загрузка...


ГЕОГРАФИЯ КОНСПЕКТЫ УРОКОВ 6 КЛАСС

Раздел III. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

24 часа

 

ТЕМА 1. Земная кора

7 часов

 

Урок № 9. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли

 

Цели: ученики должны называть внутренние оболочки Земли, приводить примеры минералов, слагающих земную кору.

Ученики должны уметь: определять наиболее распространенные минералы по их признакам, описывать внутреннее строение Земли, объяснять, чем вещество ядра отличается от вещества мантии и земной коры, почему горные породы земной коры имеют разные свойства.

Оборудование: физическая карта мира, карта плиты литосферы, фотографии ученых, рисунки учебника, таблица  «Внутреннее строение Земли», карточки для индивидуальной работы, энциклопедия «География».

Ход урока

I. Оргмомент. Приветствие, психологический настрой.

 

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Работа по карточкам (4 человека)

Карточка № 1.

Определите по карте и глобусу в градусной мере и километрах расстояния:

а) от Африки до Австралии по параллели 20° ю. ш.

б) от Москвы до экватора

2.  Запиши в тетради все цифры расчета и окончательный результат. У тебя должно быть два результата, полученных при измерении по карте и глобусу. Сравни их, сделай вывод.

 

Карточка № 2.

1. Определи по карте и глобусу в градусной мере и километрах расстояния:

а) от Африки до Антарктиды по 20° в. д.

б) ширину Индийского океана по экватору

2. Запиши в тетради все цифры расчета и окончательный результат. У тебя должно быть два результата, полученных при измерении по карте и глобусу. Сравни их, сделай вывод.

 

Устный опрос по вопросам:

- Что такое карта?

- На какие группы делят карты по охвату территории?

- На какие группы делят карты по содержанию?

- Какова роль карты в жизни человека?

 

III. Изучение нового материала.

На доске записи:

ВСПОМНИ! Каково внутреннее строение Земли?

УЗНАЙ!  О теории дрейфа материков.

НАУЧИСЬ ДЕЛАТЬ! Прогноз очертаний суши в результате движения литосферных плит.

Вступительное слово учителя.

Человек всегда стремился узнать мир, который его окружает, познать свою планету,  имя которой Земля.

По современным данным возраст Земли равен 4,6 млрд. лет. Как же возникла наша планета? Этот вопрос всегда волновал человечество. Точного ответа на него нет. Но существуют различные предположения о происхождении Земли.

Из современных взглядов на происхождение Земли наиболее распространена гипотеза нашего соотечественника О.Ю. Шмидта. Об образовании Земли из холодного газопылевого облака. Частицы этого облака, вращаясь вокруг Солнца, сталкивались, «слипались», образуя сгустки, нараставшие как снежный ком. Постепенно газопылевое облако сплющивалось, а сгустки стали двигаться по круговым орбитам. Со временем из этих сгустков  и образовались планеты нашей солнечной системы.

- Вспомните, каково внутреннее строение Земли?

Литосфера — это верхняя твердая оболочка Земли, состоящая более чем на 90% из пород магматического происхождения, которая взаимодействует с внутренними сферами Земли, особенно с мантией.  Самая верхняя ее часть — земная кора. Лишь верхняя часть земной коры доступна для непосредственных исследований, которые проводятся путем изучения ее естественных обнажений (обрывов, обнаженных частей крутых склонов оврагов и берегов рек), а также по образцам, полученным при бурении скважин и проведении горных работ. Благодаря опорным разведочным скважинам геологами уже хорошо изучен верхний слой Земли до глубины 6—9 км. Очевидно, что эта глубина не выходит за пределы земной коры, которая даже под океанами, где она наиболее тонкая, достигает 8—10 км, а под континентами ее мощность меняется от 25—30 до 50—100 км в зависимости от характера рельефа.

Более 40 лет назад, в 1961 г., наши ученые обосновали техническую возможность вскрытия земной коры скважинами на глубину 15—18 км. Было решено исследовать континентальные недра пятью сверхглубокими скважинами, места заложения которых были выбраны на Кольском полуострове, в Прикуринской низменности (Азербайджан), на Урале, в Прикаспийской низменности, а также на одном из островов Курильской гряды.

25 мая 1970 г. на Кольском полуострове в целях комплексного исследования глубинных недр Балтийского кристаллического щита была начата проходка 15-километровой скважины, заложенной в 8 км от города Заполярного. 

