загрузка...


ГЕОГРАФИЯ КОНСПЕКТЫ УРОКОВ 6 КЛАСС

Раздел III. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

24 часа

 

ТЕМА 1. Земная кора

7 часов

 

Урок № 12. Главные формы рельефа. Равнины

 

Цели  урока: ученики должны знать: основные географические понятия и термины, ученики должны уметь: выделять причинно-следственные связи; работать с физической и контурной картами.

Оборудование: физическая карта полушарий, атлас для VI класса, контурные карты; картины: «Горы Кордильеры» и «Центральные равнины»; рисунок-схема «Как образовались равнины»; рельефные таблицы: «Основные формы рельефа», «Овраги»; стенд «Горные породы и минералы»; задания-звездочки; план описания равнины (на столах учащихся).

Ход урока

I. Оргмомент. Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение темы «Литосфера». Для начала повторим:

1. Где возникают в земной коре очаги вулканических извержений и что является доказательством того, что они там есть?

2. Как образуется раскаленная жидкая лава, вытекающая на земную поверхность?

3. Почему происходят извержения вулканов, если земная кора и расположенная под ней верхняя мантия находятся в твердом состоянии, хотя температура, при которой твердые горные породы переходят в жидкое состояние, на глубине нескольких десятков километров очень высокая?

4. Как ученым-вулканологам удается получить информацию о температуре лавы, вытекающей при извержении вулкана, если она превышает 1000 °С и даже спустя год после извержения достигает на глубине 20 м в застывшем потоке 200—300 °С?

5. Высота вулканов имеет предел. Чем обусловлено прекращение их дальнейшего роста?

6. К какому району Земли приурочено местоположение подавляющего большинства действующих вулканов?

7. Удалось ли вулканологам провести учет всех существующих на Земле вулканов вообще и действующих вулканов в частности?

8. Могут  ли  ученые  прогнозировать  начало  извержения вулканов, представляющих столь грозную опасность для людей, особенно в густонаселенных районах Земли?

9. К каким районам Земли приурочено размещение гейзеров?

 

II. Изучение нового материала

Сегодня мы приступаем к изучению рельефа суши.

1. Что такое рельеф?

Латинское слово relevo означает «поднимаю», и произошедшее отсюда одно из значений французского слова relief — выпуклое изображение на плоскости (например, барельеф). В географии рельеф — это все формы твердой земной поверхности, образно говоря, ее скульптурный портрет. Горы и равнины, хребты долины, холмы и котловины — все они образуют рельеф Земли. Причем не только неровности, но и «ровности», например, почти ровные пространства Западно-Сибирской равнины.

 Крупнейшие формы рельефа Земли:

- выступы материков;              

- впадины океана.

Основные формы  рельефа суши:

- горы;                           

- равнины.

 Рельеф дна океанов:

- подводные хребты;               

- котловины.

 

РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ - СОВОКУПНОСТЬ ФОРМ ЕЕ ТВЕРДОЙ ПОВЕРХНОСТИ.

Композиторы, прозаики, поэты и живописцы в своих произведениях по-своему подходят к описанию равнин, показывая их величие, красоту, неповторимость.

Вот как описывает равнину русский поэт-символист XX в. К.Д.Бальмонт в одном из своих произведений, которое он так и назвал — «Равнина»:

Как угрюмый кошмар исполина,

Поглотивший луга и леса,

Без конца протянулась равнина

И краями ушла в небеса.

И краями пронзила пространство,

И до звезд прикоснулась вдали,

Затенив мировое пространство

Монотонной печалью земли...

Учитель. Ребята! Какой признак равнин вам удалось выделить? (бесконечная, однообразная). На уроке мы должны расширить знания о них, выяснить, какие они бывают по характеру поверхности, по высоте, как могут образовываться, происходят ли изменения поверхности равнин в настоящее время; если происходят, то под влиянием каких процессов. Но прежде чем приступить к изучению этих вопросов, мы должны выделить основные признаки равнины, попытаться дать определение и сравнить их с горами (вывешиваются картины «Горы Кордильеры» и «Центральные равнины».) Посмотрите на картины. На одной из них показаны горы, на другой — равнина.

Назовите главное отличие гор от равнин.

По характеру поверхности выделяются холмистые, увалистые, ступенчатые, грядовые, плоские равнины.

Глядя на карту, попытайтесь объяснить, чем же отличается холмистая равнина от плоской. (На физических картах они обозначаются различными оттенками цветов — от зеленого до светло-коричневого)

А теперь кто из вас сможет перечислить названные признаки равнины?

·   ровный

·   холмистый

·   равнина — это участок суши ниже гор

·   слабо расчленен

Кто же попытается дать определение равнины? (Равнина — это слабо расчлененная часть земной поверхности с различием относительных высот не более 200 м.)

На какой равнине мы с вами живем? (На Русской.) Какая она по характеру поверхности? (Холмистая.) Как вы догадались? (Есть низменности, возвышенности, овраги...)

Скажите, а какими горными породами сложена поверхность равнины? (Песок, глина, галька, гравий.)

А как чаще всего располагаются слои горных пород на равнинах? (Почти горизонтально.)

Какие еще равнины России вы можете назвать? (Работа с физической картой России в атласе — Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.)

Ребята! А почему так по-разному названы равнины — низменность, плоскогорье, возвышенность? (Они имеют различную высоту над уровнем моря.)

Какая равнина самая высокая? (Среднесибирское плоскогорье.)

Из каких двух слов состоит слово «плоскогорье»? (Плоские горы)

А какую преобладающую высоту имеет плоскогорье? (Шкала высот — от 500-1000 м.)

