Температура воздуха - АТМОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Поурочные разработки по географии - Физическая география 6 класс

Температура воздуха - АТМОСФЕРА - СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

Цели: сформировать знания о зависимости температуры воздуха от угла падения солнечных лучей; научить определять средние суточные, месячные и годовые температуры воздуха, амплитуду температур; закрепить умение определять температуру по термометру.

Оборудование: модели термометров.

Ход урока

I. Организационный момент


II. Повторение. Проверка домашнего задания

1. Решение задач

Два человека работают у доски — показывают решение своих задач.

2. Работа в парах

Отвечают ученики, которые выполняли устные задания к параграфу.

Вариант 1: как уменьшить загрязнение воздуха в городе?

Вариант 2: способы изучения атмосферы.

В это время учитель проверяет тетради у учеников, которые выполнили задание в письменной форме.


III. Изучение нового материала

Откройте учебник на с. 108 и ответьте на вопросы перед § 36.

— Что является источником тепла и света на Земле? (Солнце.)

— Почему происходит смена дня и ночи? (Из-за суточного вращения Земли вокруг своей оси.)

— Вспомните летние каникулы. Вы на пляже. День. Одинаково ли нагреты песок и вода? (Нет, песок горячий, обжигает подошву, мы быстро бежим к воде, вода прохладная.)

— А сейчас представьте: вы пришли на пляж вечером. Что изменилось? (Вода вечером теплее, чем днем, а песок на пляже уже прохладный.)

— Сделайте вывод о нагреве суши и воды. (Вода и суша нагреваются неравномерно. Суша нагревается быстро, а вода медленно.)

— Луч солнца попадает в окно. Что он нагревает: подоконник или стекло? (Нагревается подоконник, а стекло холодное.)

(Если есть такая возможность, можно проверить это утверждение в кабинете.)

— Сделайте вывод. Какие предметы нагреваются солнечными лучами? (Нагреваются непрозрачные предметы, а через прозрачные лучи проходят, не нагревая их.)

— От чего нагревается воздух на Земле? (Солнце нагревает поверхность Земли, а от нее нагревается воздух.)

— Почему на берегу водоема не жарко? (Над прохладной водой воздух тоже прохладный.)

— Почему с увеличением расстояния от поверхности Земли понижается температура воздуха?

Выводы

1. Суша и вода нагреваются и остывают неравномерно: суша — быстро, а вода — медленно.

2. Воздух нагревается от нагретой поверхности Земли.

3. Температура воздуха над сушей и морем всегда разная.

Прочитайте п. 2 на с. 108.

— С помощью какого прибора измеряется температура воздуха?

— Как правильно устанавливать термометр?

— У кого дома термометр установлен на восточной стороне?

— Когда ваш термометр показывает правильную температуру воздуха? (Вечером, когда на него не падают солнечные лучи.)

— На какой стороне дома нужно устанавливать термометр? (На северной, где всегда тень.)

А теперь вспомните, когда в течение суток температура наиболее высокая, а когда — самая низкая.

Утром всегда прохладно. Земная поверхность еще не успела нагреться. К полудню становится тепло и даже жарко, воздух нагревается от поверхности Земли. После полудня воздух прогревается еще сильнее. Вечером становится прохладнее, земная поверхность охлаждается. Ночью холодно, а под утро поверхность Земли остывает сильнее всего.

— От чего зависят колебания температуры в течение суток?

— Рассмотрите рис. 69 на с. 109. Ответьте на вопрос к рисунку. (Сильнее нагрета первая площадка. Солнечный луч падает на меньшую площадь, значит, на каждый квадратный сантиметр площади приходится больше солнечной энергии.)

— Почему загорать в полдень опасно? (Можно получить ожоги, в полдень солнце сильнее нагревает поверхность Земли и загорающих людей.)

— В какое время суток Земля получает энергию от третьего луча? (Ближе к вечеру или утром.)

Вывод. Чем выше солнце над горизонтом, тем более отвесно падают лучи на поверхность Земли и тем сильнее она нагревается.

— А бывает так, что днем температура воздуха ниже, чем ночью? (Да.)

Нарушают правило нагрева земной поверхности воздушные массы, которые приносят ветры с Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Зимой воздух над Атлантическим океаном теплее, чем над сушей. А с Северного Ледовитого океана приходит всегда холодный воздух.

Разница между самой высокой и самой низкой температурами воздуха называется амплитудой температуры воздуха.

— Обратимся к рис. 70 на с. 110. Прочитайте показания первой пары термометров и назовите амплитуду температур.

— Почему самая низкая температура наблюдалась в 6 ч, а самая высокая — в 14 ч? (Самая низкая температура наблюдается перед восходом солнца, за ночь поверхность Земли остывает. Самая высокая температура бывает после полудня, т. к. воздух нагревается от нагретой поверхности Земли.)

— Определите суточную амплитуду температуры воздуха по показаниям третьей пары термометров. (А = 18 °С.)

Как же наблюдатели определяют среднюю суточную температуру воздуха?

Пример 1

-1 °С (6 ч);

+2 °С (9 ч);

+5 °С (12 ч);

+8 °С (15 ч);

+6 °С (18 ч);

+1 °С (21 ч);

-2 °С (0 ч);

-3 °С (3 ч).

Находим сумму положительных температур, она равна +22 °С.

Находим сумму отрицательных температур: —6 °С.

Из большей суммы вычитаем меньшую: 22 — 6 = +16 °С.

Делим разность на количество замеров и у полученного числа ставим знак делимого: +16 °С : 8 = +2 °С.

Средняя суточная температура воздуха +2 °С.

Пример 2

+10 °С (1 ч);

+14 °С (7 ч);

+20 °С (13 ч);

+15 °С (19 ч).

Если все температуры имеют одинаковый знак, то находим сумму температур, делим на количество замеров и у частного ставим знак.

Сумма равна +59 °С; 59 °С : 4 = +15 °С.

— Выполните задание 3 на с. 111. Постройте график суточного хода температуры воздуха.

(Желательно это задание выполнить в классе вместе с учителем.)


Домашнее задание

§ 36, задание 4 к параграфу.

Индивидуальные задания:

1. Провести наблюдение за температурой воздуха по данным своего термометра и составить график температуры воздуха за одни сутки. Температуру измерять через равные промежутки времени: например, в 8, в 11 ч. (В школьном кабинете географии температуру можно измерить в 14, 17 и 20 ч.)

2. Определить среднюю температуру воздуха по четырем показаниям. Показания можно взять произвольные.