загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ - Физическая география 6 КЛАСС

ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

 

Урок 8. Съемка местности. Виды съемки

 

Цели: показать приемы съемки местности (полярная, маршрутная, методом засечек, азимутальная); подготовить учащихся к работе на местности; закрепить умение проводить съемку в кабинете.

Оборудование: линейки, карандаши, ластики, транспортиры.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Повторение

Мы с вами знаем, что такое компас, азимут, масштаб, условные знаки. Все эти знания необходимы для того, чтобы сделать съемку местности. Сегодня мы проведем подготовительный этап, а на следующем уроке выйдем на улицу и начертим часть школьного участка.

— Что такое компас и как с ним работать?

— Начертите на доске по 10 условных знаков. (У доски работают два ученика.)

— Покажите на доске азимуты на объекты: на ель, на дом лесника, на ключ, на мост через реку.

— Переведите именованный масштаб в численный и наоборот. Например, 1:1000 (в 1 см — 10 м); в 1 см - 5 м (1:500).

— Какой масштаб необходимо выбрать, чтобы план местности размером 100 на 100 м поместился на тетрадный лист? (Например, в 1 см — 5 м или в 1 см — 10 м; местность будет иметь размеры 20 на 20 см, или 10 на 10 см.)

 

III. Изучение нового материала

Сегодня мы научимся составлять план местности по его описанию. Для составления плана местности необходим лист бумаги, на котором в левом верхнем углу чертится направление сторон горизонта (север — юг.)

Далее выбирается масштаб, в котором мы будем работать. Поскольку расстояния у нас будут от 500 до 700 м, то масштаб берем в 1 см - 100 м. Масштаб записываем вдоль верхней рамки нашего плана.

Внизу листа (примерно посередине) ставим точку стояния. От этой точки мы будем чертить план местности.

Задание 1

Учитель читает путь движения группы туристов, а учащиеся чертят его план, откладывая расстояние в выбранном масштабе, учитывая направление пути и отмечая условные знаки.

Группа туристов отправилась от одиноко стоящего дерева на северо-восток и, пройдя по лугу 500 м, дошла до непроходимого болота. Туристы повернули на северо-запад и прошли еще 500 м, слева от них был хвойный лес, а справа — кустарник. Дошли до озера. Далее пошли по азимуту 180° и прошли 350 м.

Справа был редкий лес, а слева — просека, которая проходила с запада на восток через хвойный лес.

Туристы повернули по азимуту 270° и прошли еще 350 м, дойдя до фруктового сада, они вернулись на прежнюю стоянку.

Получившийся план местности, составленный как маршрутная съемка, легко проверить по шаблону.

Задание 2

Комментарий. Тренировка полярной съемки. Для съемки открытого участка местности можно использовать полярную съемку, которая ведется из одной точки.

Учитель читает описание местности, а учащиеся чертят план, используя масштаб и условные знаки.

Мы будем снимать участок местности размером 100 на 100 м. Для этого выберем масштаб в 1 см — 10 м.

Начертите в левом верхнем углу листа стрелку север — юг. Сверху запишите масштаб: в 1 см — 10 м.

В центре листа поставьте точку стояния. С этой точки снимается местность. По азимуту 0° на расстоянии 80 м мы видим колодец. (Ученики откладывают по направлению на север 8 см и в конце рисуют топографический знак колодца.)

На востоке от нас на расстоянии 60 м стоит береза.

На юго-западе проходит грунтовая дорога в направлении с юго-запада на северо-восток.

По азимуту 270° находится деревянный мост через реку. Река течет с юга на север.

(Для проверки у учителя шаблон чертежа, который должен получиться.)

Проверяем, ищем ошибки и исправляем.

(Учитель объясняет еще один способ работы: азимутальная съемка. Для нее необходима таблица, которую заполняют на местности, а затем в кабинете по данным таблицы чертят план местности.)

 

Номер точки

Азимут, град.

Расстояние, м

Объект

1

90

100

Дом лесника

2

180

80

Родник

3

270

100

Куст

4

0

80

Ель

 

 

 

 

 

Комментарии. Для работы на следующем уроке учитель может показать рациональный способ съемки местности способом засечки. Ученик снимает местность с одной точки полюса. Проводит направления, визируя на несколько объектов. Затем переходит на один из объектов, замеряя расстояние между ними. Далее по масштабу отмечает расстояние между двумя точками и, сориентировав план, снова визирует на те же точки. Таким образом, ученик измеряет расстояние не между всеми точками, а только между двумя. Остальные точки он получает при пересечении линий визирования.

Тренировка нужна для того, чтобы на следующем уроке при работе на местности учащиеся были уверены в последовательности работы и полученных результатах.

 

Домашнее задание

Повторить условные знаки, азимут основных и промежуточных сторон горизонта, масштаб.

(Необходимо предупредить детей, что следующий урок будет проходить на улице. На перемене взять в кабинете на группу или на двоих компас, планшет, карандаш, ластик, лист бумаги, скрепки для закрепления бумаги на планшете.)






загрузка...
загрузка...