загрузка...


ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ - Физическая география 6 КЛАСС

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ

 

ЛИТОСФЕРА

 

Урок 22. Горные породы и минералы

 

Цели: сформировать представление о минералах и горных породах; показать деление горных пород на группы по происхождению; научить различать горные породы и минералы по внешнему виду; сформировать понятия «осадочные породы», «магматические породы», «метаморфические породы».

Оборудование: атлас, карта полушарий, коллекции горных пород и минералов (демонстрационный и раздаточный материал).

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Повторение. Проверка домашнего задания

1. Взаимоопрос

Ученики, сидящие в первом ряду, рассказывают о внутреннем строении земного шара своему соседу. Ученики, сидящие во втором ряду, рассказывают о строении земной коры, различии земной коры и литосферы.

На ответ ученика отводится 2—3 мин.

 

2. Географический диктант

1. Земля состоит из... (трех) слоев.

2. Внутри Земли находится... (ядро).

3. В раскаленном до 2000 °С и более находятся... (мантия и ядро).

4. Верхняя оболочка Земли. (Литосфера.)

5. Самая верхняя часть литосферы. (Земная кора.)

6. Мощность больше у материковой или океанической земной коры? (У материковой.)

7. Какой слой горных пород отсутствует в океанической земной коре? (Гранитный.)

8. Какая оболочка начинается от астеносферы? (Литосфера.)

9. Какую глубину имеет самая глубокая скважина? (15 км.)

10. Как называется наука о землетрясениях? (Сейсмология.)

 

III. Изучение нового материала

— Земная кора состоит из разнообразных горных пород. Какие горные породы вы можете назвать? (Гранит, глина, уголь, торф, песок и др.)

(Учитель показывает и называет другие горные породы.)

Горные породы отличаются по происхождению, свойствам, составу. В состав горных пород входят минералы. Минералы имеют разные плотность, твердость, цвет, блеск и другие свойства.

(Учитель показывает минералы: кварц, слюду, полевой шпат и др.)

Разнообразие горных пород и закономерности их распространения в земной коре зависят от того, в каких условиях они образовались, т. е. от происхождения горных пород.

По происхождению горные породы делятся на три группы:

1) осадочные;

2) магматические;

3) метаморфические.

Как образуются осадочные горные породы? Они оседают на дне водоемов: морей, океанов, озер — и на суше.

По способу образования осадочные породы делятся на три группы:

1) обломочные (образуются под влиянием ветра, колебаний температуры воздуха, текучих вод, например рек) — галька, гравий, валуны, песок, глина;

2) химические (оседают на дне соленых озер и морей в виде кристаллов) — поваренная и калийная соли;

3) органические (образованы в результате жизнедеятельности организмов — растений и животных) — нефть, торф, каменный уголь, мел и др.

Магматические породы образуются из магмы (густая мазь), которая выделяется из мантии и, перемещаясь в верхние слои земной коры, остывает и затвердевает.

Если магма достигла поверхности Земли и излилась на поверхность, то образовавшиеся породы состоят из мелких кристалликов. Это излившиеся горные породы, или эффузивные. К ним относятся базальт, пемза, туф и др.

(Учитель демонстрирует образцы пород.)

Магма не всегда достигает поверхности Земли, тогда она остывает на глубине. Остывание происходит медленнее, в результате чего образуются породы, имеющие крупнозернистое строение. Это глубинные магматические породы (интрузивные) — гранит, габбро, диорит.

Горные породы могут изменяться под давлением лежащих на них толщ других горных пород и под влиянием высоких температур. Изменения происходят на протяжении длительного времени — сотен и миллионов лет. Так образуются метаморфические породы.

Из известняка образуется мрамор, из песчаника — кварцит, гранит превращается в гнейс.

Как отличить магматические горные породы от осадочных пород, например гранит от соли, песок от базальта? Магматические породы более плотные, твердые, имеют зернистое строение, они образуются из магмы или лавы. Осадочные породы более рыхлые, менее твердые, без зернистой структуры. Породы органического происхождения состоят из остатков растений или животных. Например, мел и известняк состоят из раковин мелких морских моллюсков, коралловый известняк состоит из остатков скелетов коралловых полипов.

(Ученики работают с коллекциями горных пород и минералов.)

— Найдите в коллекции образец гранита. Какое происхождение имеет гранит? (Магматическое.)

— Эта порода крупнозернистая. Где она могла образоваться? (Порода образовалась в глубинных слоях, она интрузивного происхождения.)

— Как вы думаете, почему гранит пестрый? (Он состоит из разных минералов.)

(Учитель просит найти в коллекции кварц, слюду и полевой шпат.)

— От чего зависит цвет гранита? (От цвета полевого шпата.) (Учитель показывает образцы горных пород и рассказывает о свойствах пород и о применении их в хозяйственной деятельности человека.

Далее ученики работают самостоятельно, определяя группу, к которой относится каждая горная порода из раздаточных коллекций.)

 

Домашнее задание

§ 17, задание 5 к параграфу.






загрузка...
загрузка...
загрузка...