загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ - Физическая география 6 КЛАСС

ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

 

Урок 67. Стихийные природные явления

 

Цели: познакомить учащихся с правилами безопасного поведения при стихийных явлениях; формировать представление о влиянии природы на жизнь и здоровье людей.

Оборудование: рисунки с изображением землетрясений, вулканов, видеофильм «Стихийные природные явления».

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Изучение нового материала

Сегодня нас ждет встреча с инженером-экологом и служащим МЧС.

Тема нашей встречи: «Стихийные природные явления».

Человек является частью природного комплекса Земли — географической оболочки.

Все компоненты географической оболочки взаимосвязаны между собой. В XX в. значительно усилилось влияние человека на все оболочки Земли, а мы знаем, что при изменении одного компонента природы меняются и все остальные. Воздействуя на природу, человек должен понимать, к каким последствиям может привести его влияние.

Я предоставляю слово инженеру-экологу.

 

Выступление эколога

Действительно, воздействие человека на природные комплексы постоянно растет. Увеличиваются площади вырубленного леса, а это грозит не только гибелью животных, но и понижением уровня грунтовых вод, обмелением рек.

Распашка новых земель приводит к смыву почвы в водоемы. Вместе с водой в реки и озера попадают гербициды и удобрения.

Результат — гибель рыб, ухудшение качества воды, которую человек использует для питья. Употребление грязной воды — это неизбежные тяжелые заболевания.

Строительство предприятий на территории городов резко увеличивает загрязнение воздуха, которым мы дышим.

В конце XX в. по вине человека произошла крупная техногенная катастрофа на Чернобыльской атомной станции. Радиоактивное загрязнение получила огромная территория. Пришлось срочно эвакуировать людей из зоны заражения. На многие годы территория оказалась непригодной для проживания. Радиация вызывает мутации в организме, лучевую болезнь. И виновата в этой катастрофе не природа, а человек.

Добыча полезных ископаемых в шахтах и карьерах приводит к изменению ландшафтов и увеличению запыленности воздуха. Карьеры — это огромные дренажные ямы, которые являются причиной обмеления рек и озер.

Следствием вырубки лесов в Экваториальной Африке стало опустынивание территории к югу от Сахары. В районах, где дождь шел по два-три месяца, за последние десять лет дважды не было дождя по четыре года, что привело к засухе, неурожаю, голоду и болезням среди населения стран, расположенных в районе Сахеля.

Таким образом, основной причиной вредного влияния природы на человека является сам человек. Человеку необходимо это понять и бережно относиться к окружающей его природе. Если будет чистой природа, то и сам человек будет меньше страдать.

— Приведите примеры загрязнения территории, на которой вы живете. Что бы вы могли сделать, чтобы сберечь окружающую нас природу?

(Ученики, поработав в группе, предлагают правила поведения в природе.)

На жизнь и здоровье людей влияют и такие природные явления, которые никак не связаны с деятельностью человека. Это землетрясения, извержения вулканов, наводнения, смерчи, ураганы. Человек не может многие из них предотвратить, но он может разумно вести себя. Сегодня мы узнаем, какие меры нужно принимать во время стихийных явлений, катастроф, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих близких. Слово предоставляется служащему МЧС.

 

Сообщение служащего МЧС

Самые трудно предсказуемые стихийные природные явления — это землетрясения и извержения вулканов.

Если вы живете в сейсмоопасном районе, надо четко знать, что делать в случае землетрясения.

При землетрясениях больше всего людей погибает под обломками разрушенных зданий и от пожаров, поэтому необходимо соблюдать следующие правила.

1. Выключить все электроприборы, отключить рубильник, счетчик, выключить газ, потушить огнь в печи или камине.

2. Эвакуироваться из помещения и убежать подальше от зданий, которые могут обрушиться.

3. Если вы не успели выйти из дома, то надо встать в наиболее безопасное место — это дверные проемы.

4. Держаться подальше от окон, зеркал, тяжелой мебели.

5. Не заходить в лифт и на лестничные площадки: они в первую очередь рушатся.

6. На улице держаться подальше от линий электропередачи.

7. Не оставаться в автомобиле или автобусе.

Весной опасны наводнения — это затопление местности во время паводка. О наводнении обычно предупреждают заранее.

Но если вы по каким-либо причинам не успели эвакуироваться, то надо предпринять следующее.

1. Подняться на самое высокое место (на крышу дома, холм, чердак, дерево и т. д.).

2. Подать сигнал о своем местонахождении, если возможно — разжечь костер.

3. Весной вода холодная, не следует лезть в воду. Наоборот, нужно постараться сохранить тепло, чтобы не замерзнуть до прибытия спасателей.

4. После спада воды опасность не миновала, т. к. размокшие от воды здания могут обрушиться, поэтому нельзя заходить внутрь. Нельзя есть продукты, которые были в воде, пить воду из колодцев, т. к. вода может содержать опасные болезнетворные микробы и ядовитые вещества.

Летом часто случаются смерчи и ураганы. Смерч — это вихрь, в котором очень низкое атмосферное давление. Он засасывает в себя все, что встречается на пути. Может поднимать автомобили, разрушать дома, переворачивать поезда, ломать деревья.

Такой же разрушительной силой обладает ураган, сила ветра при котором достигает 12 баллов.

Как вести себя, если вы попали в смерч или ураган?

1. От смерча лучше спрятаться в подвальное помещение, овощную яму, под мост.

2. Если вы находитесь далеко от таких строений, то можно лечь в овраг, яму. Голова должна находиться в стороне, противоположной движущемуся смерчу. Рот и нос необходимо защитить от пыли и песка. Хорошо, если в углублении есть корни дерева, за которые можно уцепиться.

3. Нельзя залезать на чердаки и крыши домов.

Люди гибнут при катастрофах в двух случаях:

1) не знают, как правильно себя вести;

2) поддаются панике.

— Какие стихийные явления могут возникнуть в нашей местности?

(Остальное время урока посвятить местным стихийным явлениям и правилам безопасного поведения во время стихийного бедствия.)

 

Домашнее задание

Выполнить любое задание на с. 163.

К следующему уроку подготовить ластик, бумагу, карандаш, планшет.

Вспомнить, для чего служат барометр, флюгер, термометр, гигрометр, нивелир, рулетка, компас.






загрузка...
загрузка...