загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ - Физическая география 6 КЛАСС

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

АТМОСФЕРА

Урок 48. Годовой ход температуры. Построение графика годового хода температуры

 

Цели: научить определять средние месячные и средние годовые температуры воздуха, строить графики годового хода температуры; дать знания о годовой амплитуде температуры, средней многолетней температуре, средней годовой температуре пункта; обучать чтению графиков годового хода температур для разных точек на Земле.

Оборудование: линейки, карандаши, ластики, учебники.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Повторение. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальное задание

Ученик, построивший график по своим наблюдениям за изменением температуры воздуха в течение суток, чертит его на доске и объясняет свои наблюдения.

2. Фронтальный опрос

— Как определить среднюю суточную температуру воздуха?

— Что называется амплитудой температуры воздуха?

— Как определить амплитуду температур?

— Почему температура воздуха меняется в течение суток?

— Как нагревается воздух?

— В какое время суток наблюдается максимальная температура?

— Какова высота горы, если у ее подножия температура воздуха + 16 °С, а на вершине опускается до —14 °С? (5 км.)

 

III. Изучение нового материала

Температура воздуха в течение года меняется. Летом земная поверхность сильно нагревается, а за короткую ночь не успевает охлаждаться. Поэтому летом температура воздуха высокая. К осени похолодает, зимой становится еще холоднее, весной температура снова повышается.

В районе экватора весь год высокая температура воздуха. Здесь круглый год лето.

— В чем причина изменения температуры воздуха в течение года? Обратите внимание на рис. 69 на с. 109. (Температура воздуха зависит от угла падения солнечных лучей. Чем выше солнце над горизонтом, тем больше угол падения солнечных лучей, тем сильнее нагревается поверхность Земли, а от нее — воздух.)

Для сравнения температуры воздуха разных месяцев определяют среднюю температуру месяца. Чтобы определить среднюю месячную температуру, нужно сумму всех средних суточных температур разделить на количество дней в месяце.

Сравнение средних месячных температур показало, что самый теплый месяц в году в Северном полушарии — июль, а самый холодный — январь. В Южном полушарии наоборот: самый теплый месяц — январь, а самый холодный — июль.

Зная средние температуры месяцев, можно определить годовую амплитуду температуры воздуха и построить график годового хода температуры.

— По графику годового хода температуры в Москве, изображенному на рис. 71 на с. 112, определите: а) среднюю температуру самого холодного и самого теплого месяца в Москве (средняя температура января равна —8 °С, средняя температура июля — + 18 °С); б) годовую амплитуду температуры воздуха для Москвы (10 °С + 18 °С = 28 °С.)

Поскольку средняя месячная температура в одном и том же пункте в разные годы разная, для определения самого теплого или самого холодного месяца за несколько лет определяют среднюю многолетнюю температуру за месяц. Ее определяют путем деления суммы средних месячных температур за несколько лет на количество этих лет.

Зная среднюю многолетнюю температуру каждого месяца, можно определить среднюю годовую температуру пункта.

— Сделайте прогноз изменения климата, если средние многолетние температуры будут с каждым годом выше. (Произойдет потепление климата.)

 

IV. Практическая работа

Сегодня мы будем строить графики годового хода температуры для своего пункта и для городов, данные по которым представлены в таблице 7 на с. 113 (по Ярославлю) и в таблице 8 (по Сингапуру и Стокгольму).

Для построения графика проведем в левой части страницы вертикальную линию длиной 10 см — ось, на которой мы будем отмечать температуру воздуха. Посередине ставим точку и от нее проводим горизонтальную ось, на которой будем отмечать через 1 см месяцы года (всего 12 месяцев). Вертикальную ось разметим через 1 см (2 клетки) от середины, где отмечаем 0 °С, вверх по шкале делаем отметки +10 °С, +20 °С, +30 °С, а вниз - отметки -10 °С, -20 °С, -30 °С.

Проводим пунктирные линии от отметки, обозначающей месяц, и от отметки, обозначающей среднюю температуру этого месяца. В месте пересечения этих линий ставим точку. Такие точки получаем по каждому месяцу. Затем плавной линией от руки соединяем их последовательно. Получаем график годового хода температуры воздуха. Для пункта Северного полушария это выпуклая к середине линия, для Южного — вогнутая.

В таблице нет данных для ноября. Среднюю температуру определим, когда соединим точки и получим график. По графику найдем среднюю температуру ноября.

 

 

— На график, выполненный по данным для любого из трех городов, наложите график, выполненный по данным средних температур для своего населенного пункта. Сравните графики. Определите, где температура января и июля выше. Подумайте, чем объяснить эту разницу.

— Определите годовую амплитуду температуры для двух пунктов.

— Определите среднюю годовую температуру для двух пунктов. Сравните средние годовые температуры. Сделайте вывод.

(Работы учащиеся сдают учителю на проверку.)

 

Домашнее задание

Любое задание на с. 113, кроме того, что выполнили в классе.

(Учитель может дать средние месячные температуры за любой год и задание построить график годового хода температуры.)






загрузка...
загрузка...