загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ - Физическая география 6 КЛАСС

ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

Урок 14. Градусная сеть на глобусе и картах

 

Цели: сформировать представление о параллелях, меридианах, градусной сети; формировать умения измерять расстояния по карте и глобусу с помощью градусной сети, определять направления по глобусу и картам полушарий и России.

Оборудование: физическая карта России, карта полушарий, глобус.

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I. Организационный момент

 

II. Изучение нового материала

Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси, за 24 ч она делает полный оборот.

— Как называются точки, которые не вращаются, потому что через них проходит воображаемая ось? (Полюса.)

— А что такое полюс?

(Ученики записывают свою версию определения термина «полюс». После этого читают свои варианты, а учитель зачитывает определение из справочника, просит выделить более точные работы учащихся и обратить внимание на допущенные неточности.)

Полюса — точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью.

Северного полюса впервые достиг американец Р. Пири 6 апреля 1909 г., Южного — норвежец Р. Амундсен 14 декабря 1911 г.

Посмотрев внимательно на глобус и географическую карту, вы увидите, что они покрыты пересекающимися линиями — это градусная сетка.

— Как называется линия, которая находится на одинаковом расстоянии от полюсов? (Экватор.)

Длина экватора 40 000 км, а градусная длина окружности экватора 360°.

— Сколько километров в Г по экватору? (40 000 км : 360° = 111 км.)

— В чем отличие изображения экватора на карте и глобусе? (Экватор на глобусе — окружность, а на карте — прямая линия.)

(Учитель вывешивает на доске карточку с термином «меридиан».)

— Прочитайте в учебнике, что такое меридианы, и покажите на карте и глобусе.

— Какие точки соединяют меридианы? (Полюса.)

— Параллельны ли меридианы? (Нет, они пересекаются на полюсах.)

— Равны ли они? (Да.)

— Какое направление показывают меридианы? (С севера на юг.)

— Длина меридиана составляет половину длины экватора. Сколько километров и градусов составляет дуга меридиана? (180°, примерно 20 000 км.)

Поскольку все меридианы равны по длине и длина их составляет примерно 20 000 км, то и в Г будет 111 км (20 000 км : 180° = 111 км). Зная это, можно определять расстояние между точками вдоль по меридианам.

— Сравните внешний вид меридиана на карте полушарий и глобусе. (На карте дуги разной длины, средний меридиан - прямая линия, на глобусе — дуги равной длины.)

— Откройте карту России. Какой вид имеют меридианы на карте России? (Лучей.)

Следующая условная линия — параллели.

(Учитель вывешивает на доске карточку с этим термином.)

— Посмотрите на глобусы и дайте определение параллелей. (Параллель — условная линия в виде окружности, параллельная экватору.)

— Все ли параллели одинаковы по длине? (Нет, все они имеют разную длину.)

— Где находится самая короткая параллель? (У полюсов.)

— Какое направление показывают параллели? (Запад — восток.)

— Можно ли, двигаясь по одной параллели, совершить кругосветное путешествие? (Да, мы будем двигаться с запада на восток или с востока на запад.)

— Сколько можно провести параллелей и меридианов? (Сколько угодно — через каждую точку.)

— Покажите, как пройдет местный меридиан через каждого из вас. (С севера на юг.)

— Как пройдет местная параллель? (С востока на запад.)

На предыдущем уроке мы выяснили, что на картах существуют неизбежные искажения и правильно измерить расстояния невозможно. Но есть способ правильно измерить расстояние и по карте. Для этого используются меридианы и параллели.

Мы знаем, сколько километров в Г по меридиану и по экватору (111 км).

Зная протяженность объекта в градусах, можно определить протяженность его в километрах.

— Сравните параллели с меридианами, записи занесите в таблицу.

 

Свойства линий градусной сетки

 

Признаки линий градусной сетки

Меридианы

Параллели

Направление

С - Ю

3 - В

Длина в километрах

20 000

Разная

Длина в градусах

180

360

Количество километров в 1 °

111

 

Форма на глобусе

Дуга

Окружность

Форма на карте полушарий

Дуга

Дуга

 

III. Закрепление нового материала

Задания 2, 3, 4 на с. 29 учебника.

Дополнительные задания

1. Вы летите на самолете 500 км на север, 500 км на восток, далее 500 км на юг и 500 км на запад. Прилетите ли вы в точку отправления? (Нет, самолет не долетит до точки отправления, т. к. траекторией полета будет не квадрат, а трапеция.)

2. Какой город расположен восточнее: Владивосток или Хабаровск? (Хабаровск.)

3. В каком направлении от Москвы находится город Санкт-Петербург? (На северо-западе.)

4. Можно ли совершить кругосветное путешествие по меридиану, двигаясь все время на север? (Нет, т. к. после Северного полюса путешественник будет двигаться на юг.)

 

Домашнее задание

§ 11.

Начертить в тетради окружность и провести три меридиана, три параллели, экватор.

 

ВАРИАНТ 2 (МОДУЛЬНЫЙ УРОК)

I. Организационный момент

 

II. Изучение нового материала

Добрый день! Вас приветствует бортовой компьютер космической станции «Земля». За час полета вокруг Земли мы должны узнать, что такое полюса, экватор, параллели, меридианы и чем различаются эти линии и точки.

Географическая карта и глобус покрыты сетью линий, которые имеют важное значение.

Шаг 1

Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси. Эта воображаемая ось пересекает Землю в двух точках.

— Как называются эти точки? (Северный и Южный полюсы.)

Шаг 2

— На равном расстоянии от полюсов находится... (экватор).

— Длина его равна... (40 000 км).

— Это окружность, значит, в ней содержится... (360°).

Шаг 3

— Линии, соединяющие два полюса, называются... (меридианы).

— Они показывают направление... (с севера на юг).

— Сравните их форму на карте и глобусе. На карте это... (дуги разной длины, соединяющие полюсы. Средний меридиан является прямой линией). На глобусе это... (дуги равной длины).

— Можно ли, двигаясь по ним все время на север, совершить кругосветное путешествие? (Нет.)

Шаг 4

— Как называются линии, параллельные экватору? (Параллели.)

— При движении к полюсам длина этих линий остается такой же, уменьшается или увеличивается? (Уменьшается.)

— Самая длинная параллель называется... (экватором).

— Какое направление показывают эти линии? (С запада на восток, с востока на запад.)

Шаг 5

Учитель вычерчивает на доске заготовку таблицы со сравнительной характеристикой меридианов и параллелей и предлагает учащимся заполнить ее (см. вариант 1 урока).

Шаг 6

Путешествие вокруг Земли подходит к концу. Бортовой компьютер, прежде чем проститься, хотел бы узнать, что вы узнали нового.

— Можно ли выбрать параллель для совершения самого длинного кругосветного путешествия?

— Можно ли выбрать меридиан для совершения самого длинного кругосветного путешествия?

— Есть ли на Земле материк, который пересекают все меридианы?

— Пользуясь физической картой России, определите, какой город расположен восточнее: Хабаровск или Владивосток.

— Определите, сколько километров от экватора до Северного полюса.

 

Домашнее задание

§ 11.





загрузка...
загрузка...