загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ - Физическая география 6 КЛАСС

ВВЕДЕНИЕ

 

Урок 2. История географии

 

Цели: познакомить учащихся с тем, как с течением времени изменялись представления людей о форме и природе Земли, как изменялись знания людей о природе; развивать умение работать с картами атласа.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, демонстрационные таблицы «Представление о Земле в древности», диафильм «Великие мореплаватели», портреты «Великие путешественники», видеофильм «Великие географические открытия».

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Повторение. Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос

— Что такое география?

— Кто первым сформулировал понятие о географии?

— Какие типы географий вы знаете?

2. Проверка календарей погоды

 

III. Изучение нового материала

Знания, которые мы имеем сейчас о Земле, конечно же, отличаются от представлений древних людей и будут отличаться от знаний народов, которые будут жить в будущем.

Рассмотрим знания и представления людей, живших в разные эпохи:

1) первобытные люди;

2) древние цивилизации;

3) люди, жившие в Средние века;

4) люди эпохи Просвещения;

5) люди современного мира.

(Далее учитель излагает новый материал, а ученики слушают и составляют план. Возможен вариант, когда ученики заранее сами готовят доклады, а слушающие составляют план.) Взаимодействия первобытных людей с природой На ранних стадиях существования первобытных людей в их взаимоотношениях со средой обитания природа играла огромную роль. Древние люди, по существу, составляли один из биологических компонентов. Ограниченность материальных средств лимитировала возможности воздействия людей на природу. Однако с течением времени человек становился все более активно действующим лицом. Возрастали его умственные способности. Человек изучал природу для того, чтобы выжить, добыть пищу, не заблудиться в лесу, добыть огонь, приручить животных и т. д. Постепенно накапливались знания о природе.

Это интересно. У небольшого городка Сан-Раймундо на северо-востоке Бразилии была обнаружена скала с многочисленными древнейшими изображениями эпизодов охоты, бытовых сцен и т. д. Всего в мире насчитывается около 30 тыс. таких наскальных изображений.

— Что знали первобытные люди о форме Земли в то время? (Ничего, они об этом не задумывались.)

 

Мир древних цивилизаций

Эту эпоху можно назвать точкой отсчета существования географии.

В это же время возникли философия, астрономия, медицина, математика и разные виды искусств. Это эпоха появления письменности, которая открыла возможности сохранения и передачи информации, а также возникновения мировых религий. Города в эту эпоху возникали на реках, по которым шли основные транспортные пути. Здесь могли встречаться жители разных территорий, обмениваться информацией — так происходило накопление знаний. Расширилось представление о площади мира. Он оказался больше, чем представляли себе древние люди.

Тогда же начинаются путешествия по морю. Люди задумались о форме Земли, крае света и т. д. У разных людей представление об этом было разным.

Жители Вавилона представляли мир в виде горы, на западном склоне которой расположен Вавилон. Жители Индии представляли Землю в виде половины шара, опирающегося на слонов, которые, в свою очередь, стоят на огромной черепахе. Древние греки считали, что Земля имеет форму диска, который со всех сторон омывается океаном.

 

Средневековье

С развитием техники и кораблестроения люди начали совершать более длительные путешествия. Из морей они стали выходить в океан. Сначала это были случайные вылазки, но постепенно они стали носить научно-экономический характер.

Люди стали высказывать предположения о шарообразности Земли.

— Что же заставило людей думать о шарообразности Земли (рис. 1 на с. 5)?

 

image5

 

— Как видит наблюдатель уплывающий корабль? Если бы Земля была плоской, вид корабля был бы таким же или другим?

Христофор Колумб решил попасть в Индию и Китай не через Индийский океан, а проплыв вокруг Земли.

 

Христофор Колумб

Христофор Колумб родился в городе Генуе. Его отец был бедным ткачом. Живя вблизи моря, Колумб еще в детстве совершал свои первые плавания. Это был достаточно образованный человек, знавший четыре языка: родной итальянский, испанский, португальский и латинский. Учился ли Колумб или был гениальным самоучкой, неизвестно. Биографические данные до организации им первой экспедиции крайне скудны и противоречивы. Некоторые архивные данные говорят о том, что в 1476 г. Колумб перебирается в Португалию, которая в то время была крупной морской державой. Женившись там, он долго прожил в этом государстве, совершенствуя искусство кораблевождения.

