загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ - Физическая география 6 КЛАСС

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

ЛИТОСФЕРА

Урок 23. Практическая работа «Горные породы и минералы» (модульный урок)

 

Цели: научить различать горные породы и минералы по внешним признакам; закрепить знания о магматических, осадочных и метаморфических породах; формировать интерес к геологии.

Оборудование: четыре-пять наборов коллекций раздаточного материала (образцы гранита, мрамора, каменного угля, каменной соли, железной руды, песчаника, кварцита, гнейса, полевого шпата, слюды, кварца, базальта, глины, песка, гальки, известняка и др.).

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Повторение. Проверка домашнего задания

— Какие горные породы магматического происхождения вы знаете? (Гранит, базальт, пемза, туф, габбро и др.)

— Назовите осадочные породы органического происхождения. (Уголь, торф, нефть, известняк, мел и др.)

— Назовите осадочные породы химического происхождения. (Соли.)

— Какие породы образуются на глубине при воздействии огромного давления и высоких температур? (Метаморфические: мрамор, гнейс, кварцит.)

 

III. Практическая работа

Ученики распределены по группам. В группе четыре-пять человек. Столы сдвинуты по два для удобной работы группы. Учащиеся получают карточки-инструкции.

Шаг 1

Назовите и покажите горные породы и минералы, находящиеся в вашей коллекции.

Если в коллекции имеются незнакомые вам образцы, обратитесь к учителю за консультацией.

Шаг 2

Разложите отдельно горные породы и минералы.

Если вы готовы, пригласите учителя, покажите свою работу.

Шаг 3

Разложите образцы горных пород на три группы: магматические, осадочные, метаморфические.

Шаг 4

Подготовьтесь продемонстрировать знание образцов пород и минералов, которые находятся в вашей коллекции.

Комментарий. Учитель может попросить показать и назвать горные породы и минералы любого ученика из группы. Ученик отвечает за всю группу. Научить нужно каждого, чтобы не разочароваться ни в своей работе, ни в оценке.

Все ученики получают оценку за урок.

Такая работа обычно проходит при очень активном участии всех учеников. Ведь каждый отвечает за каждого. А подводить своих товарищей не хочет никто.

 

Домашнее задание

Не задается. Ученики получают только индивидуальные задания.

 

Дополнительный материал

Апатит

Апатит (греч.  apatao  — обманываю). Это имя апатит заслужил потому, что часто бывает похожим на другие камни, как будто он рядится в чужие одежды. Но несмотря на это, апатит — один из самых полезных камней. В нем содержится фосфор — вещество, необходимое всему живому не меньше, чем воздух и вода. Фосфор входит в состав наших костей, мозга, крови. Мы получаем фосфор вместе с пищей, а растения умеют добывать его из земли. Если растению не хватает фосфора, оно чахнет, плоды его не развиваются, листья теряют яркую окраску, рост и развитие задерживаются. Чтобы дать растению необходимое питание, землю удобряют.

Апатит — горная порода светло-зеленого цвета. На заводах его размалывают и получают фосфоритную муку, или суперфосфат.

Удобрения рассыпают по полям. Земля, досыта накормленная фосфором, дает в три раза больше хлеба, капусты, яблок, винограда.

В нашей стране апатита много в горах Хибинах на Кольском полуострове. Открыл месторождение замечательный геолог Александр Евгеньевич Ферсман.

 

Асбест

Так называется зеленовато-серебристый камень, что в переводе с греческого означает «негоримый».

Но ведь и большинство камней не горит. Почему же именно этому дали такое имя?

Асбест отличается от других камней тем, как он ведет себя в огне. Гранит, например, в огне краснеет и распадается на составные части. Слюда делается хрупкой и легко превращается в порошок. Асбест же совершенно не изменяется.

Еще в древности люди заметили, что он состоит из отдельных, плотно прилегающих друг к другу шелковистых волокон. За это ему дали название «горный лен». Из асбестовых волокон можно изготовить нитки, ткань.

Индийские жрецы носили асбестовые одежды и проходили в них сквозь огонь. Одежда не горела, и люди верили, что жрецы святые.

Асбестовое полотно ценилось наравне с жемчугом. Из асбестовых нитей вязали кружева, чулки, перчатки, нарядные дамские сумочки.

На Урале нашли большие залежи асбеста. Первая находка была сделана в 1720 г. Владелец многих уральских заводов Никита Демидов занялся добычей асбеста. Сейчас на Урале есть город Асбест.

В наше время асбест используется для изготовления тепло- и электроизоляторов. Из асбеста делают канаты, вату, одежду для пожарных, театральные занавеси. Он входит в состав бумаги, которая идет на изготовление денег и важных государственных документов. Используют его и химики, потому что асбест не боится едких жидкостей.

Асбест очень прочен. Его волокно толщиной 1 мм можно разорвать, лишь повесив груз в 300 кг. Стальная проволока такой же толщины разрывается при нагрузке 213 кг.

Волокна асбеста вредны для здоровья людей. В городе Асбесте многие люди болеют особой болезнью — асбестозом. Волокна цементируют дыхательные пути, из-за чего бронхи плохо расширяются и человеку тяжело дышать. На дорогах в городе толстым слоем лежит зеленая пыль, состоит она из волокон асбеста.

 

Графит

Название «графит» произошло от греческого слова «графо», что значит «пишу». Графит знаком каждому, т. к. из него готовят стержни карандашей. Он, как и алмаз, состоит из углерода. Но совсем не похожи друг на друга графит и алмаз.

Графит - матовый, непрозрачный, серовато-черный, пачкает руки, оставляет следы на бумаге.

Но и у графита есть замечательные качества. Словно драгоценное золото, он не боится ни кислоты, ни щелочи. Выдерживает температуру в тысячи градусов и портится при низкой температуре.

Он проводит электричество. Мягкий как масло графит используют для смазки машин, из графита даже изготавливают детали машин, тогда они работают без смазки. Применяется графит и в атомных реакторах.

Но мягкий графит при большом давлении и высокой температуре превращается в алмаз — самый твердый минерал.






загрузка...
загрузка...