Какие же результаты проведенных в скважине исследований можно считать важнейшими? Здесь впервые в одном непрерывном разрезе удалось изучить породы, относящиеся к далекому прошлому Земли, охватывающему период геологической истории от 3 до 1,6 млрд. лет. Изучена метаморфическая зональность, обусловленная видоизменением горных пород в недрах земной коры под влиянием температуры, давления и химических воздействий, установлены закономерные изменения состава этих пород и их физических свойств с глубиной, и в итоге построен первый геолого-геохимический разрез самой древней  земной коры.

На обширном фактическом материале впервые удалось доказать, что в пределах древних кристаллических массивов имеются подземные воды и газы на всех достигнутых бурением горизонтах. Результаты бурения показали, что континентальная земная кора во всем вскрытом интервале глубин насыщена полезными ископаемыми.

В Кольской сверхглубокой скважине проведены многочисленные геофизические исследования, которые позволили выяснить природу и характер электромагнитного, акустического и радиационного полей Земли. Было установлено, что изменение физических свойств горных пород и формирование геофизических границ в земной коре соответствуют ступенчатым изменениям температуры и теплового потока в земных недрах.

Бурение Кольской сверхглубокой скважины, конечной целью которого было на основе всестороннего анализа полученной информации решить ряд проблем геологии, создать точную модель строения Земли и разработать более совершенные принципы прогноза месторождений полезных ископаемых, имело исключительно важное значение для реализации всей программы изучения глубоких недр Земли.

Земная кора – самая верхняя часть литосферы. Внешний облик Земли определяют выступы материков и впадины океанов.

Как же они образовались? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте установим, чем различаются океаническая и материковая земная кора?

Работа с учебником.

Откройте учебники на странице 45. Проанализируйте рисунок 42. Заполните таблицу.

 

Тип земной коры

Мощность (км)

Количество слоев

Порядок залегания (сверху вниз)

Материковая

Горы – 60-75 км

Равнины – 30-40

Общая мощность – 50-100 км

3

Осадочный

Гранитный

Базальтовый

Океаническая

Осадочный - 1км

Общая мощность – 5-7 км

2

Осадочный

Базальтовый

 

- Из чего же состоит земная кора?

(Земная кора состоит из горных пород, а горные породы — из минералов).

- Вспомните, с какими минералами вы знакомы. Где вам удалось их увидеть?

Минералы — природные вещества с разным составом, свойствами и внешними признаками.

Минералы различают по таким признакам, как цвет, твердость, блеск, прозрачность, плотность. Минералы образовывались и продолжают образовываться как в глубоких слоях земной коры, так и на ее поверхности. Самые распространенные на Земле минералы: полевой шпат; кварц;

Полевые шпаты составляют половину массы земной коры. Даже название «полевые» они получили из-за повсеместного распространения. Их можно встретить везде: в горах, в поле...

Кварц — один из самых распространенных минералов. Бесцветный кварц называется горным хрусталем. Известны разновидности кварца других цветов: фиолетового, желтого, коричневого, черного.

Людям известно около 3000 минералов. Большинство из них встречается редко. К редким минералам относятся алмаз, платина, серебро, графит. Широко распространенных минералов, из которых в основном состоят горные породы, всего несколько десятков. Больше всего на Земле полевых шпатов, кварца, слюд (рис. 34 на стр. 40 учебника).

Минералы образуют горные породы.

Горные породы — это природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов.

Кристаллы минералов в горной породе могут быть разного размера. Во многих породах их можно рассмотреть только под микроскопом. Кристаллы минералов соединяются между собой с разной прочностью. Поэтому одни породы твердые и монолитные, другие — пористые и легкие, третьи — рыхлые и сыпучие. Состав минералов в горной породе и прочность их соединения зависят от условий, в которых данная порода образовывалась. По условиям образования все горные породы делятся на три большие группы: магматические, осадочные и метаморфические.

- Чем отличаются друг от друга горные породы? Почему они такие разные?

Магматические горные породы. Магматические горные породы образуются при застывании магмы.

Магма (от греч. «магма» — густая мазь) — это расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами воды.

Магма образуется на глубине от 10 до 200 км от поверхности Земли. Она имеет очень высокую температуру — более 1500 °С. Образовавшаяся магма поднимается в вышележащие слои горных пород. Она может остановиться на глубине нескольких километров (рис. 35 на стр. 41 учебника). Из медленно остывающей на глубине магмы постепенно образуются глубинные магматические породы. Самая распространенная из них — гранит (рис. 36, а на стр. 42 учебника).

Часть магмы не застывает на глубине, а поднимается к поверхности Земли. В этом случае из нее резко выделяются растворенные газы и пары воды. Так магма превращается в лаву.

Лава  —  это  магма,   потерявшая газы.

