загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ - Физическая география 6 КЛАСС

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

ГИДРОСФЕРА

Урок 41. Ледники

 

Цели: рассказать о причинах образования ледников и типах ледников: покровных и горных; сформировать понятия «снеговая линия», «морена», «айсберг»; научить самостоятельно добывать знания, проводить исследовательскую работу; развивать навыки коллективной работы.

Оборудование: листы-программы, атласы, физическая карта полушарий, таблицы «Горный ледник», «Покровный ледник Антарктиды», видеофильм «Ледники».

Ход урока

ВАРИАНТ 1 (МОДУЛЬНЫЙ УРОК)

I. Организационный момент

 

II. Изучение нового материала

Сегодня мы изучаем процесс образования ледников. Работаем в группах. Вы получили программы исследования. Программы надо пройти последовательно от первого шага до последнего.

Наука, которая занимается изучением ледников, называется гляциология. Сегодня мы работаем гляциологами.

Шаг 1

Начертите в тетради оси координат. По вертикали отложите через сантиметр высоту в метрах (в 1 см — 500 м), а по горизонтали — условное расстояние от экватора до полюса.

Шаг 2

На карте найдите вулкан Килиманджаро (Африка). Определите его высоту. Изобразите его на схеме.

Найдите наивысшую точку Кавказа — гору Эльбрус и изобразите ее на оси координат. Найдите вершину Кордильер — Мак-Кинли (6193 м), нанесите ее на схему. Вблизи условного полюса изобразите остров Гренландия.

Шаг 3

Представьте, что сегодня 22 июня. Температура воздуха в этот день у подножия Килиманджаро может быть +25 °С, Эльбруса — +20 °С, Мак-Кинли — +10 °С, на побережье Гренландии — 0 °С.

Шаг 4

Изобразите вершины гор на оси координат, высчитайте высоту нулевой температуры в горах и соедините все точки с температурой 0 °С.

Шаг 5

Прочитайте § 32.

— Как называется линия, выше которой снег не успевает таять? (Снеговой линией, или снеговой границей).

Из скопившегося снега там образуются ледники.

Шаг 6

По схеме исследуйте ход снеговой линии от экватора к полюсам и сделайте вывод о том, где находится снеговая линия на экваторе и у полюсов.

— Как называются ледники, покрывающие целые материки и острова? Подпишите их на схеме.

Шаг 7

Обсудите в группе, что необходимо для образования ледников. Назовите три причины.

Шаг 8

Самостоятельно поработав с учебником, определите значение ледников.

Шаг 9

По тексту учебника выясните, как образуется морена и к какой форме рельефа ее можно отнести.

Шаг 10

На с. 100 учебника найдите ответ на вопрос: чем айсберг отличается ото льда, который покрывает поверхность Северного Ледовитого океана?

Шаг 11

Обсудите результаты работы в группе. Оцените свою работу. (Учитель собирает работы и, проверив их, ставит оценки.)

 

ВАРИАНТ 2

I. Организационный момент

 

II. Повторение. Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос

— Какой водный объект называется озером?

— Чем сточные озера отличаются от бессточных?

— Почему озеро Байкал имеет большую глубину и продолговатое очертание?

— Назовите типы озерных котловин.

— Почему берега некоторых озер показаны на картах пунктирной линией?

— Как образовалось самое большое по площади озеро?

— Почему Каспийское озеро подписано на картах как море?

 

2. Работа в группах

— Заполните таблицу.

 

Название озера

На каком материке находится

Сточное или бессточное

Пресное или соленое

Байкал

 

 

 

Каспийское

 

 

 

Виктория

 

 

 

Чад

 

 

 

Ладожское

 

 

 

Эйр

 

 

 

Верхнее

 

 

 

 

III.  Изучение нового материала

Мы уже познакомились с реками и озерами. Сегодня мы познакомимся с очень важной частью гидросферы - ледниками.

Ледник — это многолетнее скопление льда на суше.

— Как вы думаете, относятся ли к ледникам льды, покрывающие зимой реки, а также льды, покрывающие океаны и моря? (Нет.)

Ледники образуются из снега, который не тает в течение длительного времени, снег уплотняется, превращается в зернистый лед — фирн. Через годы фирн в процессе дальнейшего уплотнения превращается в глетчерный лед, прозрачный и плотный.

Для образования ледника необходимы два условия:

1) низкие температуры воздуха в течение года;

2) осадки, выпадающие в виде снега.

Ледники бывают горные и покровные.

Для образования горного ледника летняя температура воздуха в месте его образования должна быть ниже 0 °С.

(Желательно показать видеофильм «Ледники» для создания образного представления о них.)

— Определите, есть ли в горах ледники, если температура воздуха у подножия гор в июле +20 °С, а высота гор равна 4 км.

