загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ - Физическая география 6 КЛАСС

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

БИОСФЕРА

 

Урок 62. Воздействие организмов на земные оболочки

 

Цель: сформировать представление о целостности географической оболочки.

Оборудование: комплекты карточек на типы взаимодействия организмов и атмосферы, организмов и гидросферы, организмов и литосферы.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 

III. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя

Ученые подсчитали, что живые организмы планеты пропускают через себя всю воду Земли за 2 млн. лет, весь кислород атмосферы — за 2 тыс. лет, углекислый газ — за 300 лет. Значит, за долгое время геологической истории Земли живые организмы многократно переработали все главные газы атмосферы, всю воду планеты и значительную часть минеральной массы земной коры. Вы, наверное, уже догадались, какова будет тема беседы на уроке.

(Учитель с помощью наводящих вопросов подталкивает учеников к формулированию темы.)

 

2. Работа в группах

Каждая группа получает карточки с изображенными оболочками, организмами, символами и т. д. Задача учащихся — сложить цепочку взаимодействия организмов с оболочкой и составить развернутый ответ.

Взаимодействие организмов и атмосферы

Карточки: тепло, влажность, растения, кислород, углекислый газ, животные.

Слова могут быть заменены символами, рисунками или фотографиями. Работают две группы. После того как ученики сложат цепочку, составят ответ, один из членов группы выходит к магнитной доске и крепит полученную схему. Затем другая группа, которая работала по этой же теме, комментирует и оценивает работу отвечающей.

(Примерный ответ. Солнечный свет и вода поглощаются растениями, растения выделяют кислород, животные его потребляют и выделяют углекислый газ. Углекислый газ необходим растениям для фотосинтеза.)

 

Взаимодействие организмов и гидросферы

Карточки: моллюски, кальций, растворенный в океанической воде, известняк (можно дать образец породы).

Работают две группы. Для выполнения задания учащиеся должны пользоваться учебником или дополнительной литературой. После выполнения работы одна группа объясняет данное взаимодействие, а другая группа следит за ответом и делает поправки.

(Примерный ответ. Моллюски используют кальций для строительства своей раковины. После гибели раковины моллюски опускаются на дно и образуют со временем осадочные горные породы.)

Учитель отмечает, что помимо кальция морские животные поглощают из воды другие вещества.

 

Воздействие организмов на литосферу

Работают три группы.

Карточки для группы 1: остатки растений и животных, бактерии, почва.

Задача группы — объяснить роль организмов в образовании почв.

Карточки для группы 2: мхи, торф, каменный уголь.

Задача группы — рассказать об образовании биогенных осадочных пород.

Карточки для группы 3: гранит, корни растений, щебень, песок, глина.

Задача группы — рассказать о разрушении гор.

 

IV. Закрепление нового материала

— Какое животное влияет на все оболочки Земли? (Человек.)

— Объясните, почему хищники зависят от такого компонента природы, как почва.

— Почему после гибели растений и животных останки организмов не накапливаются на земной поверхности?

— Как растения и животные влияют на постоянство состава атмосферного воздуха?

— Приведите примеры круговорота веществ в литосфере.

— Расскажите о роли растений в круговороте воды.

 

Домашнее задание

§ 49, вопросы к параграфу.





загрузка...
загрузка...