Излившись на поверхность суши или дно океанов, лава очень быстро застывает. Из нее образуются излившиеся (вулканические) магматические горные породы, например базальты

Гранит состоит из крупных кристаллов минералов. Больше всего в нем полевых шпатов и кварца. Гранит может иметь разный цвет: серый, белый, желтоватый, розовый, зеленоватый в зависимости от цвета полевых шпатов. Базальты имеют темно-серый или черный цвет и высокую плотность. Они тяжелее гранита, так как в них больше железа.

Осадочные горные породы. Осадочные горные породы образуются путем осаждения и накопления минералов на поверхности земной коры. Благодаря этому они часто имеют слоистое строение. Многие осадочные породы возникают при участии живых организмов. Поэтому в осадочных породах часто встречаются остатки и отпечатки растений и животных - посмотрите на рис. 37 на стр. 42 учебника.

Происхождение осадочных пород может быть различным.

В результате разрушения и выветривания горных пород образуются обломочные и глинистые породы. Обломочные состоят из обломков пород и минералов. Крупные, метровые обломки образуют глыбы и валуны, сантиметровые — щебень, гальку, гравий, миллиметровые частицы — песок. Обломки разного размера могут соединяться, «склеиваться» между собой. Породы в этом случае становятся монолитными и твердыми. Так из песка образуется песчаник (рис. 38 на стр. 42 учебника).

Глинистые породы содержат очень мелкие частицы, которые в сухом состоянии образуют пыль. Однако если глинистые породы намочить водой, частицы крепко сцепляются друг с другом и превращаются во влажную пластичную массу. Из некоторых глин можно лепить разнообразные изделия, которые обжигают, чтобы придать им твердость.

Породы химического происхождения образуются при выпадении частиц веществ из водных растворов. Среди химических пород наиболее распространены разнообразные соли и гипс.

Метаморфические горные породы: Гнейс по составу минералов похож на гранит, но для него характерно чередование разноцветных прослоек из разных минералов (полевых шпатов, кварца, слюд). Некоторые гнейсы имеют возраст 4 млрд. лет. Более древних пород на нашей планете не обнаружено.

Проанализируйте схему рис. 41 на стр. 44 учебника и расскажите, как из одних пород получаются породы другого происхождения.

Породы органического происхождения образуются из остатков живых организмов, накопившихся на дне морей, озер, болот. Так, из скелетов и панцирей животных образуются известняк и мел, из растительных остатков — торф, уголь. Посмотрите рис. 39 на стр. 43 учебника. Из остатков живых организмов образуются также нефть и природный газ.

Метаморфические горные породы. Греческое слово «метаморфоза» означает «превращение». Метаморфические горные породы образуются в глубинах земной коры. Там под влиянием сильного нагревания и сжатия одни горные породы превращаются в другие. Гранит преобразовывается в гнейс, известняк — в мрамор. Самая распространенная метаморфическая порода — гнейс, рассмотрите его на рис. 40 на стр. 43 учебника.

Горные породы разного происхождения тесно связаны между собой. Они постоянно превращаются друг в друга.

Рассмотрите рис. 41 на стр. 44 учебника.

1. Как различаются горные породы по происхождению?

2. Как образуются магматические горные породы?

3. Какие из них называются глубинными, а какие — излившимися?

4. Назовите распространенные осадочные породы. Какие из них и как используются человеком?

Рассказ учителя (показ иллюстраций из энциклопедии «География»)

 

 

 

 

 

 

 

 Если присмотреться к очертаниям берегов континентов, разделенных Атлантическим и Индийским океанами, то в глаза бросится интересная особенность. Выступ северо-восточного побережья Южной Америки хорошо вписывается в Гвинейский залив у берегов Африки. Западный берег Австралии нетрудно состыковать с восточным побережьем полуострова Сомали, а обращенное к африканскому материку побережье острова Мадагаскар — с противоположным берегом Мозамбикского пролива.

Ученые обнаружили, что в Южной Африке, Австралии и Антарктиде встречаются одни и те же типы базальтов одинакового возраста. В Антарктиде найден уголь и стволы тех деревьев, которые миллионы лет назад росли в Южной Америке, Индии, Африке, Австралии. Все это может свидетельствовать о принадлежности этих территорий в прошлом к единому материку.

Многие научные факты говорят в пользу того, что некогда современные материки составляли единый массив суши. По-видимому, со временем он был разбит гигантскими разломами и распался на отдельные части, которые разошлись в разные стороны и стали основой для современных континентов.

Вырезанные из карты и сложенные друг с другом материки производят впечатление разбитой тарелки. Крупные куски частично можно совместить между собой. Но при этом остаются промежутки различной формы, указывающие на отсутствие мелких обломков. Более полного совпадения контуров материков можно добиться, если вырезать их вместе с прилегающим мелководьем.

- Какие силы управляют перемещением материков?

