загрузка...


ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ - Физическая география 6 КЛАСС

ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

 

Урок 12. Форма и размеры Земли. Глобус

 

Цели: сформировать представление о форме и размерах Земли; проверить знания учащихся по теме «План местности».

Оборудование: глобусы.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Повторение. Проверка знаний и умений

1. Географический диктант

1. Прибор, показывающий стороны горизонта. (Компас.)

2. Число, показывающее, во сколько раз расстояние на карте уменьшено по сравнению с расстоянием на местности. (Масштаб.)

3. Угол, образованный направлениями на север и на предмет. (Азимут.)

4. Изображение небольшого участка местности на плоскости. (План.)

5. Линии, соединяющие точки на местности с одинаковой абсолютной высотой. (Горизонтали.)

6. Умение находить стороны горизонта. (Ориентирование.)

7. Превышение одной точки земной поверхности над другой. (Относительная высота.)

8. Неровности поверхности Земли. (Рельеф.)

9. Превышение точки над уровнем океана. (Абсолютная высота.)

10. Прибор, с помощью которого можно измерить абсолютную высоту. (Нивелир.)

 

2. Задания на проверку умений

1. По форзацу учебника определите, через сколько метров проведены горизонтали на плане.

2. Как сориентировать планшет перед съемкой местности?

3. По форзацу учебника определите, в каком направлении течет река Нара.

4. По форзацу учебника определите, в каком направлении от сарая расположен лиственный лес.

5. Определите, на каком берегу реки Нары имеются овраги.

6. Какой масштаб крупнее?

а) 1:1000;

б) 1:10 000.

7. Начертите холм с абсолютной высотой 60 м, высота сечения горизонталей 10 м, северный склон крутой.

8. Изобразите котловину с относительной высотой склонов 30 м, высотой сечения 5 м и крутым южным склоном.

9. Начертите условные знаки грунтовой дороги, куста, болота.

10. Чему равны азимуты направлений на север, юго-восток, запад?

Комментарий. На работу дается 15 мин. Ученики выполняют задания с разной скоростью, что зависит от прочности усвоения материала. За каждое верно выполненное задание географического диктанта дается 1 балл. За каждый верный ответ к заданиям на проверку умений — 2 балла. Полностью выполненные задания дают возможность получить 30 баллов.

Критерии оценок

30 — 25 баллов — «5»;

24 — 20 баллов — «4»;

19 — 15 баллов — «3».

 

III. Изучение нового материала

— Какую форму имеют Солнце, Земля? (Форму шара.)

Глобус — уменьшенная модель Земли. Какие размеры имеет наша планета? Определить ее размеры смог древнегреческий ученый Эратосфен. Окружность Земли равна 40 000 км.

Окружность экватора тоже 40 000 км.

Радиус Земли (от центра до поверхности в районе экватора) 6373 км. Земля приплюснута в районе полюсов, поэтому полярный радиус на 21 км меньше.

Школьные глобусы существуют в трех масштабах:

1) 1:83 000 000, т. е. в 1 см — 830 км (малые);

2) 1:50 000 000, т. е. в 1 см — 500 км (средние);

3) 1:30 000 000, т. е. в 1 см — 300 км (большие).

 

IV. Закрепление нового материала

Определим с помощью полоски бумаги и линейки протяженность острова Гренландия от северной его оконечности до южной.

Приложим полоску бумаги к острову вдоль и отметим черточкой северный и южный берега. Приложим полоску бумаги к линейке и определим в сантиметрах протяженность с севера на юг.

Зная масштаб глобуса, по которому работаем, определяем протяженность Гренландии с севера на юг в километрах. Для этого умножим масштаб на количество сантиметров.

Вариант 1

— Определите протяженность Южной Америки по экватору (в километрах).

Вариант 2

— Определите протяженность Африки вдоль по экватору (в километрах).

 

Домашнее задание

§ 9.






загрузка...
загрузка...
загрузка...