В то время многие европейские страны искали морские пути в страны Южной и Восточной Азии, которые назывались тогда общим словом «Индия». Из этих стран в Европу поступали перец, мускат, гвоздика, корица, дорогие шелковые ткани. Испания не могла пройти к Индии морским путем, т. к. у западных берегов путь ей закрывал португальский флот.

В XV в. идея шарообразности Земли не вызывала особых сомнений у образованных людей. А раз так, то если плыть на корабле все время на запад, через Атлантический океан, то в конце концов можно достигнуть Восточной Азии. Хотя и заманчиво было проникнуть в страны Азии, но никто из испанцев не решался отправиться в этот неведомый и опасный путь. Но вот в Испанию прибыл моряк, испанцы стали звать его Кростобаль Колон. У Колумба уже давно созрел проект подобного путешествия, но португальский король отклонил его, поэтому мореплаватель перебрался в Кастилью. Христофор Колумб дважды пытался заинтересовать своим проектом испанскую королеву Изабеллу. Ничего не добившись, Колумб хотел покинуть Испанию и попытать счастья во Франции. Неожиданно королева Испании приняла его проект и заключила с ним договор, по которому он получил корабли, людей, продовольствие, а в случае успеха стал бы вице-королем открытых им территорий.

Оставив на одном из открытых островов часть людей во главе со своим братом, Колумб вернулся в Испанию. Как доказательство, что он открыл путь в Азию, он взял с собой несколько жителей островов, перья птиц и неизвестные европейцам плоды. 15 марта 1493 г. жители Палоса встречали Колумба как героя. Так завершилось первое плавание Колумба.

Христофор Колумб был торжественно принят королевой, ему было пожаловано дворянское звание, герб и титул вице-короля.

Вскоре Колумб совершает второе плавание, за ним — третье. Он хотел доплыть до Индии, обогнуть Африку и вернуться в Испанию, совершив кругосветное плавание, но выполнить задуманное Колумбу не удалось. В ноябре 1504 г., проведя в плавании полтора года, путешественник вернулся в Испанию.

Умер Колумб 20 мая 1506 г. в городе Вальядолиде. Смерть его осталась не замеченной современниками.

До конца своей жизни Колумб считал, что открыл и исследовал берега Азии.

— В чем заслуга Колумба?

— Почему он решил двигаться именно в таком направлении, пытаясь открыть новый путь в Азию?

 

Фернан Магеллан

Уже в начале XVI в. европейским ученым становится ясно, что Колумб открыл не восточные берега Азии, а новый, ранее неизвестный материк, названный позднее Америкой. Испания решилась на кругосветное плавание. Возглавил его Фернан Магеллан. Он родился в 1480 г. в городе Саброде, португальской провинции, не имеющей выхода в море. В 1504 г. Магеллан записался добровольцем в отряд португальской армии, отправляющейся в Индию.

Вернувшись в 1512 г. в Португалию с твердым убеждением проложить дорогу в Индию западным путем, он попросил помощи у португальского короля, но тот прогнал его. Тогда Магеллан покинул родину и отправился в Испанию. Карл V (император Испании) заинтересовался проектом, и летом 1519 г. Магеллан был назначен капитаном флота из пяти кораблей.

23 ноября испанцы приплыли к мысу Святого Августа в Бразилии и были хорошо приняты туземцами. В марте 1520 г. флот достиг 45° ю. ш. Здесь на трех кораблях возникло восстание, они отказались подчиняться Магеллану. Ночью мятежники пытались покинуть гавань Буэрто Сан-Хулиан, но произошло настоящее сражение, в результате которого восставшие были разбиты. Два зачинщика были высажены на пустынный берег, остальные казнены. Сорок человек команды заковали в кандалы. Порядок был наведен, но впереди лежал очень трудный путь. Один корабль, высланный на разведку, утром разбился.

11 октября флот обогнул мыс и вошел в узкий пролив. Плавание в проливе требовало большого искусства. Из-за большой глубины не удавалось встать на якорь. Дули встречные ветры, а по ночам налетали штормы и среди пустынных скал, лежавших на юге, вспыхивали костры туземцев. Испанцы назвали это место «Огненная Земля».