Один из ответов на этот вопрос дает современная теория дрейфа (движения) литосферных плит. Ее сторонники считают, что литосфера не является монолитной (единой) и состоит из отдельных литосферных плит, которые постоянно перемещаются.

Глубинными разломами литосфера разделена на восемь крупных плит. Помимо них существует еще несколько десятков мелких плит. Подобно полярным льдам, дрейфующим по воле морских течений, жесткие блоки литосферных плит плывут по вязкой поверхности мантии Земли. Их перемещением управляют мантийные течения. Плиты перемещаются относительно друг друга очень медленно: на несколько сантиметров или даже миллиметров в год. Но за миллионы лет эти крохотные расстояния складываются в тысячи километров.

Все плиты движутся в разных направлениях, что заставляет их тереться, теснить друг друга, сталкиваться в упор и нырять одна под другую. Эти процессы сопровождаются сильными землетрясениями и извержениями вулканов.

Участки земного шара, где землетрясения происходят часто и достигают значительной силы, получили название сейсмических поясов. Сейсмические пояса есть на суше и в Мировом океане. Два самых крупных сейсмических пояса на планете — это Алъпийско-Гималайский, протягивающийся через юг Евразии, и Тихоокеанский, расположенный вокруг Тихого океана (его еще называют Тихоокеанским «огненным кольцом»). Работа с картой атласа «Плиты литосферы»

В последние годы создана теория строения земной коры, основанная на представлении о литосферных плитах и на гипотезе дрейфа материков, созданной в начале прошлого века немецким ученым Вегенером.

Земная кора разбита глубокими трещинами, которые уходят на большую глубину, достигая мантии. Эти  огромные трещины делят литосферу на плиты.

·   Назовите и покажите плиты литосферы. Сколько их?

·   На какой литосферной плите мы живем?

·   Какие два вида границ разделяют плиты?

·   Сопоставьте с физической картой и скажите, по каким районам проходят границы и чему они соответствуют?

·   Назовите направление и скорость перемещения плит.

·   Где скорость больше: на границах раздвижения или столкновения?

 

 

Таков был облик Земли в далеком прошлом: а — 250 млн. лет назад; б — 180 млн лет назад; в — 65 млн. лет назад

Давайте рассмотрим  карту на рис 44 на стр. 47, где обозначены те районы Земли, где наиболее часто происходят извержения вулканов и землетрясения. Нетрудно убедиться, что большинство природных катастроф случается в узких длинных зонах причудливых очертаний, тогда как на огромных пространствах суши и океанов почти нет никаких следов землетрясений и вулканизма. Зоны высокой вулканической и сейсмической активности совпадают с границами литосферных плит.

ВЫВОДЫ

Наша планета Земля — это океаны и континенты, высокие горы, впадины и равнины, которые находятся в постоянном движении. Материки и океаны уменьшаются или увеличиваются в размерах, планета сотрясается землетрясениями и извержениями вулканов. Понять и предусмотреть эти процессы помогает теория литосферных плит.

- Какой прогноз делают ученые относительно местонахождения материков и размеров океанов?

Творческая работа.

Рассмотрите, в каком направлении движется каждая литосферная плита, где происходит раздвижение, а где  сжатие?  Предположите, как будут размещаться материки и океаны через много миллионов лет. Ответ запишите в тетрадях и сделайте схематичный рисунок.

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Тест.

1. Возраст Земли около:

а) 10 млрд. лет

б) 4,5 млрд. лет

в) 1 млрд. лет

2. Наиболее распространенной гипотезой происхождения Земли считается гипотеза:

а) О. Шмидта

б) Ж. Бюффона

в) П. Лапласа

3. Земная кора бывает:

а) материковая и океаническая

б) равнинная и океаническая       

в) морская и материковая

4. Общая  мощность материковой коры

а) 0,5 –12 км

б) 50 –100 км

в) 35-40 км

5. Какой слой отсутствует в океанической коре?

а) гранитный

б) осадочный

в) базальтовый

6. Литосфера делится на:

а) 5 плит

б) 7 плит

в) 10 плит

7. В результате разлома Лавразии возникли:

а) Северная Америка и Австралия.

б) Северная Америка и Евразия

в) Евразия и Австралия

8. Допишите предложения:

а) Когда сближаются плиты, одна из которых имеет океаническую кору, а другая - материковую, возникают __________________________________________

б) Причинами движения литосферных плит являются _____________________

Ответы

1 - Б

2 - А

3 - А

4 - В

5 - А

6 - Б

7 - Б

8 - а) глубоководные желоба, вулканические острова; б) активность внутренних сил Земли.

 

Домашнее задание: § 11-13.






загрузка...
загрузка...