Какая форма рельефа имеет такую же высоту? (Низкие горы)

Как различить на физической карте, где гора, а где плоскогорье? (По горизонталям.)

Как называются самые низкие равнины? (Низменности.)

Каким цветом они показаны на карте? (Темно- и светло-зеленым.)

Какова высота Прикаспийской низменности? (Шкала высот — 28м.) Прикаспийская низменность — это бывший участок морского дна.

Какую высоту имеют возвышенности? (От 200 до 500 м.) Каким цветом они показаны?

Учитель. А сейчас нарисуем схему «Равнины» в тетрадях.

 Равнины:

- низменности (от 0 до 200 м, ниже уровня моря);

- возвышенности (от 200 до 500 м);

- плоскогорья (свыше 500 м).

 Учитель. А теперь ответьте на вопросы.

Какая равнина на земном шаре самая большая по площади? (Амазонская низменность.)

Где она находится? (Южная Америка — работа с физической картой полушарий.)

Какие еще равнины вам известны? (Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Деканское плоскогорье и т. д.)

Кто может показать равнины на карте? (Желающие вызываются к настенной карте.)

Все равнины имеют уклон. Например, Западно-Сибирская равнина имеет общий уклон в сторону Северного Ледовитого океана. По карте это можно увидеть по направлению течения рек Иртыша и Оби.

Учитель. Теперь мы должны выяснить, как образуются равнины.

1.  Равнины, образованные в результате подъема морского дна, — первичные (Прикаспийская низменность).

2.  Равнины, образованные на месте горной страны в результате разрушения, — остаточные (Казахский мелкосопочник).

3.  Равнины, созданные наносами рек, — наносные (Индо-Гангская низменность). Какие реки создали эту низменность? (Инд, Ганг.)

Учитель. На уроках истории вы познакомились с равниной, которая тоже создана наносами рек. Кто помнит эту равнину? Как она называется? (Подсказка: одна из рек называется как хищный зверь.) (Месопотамская низменность — Тигр и Евфрат.)

Познакомимся еще с одним способом образования равнин. В некоторых районах земного шара много миллионов лет назад в земной коре произошли разломы, шла активная вулканическая деятельность. Через трещины в земной коре изливались лавовые потоки, которые заполнили неровности рельефа и превратили отдельные участки местности в равнину. Это так называемые лавовые плато и траппы. (Пример: Среднесибирское плоскогорье, Деканское плоскогорье.)

Вывод. По происхождению равнины бывают первичные, остаточные, наносные, плато. Запишем это в тетради.

 

III. Закрепление

1. Вопросы к учащимся

1). Происходит ли изменение поверхности равнин в настоящее время? (Да.)

2). Под влиянием каких процессов? (Ветер поднимает пыльные бури, образует дюны; текучие воды — овраги.)

3).  Как бороться с оврагами?

4).  Человек может изменить равнину? (Да.)

Итак, мы познакомились с равнинами. Теперь выясним, насколько хорошо вы усвоили эту тему.

2. Описание равнины по карте

Описание любого  географического  объекта  всегда нужно начинать с определения его географического положения (шаги  1—3).

1). Называем равнину.   Найдем  ее на карте  и  определим,  на  каком материке, в какой его части и в какой стране она находится.

2). Определим,   каковы   размеры   равнины.   (Вспомните,   как   рассчитывать расстояние по карте.)

3). Определим,  как  расположена равнина относительно других объектов  (гор, рек, морей).

4). Определим, каковы средняя и максимальная абсолютные высоты равнины..

5). Определим, каков характер рельефа: плоский, холмистый.

6). Определим по направлению течения рек, в каком направлении происходит понижение рельефа.

7). Определим, какие крупные реки, озера, города находятся на равнине.

3. Работа с контурной картой: нанести равнины России.

1). Находим географические объекты на физической карте в атласе и выясняем,  где  они  размещены  (используем  географические  координаты  и  основные ориентиры — реки, горы и т. д.).

2). Находим местоположение равнин (или гор, рек, озер, городов) на контурной карте и по найденным ориентирам обозначаем их вначале простым карандашом.

3). Проверив себя, закрашиваем географические объекты цветными карандашами так, как это принято на картах: равнины — зеленым цветом, горы — коричневым, водные объекты — голубым. Города обозначаем крупными точками черного цвета.

4). Аккуратно подписываем названия.

Равнины наиболее заселенные участки суши. Так повелось с древних времен, когда главным ресурсом для людей были плодородные почвы. На равнинах гораздо удобнее заниматься земледелием, чем в горах, поэтому там и разместилось большинство населения Земли. И в наши дни преимущества равнин сохраняются — на них гораздо удобнее и дешевле строить города, дороги, крупные промышленные предприятия. Очень густо заселены равнины, сложенные наносами крупных рек. Например, в дельтах — там, где реки впадают в море. Вы изучаете историю Древнего мира. Вспомните, как образовались плодородные почвы Египта. Пожалуй, самая населенная дельта в мире находится в Индии и Бангладеш — это общая дельта рек Ганг и Брахмапутра. Здесь высокое плодородие почв, поэтому даже такое плотное население может прокормиться рисом, выращиваемым в этой дельте. Древнегреческий историк и географ Геродот обратил внимание, что нижняя часть долины Нила в Египте по своей форме напоминает перевернутую букву греческого алфавита — дельту (от нее образовалась и русская буква Д).

IV. Домашнее задание: § 20, стр. 70-73.

Выполните в тетради практическую работу «Описание равнины» (на выбор).






загрузка...
загрузка...