загрузка...

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ - Физическая география 6 КЛАСС

ВВЕДЕНИЕ

 

Урок 1. Что изучает физическая география?

 

Цели: познакомить учащихся с новым предметом, основными вопросами, рассматриваемыми в курсе географии; рассказать о требованиях учителя; вызвать интерес к предмету.

Оборудование: карта полушарий, атласы, контурные карты, тетради.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель знакомится с учащимися, можно предложить игру «Ромашка». На ромашке сделать столько лепестков, сколько учеников в классе. На обратной стороне лепестков можно записать пожелания: будь аккуратен, будь любознателен, настойчив, терпелив, доводи начатое до конца и т. д.

Ученик вытягивает лепесток и представляется: называет имя, фамилию и говорит, чем он интересен.

Этот вариант знакомства можно заменить игрой в мяч. Учитель держит мяч и произносит свое имя, бросает ученику и предлагает ему представиться.

 

II. Изучение нового материала

1. Знакомство с основными требованиями

Учитель знакомит учеников с требованиями к подготовке к уроку. Ученик готов к уроку, если у него на столе лежат учебник, атлас, контурные карты и тетрадь. В отличие от других предметов домашнее задание по географии выполняется не только устно и письменно в тетради, но и в контурных картах и по атласам.

Требования к ведению тетрадей

1. Тетрадь должна быть в клетку, желательно 48 листов.

2. Все записи в тетрадях делать синей пастой, при необходимости выделить текст можно использовать другие цвета.

3. Рисунки выполнять простым карандашом.

4. Писать и рисовать в тетради только с разрешения учителя.

5. Тетрадь приносить на каждый урок и при ответе подавать учителю вместе с дневником.

6. Между темами оставлять расстояние в 4 клетки.

7. В конце каждой четверти тетради будут проверяться, и за их ведение учащиеся получат оценки, которые будут учитываться при выведении четвертного балла.

Требования к работе с контурными картами

1. Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.

2. При выполнении практической работы в левом верхнем углу карты пишут номер и название практической работы.

3. Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название гор и рек располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин — по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

4. Если название объекта не помешается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

5. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

6. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы и ученики делают ошибки.

Предложенные требования лучше поместить на стенде в кабинете географии для ознакомления учащихся с ними.

 

2. Знакомство с источниками знаний

Учитель рассказывает учащимся о структуре учебника и правилах работы с ним. Учебник разделен на параграфы. В конце каждого параграфа приведены задания по изученному материалу. Задания ученики будут выполнять дома и на уроке. Часто они сами смогут выбирать задания.

Работа с дополнительной литературой является важным компонентом изучения географии. В течение года учащиеся будут готовить доклады, сообщения. Помощь при подготовке может предоставить школьная библиотека, где есть словари, энциклопедии, научно-популярная литература. Помогут при изучении географии и программы телевидения «Дикая планета», «Вокруг света», «Путешествия натуралиста», «Непутевые заметки», «Их нравы» и др.

Учитель должен заранее ознакомиться с имеющейся в библиотеке литературой и на этом этапе урока познакомить с ней учащихся.

На первый урок географии можно пригласить библиотекаря с просьбой познакомить учащихся с литературой по географии, имеющейся в школьной библиотеке, подготовить выставку.

 

3. Знакомство с критериями оценок

Критерии оценки устного ответа

Оценка «5». В ответе отмечаются знание фактического материала и умение ученика им оперировать.

Оценка «4». Есть небольшие недочеты по содержанию ответа.

Оценка «3». Есть неточности по сути раскрываемых вопросов.

Оценка «2». Допущены серьезные ошибки по содержанию или выявлено полное отсутствие знаний и умений.

Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ

Оценка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Оценка «4». Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.). Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащимися основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов.

Оценка «3». Практическая работа выполнена и оформлена учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знание теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Оценка «2». Учащиеся не подготовлены к выполнению работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Выявлены плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.

 

4. Беседа об особенностях предмета географии

Итак, мы познакомились с требованиями учителя географии. Тема урока: «Что изучает география». Но сначала давайте попробуем понять, как переводится слово «география» с греческого. Гео — Земля, графос — пишу, описываю.

