загрузка...

ГЕОГРАФИЯ КОНСПЕКТЫ УРОКОВ 6 КЛАСС

Раздел  III. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

24 часа

 

ТЕМА 1. Земная кора

7 часов

Урок № 15. Человек и земная кора

 

Цели: ученики должны знать: основные типы земной коры, сущность явлений,  происходящих в земной коре. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Ученики должны уметь: работать с различными источниками географической информации. Применять полученные знания в практической деятельности

Оборудование: карты атласа

Ход урока

I. Оргмомент: Добрый день, ребята! На сегодняшнем уроке мы с вами вспомним все то, что изучили на предыдущих уроках. Это поможет нам при изучении новой темы.

Для начала решим тест:

1. Укажите верное утверждение.

А. Осадочные горные породы имеют кристаллическую структуру.

Б. Магматические горные породы делятся на глубинные и излившиеся.

В. Мрамор — магматическая горная порода.

Г. Гранит — излившаяся магматическая горная порода.

2. Осадочные породы химического происхождения образуются:

A. В результате выветривания.

Б. Из водных растворов минеральных веществ.

B. В результате изменения состава лавы.

Г. В результате накопления органических остатков.

3. К внутренним процессам, изменяющим рельеф Земли, относится:

A. Деятельность человека.

Б. Деятельность грунтовых вод.

B. Деятельность растений и животных.

Г. Вулканизм.

4. Укажите верное утверждение.

A. Излившийся на поверхность расплав горных пород называется магмой.

Б. С глубиной температура в земной коре понижается.

B. Мощность океанической земной коры составляет 50—70 км.

Г. Материковая земная кора толще, чем океаническая.

5. Укажите тип залегания горных пород на рисунке

A. Глыбовое.

Б. Складчатое.

B. Складчато-глыбовое.

6.  Магматические горные породы образуются в результате:

A. Разрушения горных пород под действием ледника.

Б. Застывания магмы.

B. Хозяйственной деятельности человека.

Г. Накопления остатков отмерших организмов.

7.  При помощи стрелок установите соответствие.

I. Осадочные горные  породы.               

II. Магматические горные породы.

А. Песок.                                     

Б. Гранит.              

В. Известняк.                          

Г. Базальт.

8.  Какие из перечисленных горных систем расположены в Северной Америке?

А. Альпы. 

Б. Аппалачи. 

В. Урал. 

Г. Гималаи.

9.  Укажите верное утверждение.

A. Анды протянулись вдоль восточного побережья Южной Америки.

Б. Уральские горы — самая высокая горная система мира.

B.  Кавказские горы расположены между Черным и Средиземным морями.

Г. Самая высокая вершина Альп — гора Монблан.

10.  Укажите горы, расположенные между Восточно-Европейской равниной и Западно-Сибирской равниной.

А. Алтай. 

Б. Урал.  

В. Аппалачи.  

Г. Кавказ.

11.  Укажите верное утверждение.

А. Алтайские горы расположены на материке Евразия.

Б. Восточно-Европейская равнина имеет плоскую поверхность.

В. Вулкан Ключевская Сопка расположен на Скандинавском полуострове.

Г. Гора Казбек — самая высокая вершина Кавказа.

12.  Выберите формы рельефа.

А. Гейзер.   

Б. Гора.   

В. Валун.   

Г. Овраг.

13.  На  Камчатке находится много гейзеров, так как:

A. Поверхность полуострова сложена рыхлыми горными породами.

Б. На полуострове продолжается вулканическая деятельность.

B.  Здесь образуются сильные временные водотоки.

Г. Это следы деятельности ледника.

 

ОТВЕТЫ

1-Б; 2-Б; 3—Г; 4-Г; 5-Б; 6-Б; 7- I-А, В- II-Б,Г; 8-Б; 9-Г; 10-Б; 11-А; 12-Б; 13-Б.

 

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ

Перед началом занятия учитель вычерчивает на доске рисунок (или вывешивает плакат), изображающий земной шар в разрезе, на который нанесены цифры, обозначающие этапы «путешествия к центру Земли», каждому этапу «путешествия к центру Земли» соответствуют  вопросы. Учащиеся заранее разбиваются на 3 равные по численности команды.

ХОД ИГРЫ

А теперь немного поиграем. Итак, друзья мои, давайте совершим воображаемое «путешествие к центру Земли», ответив на следующие вопросы. (Зачитывается вопрос, и команды в течение фиксированного времени обсуждают ответ на него. Ответ команды пишут на листе бумаги, который сдают учителю. Право ответить на вопрос первой получает команда, раньше остальных закончившая обсуждение. Внутри команды это право предоставляется участнику, которому принадлежала данная версия ответа.)

