Русские путешественники - ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ

География 5 класс - методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких - 2013 год

Русские путешественники - ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ

Цель

Формирование представлений о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли.

Задачи урока

1. Рассмотреть причины и следствия экспедиций, организованных русскими путешественниками.

2. Рассмотреть направления и основные районы исследований.

3. Познакомить обучающихся с выдающимися русскими путешественниками.

4. Раскрыть практическое значение экспедиций.

5. Формирование представлений о значении экспедиций для формирования территории России.

6. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Краткое содержание урока

1. Роль русских путешественников в исследовании Земли.

2. Основные направления и районы исследования русских экспедиций путешественниками.

3. Семен Дежнев, Витус Беринг и Алексей Чириков как яркие представители России периода освоения и изучения Земли.

Опорные знания

1. Имена русских путешественников и их вклад в освоение Земли.

2. Цели походов русских путешественников.

Проблемный вопрос

Как исследования русских первопроходцев повлияли на формирование территории России?

Вопросы на репродукцию знаний

1. В чем состояла цель экспедиции Семена Дежнева?

2. Какое географическое открытие совершила экспедиция под руководством С. Дежнёва?

3. Как назвал восточную оконечность Азии С. Дежнев?

4. Почему в начале XVIII века был организован целый ряд российских научно-исследовательских экспедиций?

Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний

1. Почему первопроходцев называют “российскими Колумбами”?

2. Почему русские первопроходцы путешествовали в основном по территории современной России?

3. В чем состоит заслуга русских первопроходцев в исследовании Земли?

4. Какое современное название носит Ледовитое море?

5. Почему составление карты России заняло несколько столетий?

6. Почему экспедиция под руководством В. Беринга и А. Чирикова называлась Камчатской?

7. Почему, на ваш взгляд, пролив, соединяющий Северный Ледовитый и Тихий океаны, назван в честь В. Беринга, а не в честь С. Дежнёва?

Практическое задание на закрепление теоретических знаний

Нахождение географических объектов, названных в честь русских первопроходцев на побережье и в пределах Северного Ледовитого и Тихого океанов.

Практическая работа на формирование учебных действий

Составление сводной таблицы “Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира”.

Обучающиеся научатся и получат возможность научиться

• Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию, представленную в текстовом, иллюстративном и картографическом виде в параграфе.

• Использовать текстовый и картографический источники географической информации для анализа тематического содержания.

• Описывать по картам маршруты путешествий.

• Объяснять особенности природы и жизнедеятельности человека на отдельных территориях.

• Представлять тематическую информацию в графической форме.

• Приводить примеры географических объектов и показывать их на карте.

• Проводить простейшую классификацию географических объектов.

• Различать и сравнивать изученные путешествия и их следствия.

• Составлять графическую форму представления тематического содержания с использованием разных источников географической информации.

• Формулировать причинно-следственные связи между событиями.

Понятия и термины

Поморы, казаки.

Географическая номенклатура

Россия, Европа, Азия, река Колыма, река Анадырь, Ледовитое море, Северная Америка, Северный Ледовитый океан, мыс Северо-Восточный (Дежнева), полуостров Аляска, Алеутские острова, Командорские острова.

Персоналии

Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Чириков. Рекомендации к проведению урока

1. Для повышения мотивации деятельности обучающихся можно использовать задание вида: “Вспомните расположение колониальных владений европейских стран. Чем отличаются направления освоения Земли русских первопроходцев от направлений путешествий представителей европейских стран?” Велика вероятность того, что обучающиеся не смогут сразу ответить на поставленный вопрос. Для поиска ответа учитель может посоветовать обучающимся ознакомиться с картографическим материалом учебника и атласа для сопоставления маршрутов экспедиций. По результатам сопоставления необходимо сформулировать вывод по тематике вопроса.

2. Вторым этапом может служить изучение жизни и деятельности русских первопроходцев и путешественников. В процессе работы необходимо выделить целеполагание их деятельности, а также значение каждого из путешествий.

3. В качестве тематической рефлексии предлагается проблемный вопрос, ответ на который потребует обобщения изученного материала. Для деятельностной рефлексии можно использовать выделение доминирующего вида деятельности и определение его связи с проблемным вопросом.

