загрузка...


ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ - Физическая география 6 КЛАСС

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

 

АТМОСФЕРА

 

Урок 57. Причины, влияющие на климат

 

Цель урока: сформировать представление о причинах, влияющих на климат (географическая широта и высота над уровнем моря).

Оборудование: таблица «Среднегодовая температура на разных широтах» (на листе ватмана или в качестве раздаточного материала).

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос

— Дайте определение термина «тропики».

— Сформулируйте определение понятия «полярные круги».

— Что такое дни равноденствий и солнцестояний?

— Чем отличаются дни солнцестояния и равноденствия?

— Составьте характеристику тропического пояса освещенности.

— Определите, каковы последствия изменения наклона земной оси.

— Предположите, что произойдет, если прекратится осевое вращение Земли.

— Какие причины определяют смену сезонов года?

— Какую роль для жизни на Земле играет наклон земной оси?

— Каковы возможные последствия изменения наклона земной оси с 66,5° на 30°?

 

2. Тест

1. Какие даты относятся к дням равноденствий?

а) 22 июня;

б) 23 сентября;

в) 22 декабря;

г) 21 марта.

2. Дополните предложение:

22 декабря день длиннее ночи в... полушарии.

3. Найдите соответствие:

1) 66° 33' с. ш.;         а) Северный тропик;

2) 23,5° ю. ш.;           б) Южный тропик;

3) 66,5° ю. ш.;           в) Северный полярный круг;

4) 23,5° с. ш.             г) Южный полярный круг.

4. Распределите по порядку пояса освещенности от Южного полюса до Северного:

а) тропический;

б) северный умеренный;

в) южный умеренный;

г) северный полярный;

д) южный полярный.

5. 23 сентября солнце в зените находится:

а) над экватором;

б) над Северным тропиком;

в) над Южным тропиком;

г) над полярными кругами.

6. В июле солнце освещает:

а) Северное полушарие;

б) Южное полушарие.

Ответы: 1 — б, г; 2 — Южном; 3 — 1) в, 2) б, 3) г, 4) а; 4 — д, в, а, б, г; 5 — а; 6 — а.

 

III. Изучение нового материала

Вы все прекрасно знаете, что в разных частях Земли климат разный. На этом и следующем уроках мы будем объяснять, почему климат бывает разный, от каких причин зависит его изменение. (Учитель вывешивает таблицу или раздает на каждую парту.)

 

Среднегодовая температура на разных широтах

 

Широта

Средняя годовая температура, °С

Северный полюс

-19

80°

-17,2

70°

-10,4

60°

-0,6

50°

+5,4

40°

+14,0

30°

+20,4

20°

+25,0

10°

+26,0

Экватор

+25,5

10°

+24,7

20°

+22,8

30°

+18,3

40°

+12,0

+5,3

60°

-3,4

70°

-13,6

80°

-27,0

Южный полюс

-33,0

 

— Какую закономерность изменения температуры вы заметили? (Температура изменяется вместе с изменением широты.)

— Итак, мы можем дать часть ответа на поставленный вопрос темы. (Климат меняется с широтой.)

— Но у вас должен возникнуть другой вопрос. (Почему температура меняется с широтой?)

(Учитель предлагает проанализировать рисунок в учебнике (рис. 39, с. 138).)

— Итак, почему температура меняется с широтой? (Чем дальше от экватора, тем меньше угол падения солнечных лучей на земную поверхность, а значит, воздух нагревается меньше.) (Для закрепления учитель предлагает построить цепочку причинно-следственных связей.)

 

 

(Заранее подготовленные учащиеся делают сообщения.)

 

Климат Антарктиды

В центральных районах Антарктиды воздух настолько переохлаждается, особенно в период полярной ночи, что здесь зарегистрированы самые низкие на Земле температуры (—88,3 °С).

Российская станция «Восток» получила название «Полюс холода планеты». За все время существования станции теплее чем —21 °С здесь не было никогда. Однако человеку приходится работать и жить в центральных районах материка. В домиках поддерживается обычная комнатная температура. Перепад температур в помещении и на улице в районе станции «Восток» достигает 110—115 °С. Перед тем как выйти из помещения, человек облачается в специальную теплую антарктическую одежду, предохраняющую тело от замерзания, и, чтобы не обморозить легкие, на открытом воздухе человек вынужден дышать через специальные толстые вязаные шерстяные маски.

 

Долина Смерти

У северного побережья Калифорнийского залива выпадает за год только 100 мм осадков. Здесь очень засушливый климат. При огромном испарении такого количества осадков совершенно недостаточно для того, чтобы была хоть какая-нибудь растительность, и поэтому по обоим берегам нижнего течения реки Колорадо раскинулись две самые большие песчаные пустыни Северной Америки — Мохаве и Хиля.