— Попробуйте сами сказать, что же такое география. (География — наука, описывающая Землю.)

Это название предложил древнегреческий ученый Эратосфен. Эратосфена считают отцом географии. Первыми географами были путешественники и купцы, которые везли товары из одной страны в другую и описывали свои впечатления, природу, быт и обычаи людей, живущих в разных землях. Первыми географами были также военные люди: захватывая территории разных стран, они описывали природу, жизнь и культуру этих стран. Часто при армии был писарь-летописец. Ни одна наука не обошлась человечеству так дорого, как наука о Земле. Вряд ли на карте есть места, где бы не было могил путешественников - исследователей нашей Земли, большая часть которых неизвестна миру.

В настоящее время космические корабли сотни раз облетели нашу планету и сфотографировали ее. А спутники-разведчики могут получить подробнейшую информацию о любой точке Земли (со спутника можно увидеть время на часах человека, находящегося на Земле).

— Чем же занимаются современные ученые-географы? Может быть, эта наука уже не нужна? Задачи географии, конечно, изменились. Они стали более сложными. Найдите в учебнике ответ на этот вопрос. (Примерный ответ. Составление долгосрочных прогнозов изменения природы Земли и ее частей, особенно в результате вмешательства человека, поиск новых месторождений полезных ископаемых и оценка возможности их использования. Оценка обеспеченности природными богатствами экономики страны.)

— Подумайте, грозит ли Земле глобальное потепление. Почему оно возникло? Что нужно предпринять, чтобы человечество и природа Земли не пострадали? Можно ли построить на ближайшей к вам реке плотину и гидроэлектростанцию? География делится на физическую и экономическую.

 

 

(Учитель записывает схему на доске, а дети — в тетрадях.)

Физическая география изучает природу земной поверхности.

Экономическая география изучает размещение человеческого общества и общественного производства.

— Ознакомьтесь с оглавлением (содержанием) учебника и ответьте на вопрос: какую географию мы будем изучать? (Физическую географию.)

Подпишите тетрадь: «Тетрадь для работ по физической географии». Физическую географию вы будете изучать с 6 по 8 класс, а экономическую - в 9 и 10 классах.

— Сегодня мы научимся вести календари наблюдения за погодой. Как вы думаете, что мы должны будем наблюдать?

— Какие элементы погоды вы изучали в начальной школе? (Температуру, направление ветра, осадки, облачность.)

— Что обязательно нужно будет подписать перед началом оформления календаря? (Месяц, год и время наблюдения.)

Календарь погоды

Месяц _______________ Год    _________

Город ______________ Время  _________

 

Дата

Элементы погоды

1

2

3

4

5

6

7

8

9

...

Температура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направление ветра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Облачность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Как записать облачность, осадки, направление ветра в таких маленьких клетках? (С помощью специальных обозначений.) Специальные обозначения приведены на форзаце учебника. Данные наблюдений можно брать с приборов, которые имеются в кабинете географии: термометра, барометра — и на крыше школы — флюгера.

(Учитель показывает приборы и учит, как считывать информацию о температуре с термометра, направление ветра — с флюгера. Многие ученики имеют термометры дома, но часто термометры установлены не на северной стороне, а на южной или восточной. Надо знать, когда термометр действительно показывает температуру воздуха, а не свою собственную.)

 

III. Закрепление нового материала

— Разгадайте кроссворд.

 

 

1. За чем вы будете наблюдать при выполнении домашнего задания к следующему уроку?

2. Как называется таблица, в которую вы будете заносить элементы наблюдения?

3. Какая география изучает хозяйственную деятельность людей?

4. О ком задано написать сообщение дома?

5. Где вы будете выполнять работу на уроках и дома?

6. Что вам поможет в изучении географии, а также пригодится в походе?

7. Кто первым сформулировал понятие «география»?

8. Какая география изучается в 6 классе?

Ответы: 1. Погода. 2. Календарь. 3. Экономическая. 4. Магеллан. 5. Тетрадь. 6. Карта. 7. Эратосфен. 8. Физическая.

 

Домашнее задание

Наблюдать за погодой.

Подготовить сообщения о Ф. Магеллане, X. Колумбе или других путешественниках.

По желанию: составить свой кроссворд.






загрузка...
загрузка...