В случае если команда дает верный ответ на вопрос, она объявляется углубившейся к центру Земли на 200 км. Если ответы остальных команд, заранее зафиксированные на бумаге, также верны, эти команды объявляются углубившимися к центру Земли на 100 км.

В случае если ответ команды, которая первой завершила обсуждение, ошибочен, эта команда пропускает ход, а право ответить на вопрос передается команде, завершившей обсуждение второй. Если и эта команда отвечает неправильно, право ответить получает последняя, третья команда.

1) Какая оболочка Земли расположена под океанами?

2) Из чего состоит земная кора?

3) Какова толщина мантии?

4) Какова температура в толще мантии?

5) Из чего состоит ядро Земли?

6) Какова температура внутри ядра Земли?

7) Что означает слово «мантия»? В переводе с какого языка?

8) Что происходит с мантийным веществом?

9) Какова толщина земной коры,  расположенной под океанами?

10) Какова толщина земной коры, расположенной под материками?

11) Как изменяется температура по мере углубления в недра Земли?

12) Где именно на территории нашей страны находится сверхглубокая скважина?

ЗАВЕРШЕНИЕ ИГРЫ

Учитель называет глубину, на которую каждой из команд удалось опуститься к центру Земли. Участники игры, принесшие своим командам победные «километры погружения», получают право добавить к любой из своих текущих отметок по географии 1 балл.

 

III. Изучение нового материала

Учитель: Итак, мы немного поиграли, а теперь пора и серьезными делами заняться. Тема сегодняшнего урока: Человек и земная кора

Вспомните:

- Чем опасны для человека землетрясения и извержения вулканов?

- Почему эти опасные явления бывают чаще всего в горах?

- Какие полезные ископаемые вы знаете?

- Приведите примеры твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых.

- Как земная кора воздействует на человека.

Земная кора — это каменная основа, которая необходима для существования человека. Люди расселяются и хозяйствуют, приспосабливаясь к рельефу. На равнинах проще строить здания и дороги, вести сельское хозяйство, поэтому 8/10 всего населения планеты обитает на равнинах. Только 1% человечества живет в горах выше 2000 м над уровнем моря.

В горах часто наблюдаются грозные и разрушительные природные явления, осложняющие жизнь человека. Это не только землетрясения и извержения вулканов, о которых вы уже знаете, но и обвалы, оползни (рассмотрите рис. 75, 76 на стр. 78 учебника).

Причины обвалов и оползней могут быть как природными (землетрясения, размыв склонов), так и антропогенными (постройка тяжелых зданий, прокладка дорог, уничтожение растительности на склонах). Обвалы и оползни происходят внезапно и часто приводят к большим разрушениям и гибели людей.

Горные обвалы нередко запруживают реки, которые разливаются и образуют озера. Так в горах Памира образовалось Сарезское озеро, а на Кавказе — озеро Рица.

Из-за сложного рельефа, сурового климата и опасных природных явлений города и промышленные предприятия в горах располагаются на высотах до 1500 м над уровнем моря. Выше люди занимаются только сельским хозяйством и добычей полезных ископаемых. Живописные участки высоких гор используются для альпинизма и горнолыжного спорта.

Ребята, вспомните:

- За счет какого источника энергии действуют внешние силы, изменяющие поверхность Земли?

- Что происходит с твердыми горными породами при нагревании и последующем охлаждении?

- Как воздействуют на горные породы корни деревьев и животные, роющие норы?

Как внешние силы воздействуют на рельеф. Вы уже знаете, что внутренние силы делают поверхность Земли различной по высоте. Внешние силы действуют в противоположном направлении. Они разрушают крупные возвышения рельефа, переносят обломки горных пород и засыпают ими впадины. Таким образом, внешние силы сглаживают, выравнивают поверхность. Однако внешние процессы — не только разрушители, но и созидатели рельефа. Разрушая крупные его формы, они создают средние и мелкие неровности.

Основные внешние силы — это выветривание, работа текучих вод, ветра, ледников, моря. Значительной внешней силой стала и хозяйственная деятельность человека.

Выветривание. Выветривание происходит благодаря воздействию на поверхность колебаний температуры, воды с растворенными в ней веществами и живых организмов. Работа ветра не имеет к выветриванию никакого отношения.

Выветривание — это разрушение и изменение горных пород на поверхности суши под влиянием условий природной среды.

При выветривании повсюду на поверхности суши одновременно действуют физические, химические и биологические процессы. Однако в разных природных условиях могут преобладать те или иные из этих процессов. Поэтому выделяют физическое, химическое и биологическое выветривание.

Главная причина физического выветривания — колебания температуры. Днем горные породы нагреваются и расширяются, ночью — остывают и сужаются. Из-за этого монолитные породы растрескиваются и распадаются на обломки. Так образуются россыпи из глыб, щебня и песка. Физическое выветривание характерно для районов с большими и резкими перепадами температур и сухим воздухом: пустынь, горных вершин, не покрытых снегом.

