загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ - Физическая география 6 КЛАСС

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

ГИДРОСФЕРА

Урок 44. Обобщение и повторение по теме «Гидросфера»

 

Цели: обобщить знания учащихся о водах планеты; проверить уровень усвоения знаний по теме «Гидросфера»; закрепить умения показывать объекты на карте, определять географическое положение водных объектов, находить взаимосвязи между объектами гидросферы.

Оборудование: карта океанов, картины с изображением моря, реки, озера.

Ход урока

I. Организационный момент

Учащиеся объединяются в команды по пять-шесть человек.

Игровые столы расставляются по кругу. В центре — стол, на котором раскладываются конверты с вопросами и стоит волчок.

 

II. Игра «Что? Где? Когда?»

Команда, начинающая играть первой, определяется по жребию, по желанию, или первой выходит команда, которая ответила на первый вопрос вне игры. Зачитывается вопрос, на который указала стрелка волчка. На обсуждение дается 30 с или 1 мин. Один ученик следит за временем. Желательно иметь песочные часы. Если капитан команды, сидящей за боковым столом, поднимает руку раньше, чем истечет время, учитель подходит к команде и слушает ответ, который проговаривается шепотом, можно записать ответ на листке. По истечении времени команда, играющая за главным столом, отвечает вслух. Если ответ правильный, то команда остается за столом, а если ответ неверный, то команда, которая первой ответила правильно, занимает место за главным столом. Очки засчитываются всем командам, которые дали правильный ответ. Если команда набрала за досрочные ответы 3 балла, то она занимает место за главным столом, даже если играющая команда дала правильный ответ.

Команда, набравшая больше всех баллов, но не менее 8, получает оценку «5», команда, занявшая 2-е место с отставанием не более чем на 3 балла, — «4», команда, не набравшая баллов, получает домашнее задание: ответить на вопросы и выполнить задания на с. 104—105. Из предложенных 16 заданий выбрать 7—8 вопросов.

 

Вопросы

1. Логическая цепочка: Анхель, Виктория,... Назовите третий. (Например, Ниагарский.)

2. Красное, Желтое. Назовите еще два «цветных» моря. (Черное, Белое.)

3. Он соединяет два моря, два океана, разделяет два материка, два полуострова, две страны. (Берингов пролив.)

4. Раньше ее называли Ра. Ее исток на Валдайской возвышенности, а устье находится на 29 м ниже уровня моря. Каково ее современное название? (Волга.)

5. Это течение — младший брат Гольфстрима в Тихом океане. (Куросио.)

6. Скажите по-японски «волна в бухте». (Цунами.)

7. Этот пролив открыл морской английский пират, это самый широкий пролив на Земле. (Пролив Дрейка.)

8. Что общего у залива Фанди, Пенжинской губы, Охотского моря и реки Темзы? (Здесь бывают высокие приливы.)

9. Встреча с ним в океане не сулит ничего хорошего. Он может в любой момент перевернуть корабль. Большая часть его находится под водой. (Айсберг.)

10. Почему корабли из Европы в Америку плыли 14 дней, а из Америки в Европу — 7 дней? (Течение Гольфстрим увеличивало скорость движения корабля.)

11. Это море расположено между двумя частями света. Две огромные пустыни, окружающие это море, как огромные печи, создают здесь такие температурные условия, какие не встречаются нигде в мире. (Красное.)

12. «Море водорослей», «море без берегов», опасное место в океане. (Саргассово.)

13. Этот океан омывает берега пяти материков. Он самый штормовой, глубокий и теплый. (Тихий.)

14. Она может находиться в трех состояниях. На Земле ее больше всего в жидком состоянии, меньше всего — в твердом. На планете нет такого места, где бы ее не было. (Вода.)

15. Испаряется, конденсируется, течет, просачивается. Что происходит в результате этих процессов? (Мировой круговорот воды.)

16. Закончите фразу из книги А. де Сент-Экзюпери «Планета людей»: «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама...» (жизнь).

17. Этот остров норманны назвали «зеленой землей», и это был обман. Большая часть острова покрыта льдами. (Гренландия.)

18. Во время своего кругосветного плавания Магеллан, обогнув Южную Америку, попал в Тихий океан. Как в настоящее время можно попасть в Тихий океан, не огибая Южную Америку? (Через Панамский канал.)

19. Он самый маленький из четырех братьев. Он меньше своего большого брата в 14 раз. Все берега его южные. (Северный Ледовитый океан.)

20. Здесь содержатся соли натрия и магния, алюминий, медь, золото, серебро, кислород, кальций, фосфор, кремний. (Морская вода.)

21. Солнечные лучи нагревают только верхний слой воды толщиной всего в несколько метров. Как тепло попадает в нижние слои, например на глубину 100 м? (В результате перемешивания воды волнами, течениями.)

22. В нашей стране это явление можно наблюдать, например, на берегу Белого моря. Два раза в сутки вода выходит на берег, покрывая часть суши. И два раза в сутки она далеко отступает, обнажая прибрежную часть дна. Как называется это явление, какая сила его вызывает? (Приливы и отливы. Притяжение Луны.)

23. В 1850 г. у берегов Испании был найден дубовый бочонок, внутри которого, в скорлупе кокосового ореха, нашли послание Колумба королеве Испании, отправленное с острова Гаити. Как бочонок оказался у берегов Испании? (Его принесло течение Гольфстрим.)

24. В это озеро впадают 336 рек, но только одна, Ангара, вытекает из него. (Байкал.)

25. В 1943 г. этот известный ныне француз изобрел автономный аппарат для дыхания человека под водой и стал организатором первых подводных исследований. Назовите его имя, фамилию и название аппарата. (Жак Ив Кусто, акваланг.)

26. Песок хорошо пропускает воду, глина почти не пропускает, а гранит совсем не пропускает воду. Почему? (Водопроницаемость зависит от величины пор.)

27. Почему колодцы копают зимой? (Уровень грунтовых вод зимой наименьший, если уж зимой в колодце есть вода, то она будет там в любое время года.)

28. Какая вода поступает по скважине на поверхность, фонтанируя? (Межпластовая.)

29. Ока — ее правый приток, а Кама — левый. (Волга.)

30. Почему после строительства водохранилища уровень воды в реке не падает ниже плотины даже в засушливое лето? (Воду из водохранилища спускают по мере необходимости.)

31. Почему М. Ю. Лермонтов дает реке Терек противоречивые характеристики?

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

И далее:

Но, по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит...

(В верховье Терек течет по горной местности, течение бурное, а в низовье река течет по равнине, спокойно.)

32. Какой процесс происходит в горах ниже снеговой линии? (Таяние льда и снега.)





загрузка...
загрузка...