторы строительства водохранилищ.

Оборудование: физическая карта полушарий и России, атласы, контурные карты. Карточки с терминами. Картины с изображением искусственных водоемов.

Ход урока

I. Изучение нового материала: “Искусственные водоемы”.

1. Какие виды водоемов можно отнести к искусственным?

а) каналы;

б) водохранилища;

в) пруды.

2. С какой целью строят искусственные водоемы?

а) урегулировать уровень воды в реках;

б) переброс воды из одной речной системы в другую;

в) улучшение снабжения городов и промышленных предприятий водой;

г) орошение или осушение отдельных территорий;

д) соединение друг с другом различных водных объектов с целью выхода в воды Мирового океана и улучшения судоходства;

е) накопления пресной воды.

3. Остановимся на каждом из искусственных водоемов:

Что такое каналы?

- Это искусственные реки. Строятся для сокращения пути, для орошения.

Искусственные водоемы строятся очень давно еще в 3 веке до н.э.

- Изучите легенду карты и найдите, как изображены каналы на карте. Решите задачу: Как вы попадете из Москвы в:

Балтийское море;

Белое море;

Каспийское море;

Азовское море, Черное при условии, что ваш путь должен быть водным?

Работать по карте России.

Ответы:

Волго-Балтийский канал – в Балтийское море;

Беломорский канал – Белое море;

Канал имени Москвы – Волга – Каспийское море;

Волго-Донской канал – Дон – Азовское море – Черное море.

Проведем работу по карте полушарий: Найдите крупные каналы, какие объекты они соединяют?

а) Суэцкий канал – Красное море (Индийский океан)

Средиземное море (Атлантический океан).

б) Панамский канал – Тихий океан с Атлантическим океаном.

Опережающее задание:

1. Каналы – это искусственные реки, специально вырытое людьми русло заполняется речной или озерной водой. По каналам облегчается сообщение и удешевление перевозки грузов. Для этого имеют значение природные условия: характер рельефа, близость рек. Суэцкий канал построен с целью сокращения пути из Европы в Азию, Австралию не надо огибать Индию. Панамский канал дал возможность быстрого выхода из Атлантического океана в Тихий. Ведь во время первого кругосветного путешествия Магеллан долго искал путь из Атлантики в Тихий океан.

2. искусственные водные пути – каналы – создали на огромной территории европейской части нашей страны единую глубоководную систему, соединяющую пять морей белое, Балтийское, Азовское, Черное, Каспийское, а город Москва, находящийся далеко от всех морей стал портом семи морей, что очень важно для экономических связей и объединения отдаленных регионов.

3. Следующие крупные искусственные водоемы – это водохранилища.

Сообщение учащегося:

Водохранилища – это гигантские кладовые пресной воды, источники орошения засушливых земель, поддержания постоянного уровня воды в реках, используются для промысла рыбы. На территории России насчитывается около 250 водохранилищ от малых (несколько кв. км) до гигантов (несколько сотен и даже тысяч кв.км). Например, Куйбышевское водохранилище превосходит по площади озеро Иссык-Куль.

Глубина крупнейших водохранилищ Красноярского и Братского 80-100 м, а Куйбышевского и Волгоградского не превышает 25-30 м.

- Человек придумал гиганты пресных водоемов с целью облегчить себе жизнь. А как вы думаете, строительство искусственных водоемов это только благо или вред? Какой вред могут принести искусственные водоемы?

Затопление огромных территорий на Волге – это луга, степи, необходимые для выпаса скота. На Ангаре – это таежные леса. Со дна Рыбинского водохранилища поднимались торфяники, которые гнили на поверхности, да и преграждали путь на судоходных трассах по Волге. Для ликвидации таких плавучих островов приходилось производить взрывные работы. Эти острова достигли 1-2 кв.км. На Братском водохранилище были случаи обрушения берегов, что приводило к отступлению воды на 10 м.

Что же такое пруды?

Работаем с текстом учебника § 33, кто быстрее найдет и объяснит.

Пруды – это маленькие водохранилища, созданные в оврагах, балках или специально вырытых углублениях. Воду из них используют для полива садов, огородов, для ухода за скотом (водопой для крупного рогатого скота, для водоплавающей птицы, разведения рыбы). Пруды сооружают в парках, в местах отдыха.

 

II. Закрепление:

С чем можно сравнить канал и его значение?

С чем можно сравнить водохранилища и пруды?

Значение искусственных водоемов.

Отрицательное влияние искусственных водоемов.

Работа с контурной картой.

В контурных картах обозначить:

а) каналы: Панамский, Суэцкий, Волго-Донский, канал им. Москвы, Волго-Балтийский, Беломорский.

б) водохранилища: Братское, Цимлянское, Рыбинское, Куйбышевское.

 

III. Выставить оценки с комментарием.

 

IV. Обратная связь.

- Я сегодня узнал…

- Мне понравилось…

- Мне было трудно…

 

Домашнее задание: § 33, нарисовать искусственный водоем (рис. 27 из рабочей тетради стр. 30, рис. 18).






загрузка...
загрузка...
загрузка...