4. Домашнее задание учитель дозирует в зависимости от специфики ученического коллектива и целеполагания собственной деятельности.

Рекомендации к выполнению практического задания

Выполнение задания проводится на основе картографической информации атласа, тематического содержания параграфа учебника и дополнительных источников информации. По результатам работы заполняется таблица с выделением различного вида географических объектов. Минимальный объем работы составляет:

Моря

Острова

Проливы

Заливы

Мысы

Море Лаптевых, Берингово море

Командорские острова, остров Беринга

Берингов пролив

Залив Шелихова

Мыс Дежнева, мыс Челюскина

Рекомендации к выполнению практической работы

Практическая работа выполняется на основе картографической информации атласа, тематического содержания параграфа учебника и дополнительных источников информации. Список путешественников формируется учителем с учетом тематической и деятельностной подготовки обучающихся. Для обучающихся с низким уровнем предметной подготовки список можно ограничить персоналиями, указанными в тексте параграфа. Для более сильных обучающихся — расширить. Результаты работы оформляются в виде таблицы. Возможный вариант результатов работы:

Имя путешественника, род деятельности

Годы жизни

Район исследования

Дата путешествия

Географический объект, названный в честь путешественника

Ермак Тимофеевич,

казачий атаман

ок.1542—1585

Завоеватель Сибири для Российского государства

80-е годы XVI века

Сопка Ермака в районе города Верхняя Тура в Свердловской области

Хабаров-Святитский Ерофей Павлович, исследователь, путешественник и предприниматель

ок.1603—1671

Прошел на судах весь Амур, построил укрепленный острог

Середина XVII века

Город Хабаровск, Хабаровский край

Дежнёв Семен Иванович, русский мореход, землепроходец, путешественник, исследователь, казачий атаман, торговец пушниной

ок.1605 — нач. 1673

Северная и Восточная Сибирь, прошел проливом, отделяющим Аляску (Северная Америка) от Чукотки (Евразия)

1648 год

Мыс Дежнёва — крайняя восточная точка Евразии, Чукотский полуостров

Беринг Витус Ионассен

(Иван Иванович Беринг), мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор. По происхождению датчанин

1681—1741

Руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями, прошел по проливу между Чукоткой и Аляской (впоследствии Берингов пролив), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды

1725—1730 и 1733—1741 годы

Берингово море, Берингов пролив, остров Беринга, Командорские острова в Тихом океане

Лаптев Харитон Прокофьевич, полярный исследователь

1700—1763

Исследовал побережье и моря Северного Ледовитого океана

Первая половина XVIII века

Море Лаптевых Северного Ледовитого океана

Челюскин Семен Иванович, полярный мореплаватель

Около 1700—1764

Исследовал побережье Северного Ледовитого океана, открыл самое северное место континентальной Евразии

30—50-е годы XVIII века

Мыс Челюскин — крайняя северная точка Евразии, полуостров Таймыр

Лаптев Дмитрий Яковлевич, полярный исследователь

1701—1771

Исследовал побережье и моря Северного Ледовитого океана

Первая половина XVIII века

Море Лаптевых Северного Ледовитого океана

Чириков Алексей Ильич, дворянин, мореплаватель, капитан- командор, исследователь

1703—1748

Северо-западное побережье Северной Америки, северная часть Тихого океана и северо- восточное побережье Азии

1725—1730 и 1733—1741 годы

Мыс на острове Кюсю в Японии, мыс в Анадырском заливе в России, мыс на острове Атту, Алеутские острова в США, остров в Тихом океане к югу от полуострова Аляска

Шелихов Григорий Иванович, исследователь, мореплаватель, промышленник и купец

1747—1795

Возглавлял экспедицию в Русскую Америку, в ходе которой были основаны первые русские поселения в Северной Америке

1783—1786 годы

Залив Шелихова в Охотском море, пролив Шелихова между Аляской и островом Кодьяк

Ответы на задания тестовой части тетради-практикума

Ответы на задания тестов для текущего и итогового контроля

1

А

1

А

2

Б

2

Б

3

Б

3

В

4

В

4

Б

5

Б

5

АБ

6

А

6

АВ

7

Б

7

АБГ

8

В

8

АБГД

9

Б

9

1 Б 2 В 3 Д 4 Г 5 А