18 ноября три корабля вышли в океан. Испанцы попали в него во время штилей, поэтому Магеллан назвал его Тихим. Но путешествие по нему было тяжелым испытанием — закончились вода и пища. Люди варили и ели обшивку с рей, не брезговали и крысами. 16 марта путешественники подплыли к острову Самара (Филиппинские острова). Моряки завязали торговлю с местными жителями.

Во время стоянки кораблей у острова Себу Магеллан и сорок человек из его команды ввязались в междоусобную войну. Во время сражения Магеллан и восемь человек погибли.

Корабли довели до Испании капитаны Барбоса и Эль-Кано. И хотя по справедливости именно Эль-Кано надо считать первым человеком, обогнувшим Землю, все признают, что именно благодаря Магеллану, его энергичности и воле состоялось это путешествие.

Давно уже открыты все материки и океаны, но изучение Земли не закончено. Мы многого не знаем о внутреннем строении Земли, климат постоянно преподносит нам сюрпризы, которые ставят людей в тупик. А то, что сейчас знает человечество о Земле, мы будем изучать в курсе географии.

 

Домашнее задание

§ 2.

 

Дополнительный материал

Марко Поло

Марко Поло — венецианский купец, родился на острове Корчула (Далматинские острова, ныне в Хорватии).

В 1295 г. жители Венеции передавали друг другу новости: после многолетних странствий в город возвратился человек, который рассказывает удивительные вещи о бесконечно далеких азиатских странах. Его истории возбуждают небывалый интерес, ибо даже самые образованные горожане имеют очень смутное представление об Азии, о таинственной стране Китае. Марко Поло (так звали путешественника) обладал редким даром образно и красочно повествовать об увиденном.

Марко Поло происходил из купеческой семьи. Его отец и дядя вели обширную торговлю, в частности в Персии. В 1271 г. они, отправляясь в далекое путешествие, взяли с собой Марко, который с детства был наблюдателен и сообразителен и имел феноменальную память. От Ормуза караван проследовал через пустыни и горы Центральной Азии и спустя много месяцев достиг Поднебесной империи — Китая. Целых 17 лет семья Поло занималась торговлей в этой стране. Марко быстро овладел местным языком и снискал расположение императора Поднебесной — великого хана Хубилая, внука Чингисхана. Марко, находясь на службе у хана, неоднократно пересекал Восточный Китай. Из его рассказов сравнительно точно можно определить лишь два маршрута: один — вдоль приморской полосы прямо на юг, к городам Кинсай и Зейтун, другой — в Восточный Тибет, Юньнань и на север Индокитая. В Венецию Поло вернулся 1295 г. морем через Тебриз, сопроводив по поручению Хубилая царевну, выданную замуж за правителя Персии.

Первым из европейцев Марко Поло побывал в областях Внутренней Азии.

В 1297 г. Марко, участвуя в морском сражении между Венецией и ее торговым соседом Генуей, попал в плен. В тюрьме его яркие рассказы о путешествиях записал один из сокамерников — пленный из Пизы Рустичано. После освобождения в 1299 г. Марко вернулся в родной город, где прожил еще 25 лет состоятельным человеком. Европейцы получили некоторое представление о Китае, якобы сказочно богатой Японии, островах Ява и Суматра, о богатейшем Цейлоне, впервые узнали о бумажных деньгах, саговой пальме, горючих «черных камнях» (каменном угле), а главное — о местонахождении пряностей, ценившихся на вес золота. Это сообщение вдохновило купцов на поиски путей приобретения пряностей, что в дальнейшем привело к уничтожению арабской торговой монополии и в конечном итоге к переделу мира. За склонность к преувеличениям и вымыслу Марко получил прозвище Миллион. Современникам было нелегко разобраться, где в рассказах Марко Поло правда, а где вымысел.

В XIV-XV вв. книга Марко служила для картофафов одним из руководств, хотя он часто ошибался в оценке расстояний.

Большую роль труд Марко сыграл в истории Великих географических открытий, став настольной книгой для выдающихся португальских и испанских мореплавателей, в том числе Христофора Колумба. Сочинения Марко Поло читаются до сих пор.






загрузка...
загрузка...