загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ - Физическая география 6 КЛАСС

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

 

ГИДРОСФЕРА

 

Урок 31. Вода на Земле. Гидросфера

 

Цель: сформировать представление о составе гидросферы и значении Мирового круговорота воды в природе.

Оборудование: таблица «Мировой круговорот воды», физическая карта, образцы льда, снега, воды, таблица «Виды облаков».

Ход урока

I. Организационный момент

Эпиграф на доске: «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь» (А. де Сент-Экзюпери).

 

II. Изучение нового материала

Известно, что из всех планет Солнечной системы вода имеется только на нашей планете. Благодаря воде и в воде возникла жизнь на Земле. Без воды человек не может прожить более восьми суток.

Когда в шахтах случаются аварии, шахтеры остаются под землей отрезанными от выхода на поверхность, на спасение людей есть всего восемь дней. Дальше происходит смертельно опасное обезвоживание организма.

Без воды не вырастить урожай. Вода — уникальный минерал, без которого нет роста и развития организмов.

Мы приступаем к изучению водной оболочки Земли — гидросферы.

Гидросфера включает в себя все воды планеты.

Посмотрите на рис. 46 на с. 69. Первое место в распределении вод Земли по объему занимают воды Мирового океана — это горько-соленые воды. Второе место — воды в ледниках, находящиеся в твердом виде.

— Где на Земле находится большая часть твердой воды? (В ледниках Антарктиды и Гренландии.)

Меньший объем занимают пресные поверхностные воды — это воды суши, находящиеся в реках, озерах.

98% воды на Земле — это вода океанов и морей, она горько-соленая. И только 2% всей воды Земли составляет пресная вода. Именно эту воду использует человечество для своих нужд. С каждым годом потребление воды растет. Почему же мы не беспокоимся о том, что вода на Земле может закончиться? Почему не иссякают воды на суше и в океанах?

(Учитель или ученик читает стихотворение.)

Хоть в это поверить не очень легко,

Но Волги вода есть в реке Лимпопо.

И, путешествуя облаком пара,

Воды из Волги текут в Ниагару.

Волги вода и в Байкале, и в Ниле,

И в Танганьике, и в нашей квартире.

Значит, должны понимать это все мы:

Реки — часть водной единой системы.

Но, чтоб не быть с географией в споре,

Волга впадает в Каспийское море.

И. Якимов

Не абсурдно ли это стихотворение? Как вода Волги может течь и в Ниле, и в Ниагаре, и в Лимпопо? Речь идет о Мировом круговороте воды. Проследим за путешествием капли воды.

(Задание учащимся: используя схему на с. 70, совершить кругосветное путешествие вместе с каплей воды. У каждого оно будет свое. Работая в парах, дети рассказывают друг другу о своих путешествиях. Несколько воображаемых путешествий с каплей воды заслушать.)

 

Вариант рассказа

Я — капля-путешественница. Начала я свое путешествие из облака, вместе с другими каплями я попала в реку, там нас было очень много. В реке мы долго плыли. Но потом вдруг меня потянуло вниз, и я оказалась в темноте под землей. В подземных водах меня тоже куда-то несло, и вдруг я снова оказалась на поверхности Земли в маленьком ручейке. Из ручья я вместе с другими каплями попала в крупную реку. Мы все потекли на север, где было холодно. Я оказалась в холодном Северном Ледовитом океане. Вдруг я почувствовала, что совсем замерзаю. Так я превратилась в льдинку. Льдину течение вынесло в более теплый океан, и мы снова стали каплями. Вышло солнце, мне стало необыкновенно легко, и я почувствовала, что поднимаюсь вверх. Так я снова оказалась в облаке.

— Какие свойства воды позволили капле так путешествовать? (Вода может быть в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Вода обладает свойством текучести.)

— Какие явления позволяют воде совершать круговорот?

1. Испарение (жидкая вода превращается пар).

2. Конденсация (вода из пара превращается в жидкость).

3. Таяние (плавление) (вода из твердого состояния переходит в жидкое).

4. Замерзание (вода из жидкого состояния переходит в твердое, это происходит при температуре ниже 0 °С).

— Откуда берется энергия для совершения круговорота? (Это энергия Солнца и сила притяжения Земли.)

— Прочитайте стихотворение С. Щипачева в учебнике на с. 69 и скажите, о каких явлениях пишет поэт. (Здесь описаны явления испарения воды, конденсации пара в капли дождя.)

— Почему капля может просочиться под землю? (Действует сила тяжести.)

— Мы с вами сегодня познакомились с Мировым круговоротом воды на Земле. Что же это такое? (Учащиеся выдвигают свои версии.)

— Давайте проверим правильность наших определений: прочитаем определение на с. 69.

— Что произойдет, если осадки перестанут выпадать на сушу? (На суше исчезнет вода — она вся испарится, и тогда исчезнет жизнь.)

— Почему океан соленый, а испарившаяся вода поступает в облако уже пресная? (С поверхности океана испаряется только пресная вода, а растворенные в ней вещества остаются.)

— Какие оболочки Земли объединяет Мировой круговорот?

— В чем значение Мирового круговорота воды?

 

Домашнее задание

§ 23, вопросы к параграфу.

На следующий урок обязательно принести атласы и контурные карты.






загрузка...
загрузка...