загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ - Физическая география 6 КЛАСС

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

БИОСФЕРА

 

Урок 63. Природный комплекс

 

Цели: познакомить с понятиями «природные компоненты», «природный комплекс», «географическая оболочка», «биосфера»; учить находить взаимосвязи в природных комплексах; обобщить знания о земных оболочках.

Оборудование: фильм «Земля у нас одна», картина «Природный комплекс», картины с изображением природы материков.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Повторение. Проверка домашнего задания

— Что такое атмосфера? Из чего она состоит?

— Что такое литосфера? Каков ее состав?

— Что такое гидросфера? Из каких частей она состоит?

— Откуда на Земле появился кислород?

— В результате какого процесса образуется кислород?

— Почему в морской воде солей кальция меньше, чем в речной?

— Из чего образуются известняк и мел?

— Что такое коралловые рифы? Кто их строит?

— Как растения влияют на горные породы?

— Что такое выветривание?

— Что называется почвой?

— Какие компоненты участвуют в образовании почвы?

— Из чего состоит почва?

— Что такое гумус?

— От чего зависит плодородие почвы?

— Назовите основное свойство почвы.

— Под какой растительностью почва наиболее плодородная?

— В каких природных зонах формируются подзолистые почвы и черноземы?

 

III. Изучение нового материала

Все организмы существуют во взаимосвязи между собой и с окружающей средой.

Растения производят органические вещества из неорганических, но им нужны условия окружающей среды: свет, тепло, вода, углекислый газ, почва.

Растительноядные животные потребляют готовые органические вещества, которые произвели растения, а животные-хищники поедают других животных.

Органическое вещество перерабатывают в неорганическое микроорганизмы, грибы.

В органическом мире существуют цепи питания.

Все животные и растения зависят от неорганической природы: горных пород, воды, воздуха, почвы. Вывод: живая и неживая природа взаимосвязаны.

Животные, растения, вода, воздух, горные породы — это природные компоненты.

Закономерное сочетание компонентов природы на определенной территории называется природным комплексом (ПК). При изменении одного компонента в природном комплексе изменяются и все другие.

Например, если вырубить леса, погибнут животные, понизится уровень грунтовых вод, на песчаных почвах могут образоваться барханы, пески придут в движение, обмелеют реки, оскудеют рыбные ресурсы.

Природные комплексы разнообразны и по составу компонентов, и по величине.

Небольшие ПК — луг, болото, участок леса. Крупные ПК - материк, океан. Самый крупный природный комплекс, охватывающий компоненты всей планеты, — географическая оболочка.

— Из каких компонентов состоит географическая оболочка? (Из гидросферы, верхних слоев литосферы, нижних слоев атмосферы. Позднее сформировалась биосфера — оболочка живых организмов.)

— Приведите примеры взаимосвязи, взаимопроникновения оболочек. (Пыль в воздухе — взаимосвязь литосферы и атмосферы; водяной пар в атмосфере — взаимосвязь гидросферы и атмосферы; река разрушает горные породы и переносит их по течению.)

Биосфера — часть географической оболочки, заселенная живыми организмами.

Человек является частью биосферы. Состояние биосферы, при котором разумная деятельность человечества становится решающим фактором ее развития, называют ноосферой (греч. ноос - разум). Этот термин ввел В.И. Вернадский. В 1944 г. он писал: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом ставится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера...»

(Следующее задание учащиеся выполняют в группах.)

— Разработайте свои правила разумного поведения человека в природе. Определите правила отношения человека ко всем компонентам географической оболочки.

 

Домашнее задание

§ 50.

На выбор:

1. Привести примеры взаимосвязей оболочек.

2. Ответить на вопросы на с. 155 и 160.





загрузка...
загрузка...