В этих пустынях летняя температура воздуха достигает +50 °С, а в Долине Смерти, расположенной несколько севернее, была отмечена самая высокая температура, когда-либо наблюдавшаяся в Западном полушарии, +56,7 °С.

 

Влияние рельефа на климат

Рельеф оказывает большое влияние на климат. Горы задерживают массы воздуха, приходящие из холодных мест, например с севера. В этом случае горные хребты могут являться границей, разделяющей области с различными климатическими условиями.

Горные хребты, расположенные перпендикулярно к влажным ветрам, создают благоприятные условия для конденсации водяного пара. Ввиду этого на склонах, обращенных в сторону влажных ветров, осадков выпадает больше, чем на противоположных. Так образовалось одно из самых влажных мест на Земле Черрапунджи: в среднем за год здесь выпадает 11 640 мм осадков.

Понижение температуры при подъеме происходит вследствие удаления от основного источника нагревания — земной поверхности.

Вершины Кордильер, Гималаев превышают 4000 м и находятся в области постоянного мороза. На вершине Джомолунгмы в Гималаях летом около —28 °С. Зимой там, конечно, еще холоднее.

(Учащиеся заполняют схему «Влияние рельефа на климат».)

Более 2/3 поверхности Земли покрыто океанами и морями. Вода по сравнению с воздухом и сушей нагревается медленнее, но зато дольше хранит тепло, постепенно отдавая его атмосфере. Океан — аккумулятор тепла, и он же поставщик влаги, орошающей Землю.

Несомненно, воздействие океана на берегах сильнее, а в центре материка ослабевает. В зависимости от степени влияния океана выделяется несколько типов климата: морской, умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный.

— Сравните эти типы климата, результаты сравнения занесите в таблицу.

 

Сравнительная характеристика типов климата

 

Сравниваемые черты

Морской

Умеренно континентальный

Континентальный

Резко континентальный

Умеренный

Калининград, Лондон

Москва

Екатеринбург

Чита

Полуостров Камчатка

Средняя t января

Средняя t июля

Годовое количество осадков

 

 

 

 

 

 

Комментарий. Таблица заполняется с помощью рис. 90 на с. 139.

По результатам работы делается вывод. Учитель обращает внимание на то, что вывод по таблице — это часть ответа на вопрос темы.

Для закрепления усвоения механизма влияния океана и моря на климат и запоминания характеристики климата этих территорий можно заполнить еще одну таблицу.

 

Сравниваемые черты

Морской климат

Континентальный климат

Муссонный климат

Лето (жаркое, нежаркое)

 

 

 

Зима (холодная, теплая, морозная)

 

 

 

Расстояние до океана

 

 

 

 

Влияние океана на климат усиливается под воздействием теплых и холодных течений.

— Составьте схему «Влияние течений на климат берегов» (из заранее подготовленных табличек).

 

 

(Полученные схемы обсуждаются.)

(Заранее подготовленный ученик делает сообщение о влиянии течений на климат.)

Влияние холодного Перуанского течения на климат берегов Чили

Вдоль берегов Чили вода имеет t +15 °С, в то время как в других местах такой же широты t заметно выше +20 °С. Из-за прохлады океанских вод над сухим побережьем собирается густой туман. На самом же берегу благодаря холодному Перуанскому течению образовалась пустыня Атакама.

Другое течение — Гольфстрим - теплое. Именно благодаря Гольфстриму Европа получила мягкий теплый климат и стала землей обетованной для цивилизаций, несмотря на свое весьма северное положение.

Северо-Атлантическое течение — северная ветвь Гольфстрима — сыграло большую роль в формировании климата Северной Европы. На Кольском полуострове есть порт Мурманск, расположенный в Заполярье. К нему весь год подходят суда, т. к. Баренцево море в этом районе не замерзает.

 

IV. Закрепление нового материала

— Что влияет на климат? Как это проявляется в вашей местности?

 

1. Географическая широта

1. Есть ли смена времен года?

2. Какое время года самое теплое?

3. Какое время года самое холодное?

2. Высота над уровнем моря

1. Абсолютная высота...

2. Поэтому Ратм...

3. Поэтому t выше или ниже, чем на окружающей территории?

3. Влияние рельефа

1. Какая форма рельефа (название) влияет на климат?

2. Каким образом?

4. Близость океана (моря)

1. Какой океан оказывает большее воздействие?

2. Какое влияние он оказывает летом, зимой?

 

— Где зима более холодная: в Москве или Париже?

— Перечислите черты отличия морского климата от континентального.

— У какого берега Скандинавского полуострова образуется лед? Почему вы так думаете?

 

Домашнее задание

§ 45.






загрузка...
загрузка...