загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ - Физическая география 6 КЛАСС

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

 

АТМОСФЕРА

 

Урок 54. Климат

 

Цели: сформировать представление о климате, влиянии климата и погоды на природу и жизнь человека, типах погоды; научить описывать климат.

Оборудование: синоптические карты, картинки с изображением жилищ и одежды жителей Севера, пустынь, экваториальных лесов, тайги, диаграммы типов погод, цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 

III. Изучение нового материала

— Вспомните, что такое погода. (Состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток времени.)

(Учитель записывает слово «погода» на доске. Затем предлагает вспомнить элементы погоды (температура, атмосферное давление, ветер, осадки, облачность). Все элементы погоды записываются под термином «погода».)

В каждой местности сочетание элементов погоды разное, также погода меняется и в течение года.

(Учащиеся анализируют диаграммы типов погоды на с. 130 учебника. Работа проводится в группах. Каждая группа работает по одной диаграмме. После этого учитель раздает ученикам рассказы и предлагает нарисовать по ним диаграмму одного месяца.)

Варианты рассказов

1. Приехали мы к деду в прекрасную пору. Погода стояла замечательная — +23...+28 °С. Мы каждый день ходили на рыбалку, загорали. Но такая жизнь была недолгой, всего две недели. Потом все резко изменилось: подул сильный ветер, небо стало серым и мрачным, сразу похолодало до +4...+8 °С. Из дома не хотелось выходить. Так продолжалось пять дней. А потом снова засветило солнышко, стало ясно, тепло. На 28-й день стало чуть прохладнее, термометр показывал +9...+15 °С, но небо было ясным. Так продолжалось до конца месяца. Вот и закончился наш месяц в деревне.

2. Декабрь — первый месяц зимы — начался сильными морозами. Столбик термометра держался неделю на отметке —25 °С. Погода была ясная. Затем температура стала немного повышаться — до —15 °С, пошел небольшой снег. Такая погода продолжалась 10 дней. К концу десятого дня снег перестал идти, но небо было наполовину затянуто облаками, температура понизилась до —20 °С. При такой погоде мы прожили до конца месяца.

— Сравните типы погоды теплого времени года и холодного.

— Сравните типы погоды в вашей местности и в экваториальной, тропической.

Выводы

1. На разных широтах типы погоды различаются.

2. Наблюдается закономерная смена типов погоды в течение года.

Многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности, называется климатом. Работая с диаграммами типов погоды, вы заметили, что они разные для каждой местности. В нашей местности наблюдается закономерная смена типов погоды весной, летом, осенью и зимой, для каких-то территорий характерны другие типы погоды. На экваторе, например, смены типов погоды нет — там всегда один тип погоды.

Вернемся к нашим записям на доске и в тетрадях, в правой части запишем понятие «климат» и его элементы.

— Какие элементы климата вы запишете? (Средняя многолетняя температура, годовое количество осадков, преобладающие ветры.)

(Если учащиеся затрудняются, учитель помогает подсказками.)

 

IV. Закрепление нового материала

1. Закрепление понятий «погода» и «климат»

— Заполните таблицу.

 

Черты сравнения

Погода

Климат

1. Определение термина

2. Элементы:

а) температура

б) атмосферное давление

в) облачность

г) осадки

 

 

 

— Найдите соответствие.

1. Климат.                                             

2. Погода.

а) среднегодовое количество осадков;   

б) среднесуточная температура;

в) направление и скорость ветра;

г) роза ветров;

д) вид осадков;

е) облачность;

ж) средняя многолетняя температура;

з) температура самого теплого и самого холодного месяца.

 

2. Работа в группах

Учащиеся готовят сообщения о влиянии климата на жизнь людей: пищу, жилище, одежду.):

группа 1 — народы Севера;

группа 2 — жители пустынь;

группа 3 — жители тайги;

группа 4 — жители степей.

 

Домашнее задание

§ 43, вопрос 2 к параграфу.






загрузка...
загрузка...