(Учащиеся не могут выполнить это задание, т. к. не знают, какая температура в горах.)

Вам необходимо знать, что температура воздуха при подъеме в горы на каждый километр понижается на 6 °С.

На высоте 4 км температура будет равна —4 °С, значит, в горах будет накапливаться снег.

— Определите, есть ли ледник на вершине горы Килиманджаро, если температура у подножия горы весь год равна +25 °С.

— Как определить наличие ледника на вершине горы? (Надо узнать высоту горы.)

— Как это можно узнать? (Посмотреть по карте. Гора Килиманджаро находится в Африке. Высота горы 5895 м.)

Мы уже знаем, что на каждый километр подъема температура понижается на 6 °С. 6 °С х 5 км = 30 °С.

При подъеме на 5 км температура понизится на 30 °С. В то время как у подножия горы температура +25 °С, на высоте 5 км она будет равна —5 °С. Значит, на высоте около 4 км температура будет около 0 °С. На вершине горы есть вечный снег, а значит, есть и ледник.

Уровень, выше которого снег может накапливаться, называется снеговой линией.

— На какой высоте в горах есть ледник, если температура воздуха летом у подножия гор равна +12 °С? (На высоте 2 км находится снеговая линия, т. к. снег не тает при температуре ниже 0 °С.)

— Какой можно сделать вывод? (Чем жарче климат, тем выше находится снеговая линия.)

Языки ледника движутся со скоростью до 80 м в сутки. Достигая снеговой линии, ледник тает и дает начало ручьям и рекам.

— Как вы думаете, какое питание имеют такие реки? (Ледниковое.)

— Найдите на карте реки, которые берут начало в ледниках. (Терек, Амударья, Сырдарья.)

На рис. 65 на с. 99 показан горный ледник, он похож на дорогу. Вместе с ледником с гор несутся вниз обломки горных пород, вмерзшие в лед.

— Что произойдет с обломками пород, когда ледник растает? (Они останутся на краю ледника.)

Эти обломки образуют холмы — ледниковые отложения, которые называются моренами.

— Что можно найти в морене? (Ручей, воду, начало горной реки.)

— К каким последствиям приведет таяние всех горных ледников? (Высохнут реки, имеющие ледниковое питание.)

Второй тип ледников — покровные. Эти ледники покрывают материки и острова, находящиеся в полярных широтах, где весь год температура воздуха ниже 0 °С.

— Найдите на карте районы, где имеются покровные ледники. Условный знак ледников показан на карте. (Покровные льды имеются в Антарктиде и на острове Гренландия, на островах, расположенных в Северном Ледовитом океане, — архипелаге Шпицберген, на Земле Франца Иосифа.)

Ледники Антарктиды достигают толщины 4 км, а средняя мощность ледников — 2 км. Ледники стекают от центра к краям.

— Что происходит, когда ледник достигает берега материка? (Образуются айсберги.)

Рассмотрите рис. 66 на с. 100.

Чем же опасны айсберги? Надводная часть айсберга составляет только 1/5 часть его объема, а 4/5 находятся под водой.

(Сделать рисунок айсберга на доске.)

Айсберг время от времени переворачивается, т. к. меняется центр его тяжести. Подводные течения топят айсберг неравномерно.

Айсберги создают опасность для океанских судов, проходящих в Северной Атлантике, где много айсбергов, отколовшихся от Гренландии. Одного айсберга хватило, чтобы потопить такое гигантское судно, как «Титаник». Чрезвычайно опасна встреча с айсбергом при штормовой погоде, в туман.

И в то же время в ледниках содержится большая часть пресной воды мира. Это чистейшая вода. Уже сейчас айсберги Антарктиды буксируют к берегам стран, где мало пресной воды. Средних размеров айсберг может обеспечивать пресной водой целый город в течение месяца.

Если растают льды Антарктиды, то уровень Мирового океана поднимется на 60 м. Это приведет к затоплению многих крупных городов, сотни небольших городов окажутся под водой, исчезнут целые страны.

За ледниками постоянно ведут наблюдения гляциологи — специалисты, изучающие льды.

 

IV. Закрепление нового материала

— Что такое ледник?

— Чем ледник отличается ото льда, покрывающего Северный Ледовитый океан? (Ледник образовался из снега, он относится к водам суши.)

— В чем значение ледников?

— В каких горах есть ледники? (В Кордильерах, Гималаях, Андах, на Кавказе и др.)

— Какие ледники быстрее стекают: горные или покровные? (Горные.)

— Что такое снеговая линия?

— Что такое морена?

— Почему нельзя растопить все ледники Земли?

— Как изображают ледники на карте?

— Чем лед в леднике отличается от обычного льда?

 

Домашнее задание

§ 32, вопросы к параграфу.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение о каналах или водохранилищах.






загрузка...
загрузка...