Химическое выветривание — это растворение, разложение одних минералов и образование вместо них других минералов и горных пород. Оно происходит под воздействием кислорода воздуха, воды и растворенных в ней веществ. Во влажном и жарком климате химическое выветривание происходит активнее, чем в холодном и сухом. Главный результат химического выветривания — образование глины из твердых и прочных пород: гранитов, базальтов, гнейсов и др.

Биологическое выветривание происходит под воздействием растительных и животных организмов. Корни деревьев, растущих на скалах, наподобие клиньев раздвигают трещины. Разрушению пород способствуют и животные, особенно роющие норы грызуны. Но главное воздействие живых организмов состоит в другом. Они поставляют в почву органические вещества, которые способствуют разложению минералов. Поэтому там, где произрастает пышная растительность, биологическое выветривание особенно активно.

Прочность у разных пород неодинакова. Одни разрушаются быстрее, другие — медленнее. Поэтому при выветривании пород с разной прочностью возникают причудливые формы рельефа: столбы, колонны, шары, ворота.

Воздействие на горные породы оказывают даже микроорганизмы, лишайники, мхи. Если содрать с камня мох, то под ним можно обнаружить небольшие углубления, заполненные рыхлым веществом. Это результат разрушения твердой породы органическими кислотами, выделяемыми мхами.

Физическое, химическое и биологическое выветривание происходит везде и постоянно. Под его воздействием даже самые прочные породы превращаются в рыхлый материал — обломки и глину. Рыхлый материал переносится водными потоками, ветром, ледниками на огромные расстояния. Когда он попадает в озера, моря и океаны, из него накапливаются обломочные и глинистые осадочные породы.

Человеческая деятельность все активнее влияет на земную кору. Самое большое воздействие оказывает добыча полезных ископаемых. Как и любые горные породы, полезные ископаемые бывают осадочными, магматическими и метаморфическими. Скопления полезных ископаемых в земной коре образуют месторождения. Месторождения осадочных полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, соли) приурочены к равнинам. Магматические полезные ископаемые, например руды цветных металлов, образуются чаще всего в горах.

Полезные ископаемые извлекают из недр разными способами. Нефть и газ добывают через скважины (рассмотрите внимательно рис. 77 на стр. 79 учебника), твердые полезные ископаемые — в шахтах (рис. 78). Для добычи многих полезных ископаемых устраивают открытые карьеры. Но добыча в них возможна только там, где полезные ископаемые залегают не очень глубоко от поверхности.

Открытые карьеры, шахты и подземные сооружения создают большие пустоты. Они нарушают равновесие земной коры и вызывают опускания и обрушения земной поверхности. Опускания земной коры происходят и под разрастающимися городами, особенно крупными. Постройки в городах вдавливают поверхность земли. Скорость искусственных опусканий соизмерима со скоростью природных вертикальных движений земной коры и даже превышает ее. Так, отдельные участки Токио (Япония) опускаются на 20 см в год, а Мехико (Мексика) — даже на 30 см.

Крупные плотины и водохранилища, создаваемые при строительстве гидроэлектростанций, также оказывают на поверхность огромное давление. Из-за этих нагрузок увеличивается подвижность земных слоев и возникают искусственные землетрясения. Они отмечены во многих странах — Италии, Франции, России.

При добыче полезных ископаемых и строительных работах из недр Земли извлекается огромная масса горных пород — по 20 т на каждого жителя планеты в год. После переработки полезных ископаемых ненужную породу ссыпают на поверхность. Так образуются искусственные горы — отвалы и терриконы (рис. 79). Они уродуют поверхность и загрязняют окружающую местность.

Ветер поднимает над отвалами и терриконами пыль. В состав этой пыли иногда входят ядовитые вещества. Люди, живущие поблизости, часто страдают хроническими заболеваниями.

Чтобы уменьшить ущерб, наносимый природе, извлекаемые из глубин породы должны находить применение. Перерабатывать отходы намного выгоднее, чем складывать их в отвалы. Породы из отвалов служат строительным материалом, ими засыпают овраги и карьеры.

По своим масштабам воздействие человека на земную кору уже сопоставимо с природными процессами. Для предотвращения неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности земную кору нужно охранять так же, как и другие природные объекты.

 

IV. Закрепление

1. Как изменяют земную поверхность действующие на ней внешние силы?

2. Что такое выветривание? Как оно воздействует на горные породы?

3. Из каких видов состоит единый процесс выветривания?

4. Как живые организмы воздействуют на горные породы?

5. Как участвуют животные и растения в физическом и химическом выветривании?

 

V. Домашнее задание: § 22.






загрузка...
загрузка...