загрузка...

ГЕОГРАФИЯ
Конспекты уроков 10 класс
Василий Александрович Ковалёв

Научно-техническая революция и проблемы цивилизации

 

ЦЕЛИ:

А) раскрыть проблемы мирового сообщества в эпоху научно-технической революции,

Б) показать роль знаний в решении возникших проблем на примере отдельных отраслей мирового хозяйства.

 

ПЛАН СЕМИНАРА:

1.    Научно – техническая революция – это качественное преобразование производительных сил общества или разрушитель всего живого на Земле?

2.    Сущность региональной политики.

3.    Альтернативная энергия – двигатель цивилизации.

4.    Развитие транспортной системы и экология человека.

5.    «Горячие точки» планеты как часть жизни человеческого общества и центры новых разрушений человеческих потерь.

 

Дополнительные вопросы и сведения.

1.    Научно-техническая революция – это качественное  преобразование производительных сил общества или разрушитель всего живого на Земле?

Все развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом.  НТР оказывает огромное воздействие на все сферы современного производства, на всю систему общественных отношений, на самого человека и окружающий его мир. Мировое хозяйство стало единым организмом, с которым связаны все государства, независимо от того, к какой общественной системе они относятся и на каком экономическом уровне они находятся.

Наиболее ярким примером того, что качественные преобразования в том или ином производстве могут быть использованы как на благо человеку, так и во вред ему, служат открытия в области ядерной энергии. Наибольшая опасность над миром нависла из-за того, что знания об энергии атомного ядра использованы для изготовления смертоносного ядерного оружия.

Применение даже сколько-нибудь значительной части запасов ядерного оружия уничтожат большинство форм жизни на Земле, и уж во всяком случае,  человеческую цивилизацию.

Одно из возможных последствий глобального термоядерного конфликта – наступление так называемой ядерной зимы. Считается, что  выброшенные в воздух мириады взвешенных частиц распространятся по всему земному шару и существенно затруднят освещение его поверхности солнечными лучами. В итоге резко изменятся циркулирующие потоки в атмосфере, и произойдет похолодание. При достаточно большой загрязненности атмосферы обнаружатся  необратимые климатические последствия, от которых природа уже не сможет «излечиться». А если еще учесть, что имеются химические и бактериологические средства массового уничтожения, то справедливы слова: сейчас  в руках человека оказались средства, способные уничтожить, и притом многократно, все живое.

  Или другой пример. Еще два-три десятилетия назад символом бурного развития считались фабричные трубы, линии электропередачи, различные плотины и водохранилища, другие рукотворные сооружения, которые по замыслам их авторов должны были преобразовать и покорить природу. И практически повсюду это воспринималось как самый главный показатель прогресса. Люди этому искренне радовались, ибо рассчитывали на лучшую жизнь, если не для себя, то, по крайней мере, для своих детей и внуков. Проблемы выбора между быстрейшим наращиванием различного рода производств – строительства гидроэлектростанций, металлургических и химических заводов, цементных заводов – и сохранением окружающей природной среды фактически не было, а если и возникала, то она, без сомнения, решалась, в пользу производств.

Однако к настоящему времени вторжение человека в природные процессы, влияние хозяйственной деятельности на состояние воды, земного покрова, воздуха, на растительный и животный мир, в итоге – на здоровье самого человека достигли такого уровня, который грозит многими кризисами глобального характера.

 В чем заключается сущность экологической информированности?

Экологическая информированность людей должна быть нормой, должна быть такой же потребностью и необходимостью, какой сейчас для нас является информация о погоде. От достоверности той или иной поступающей информации об экологическом состоянии различных природных и антропогенных объектов во многом зависит и экология человека. 

 

2.    Сущность региональной политики.

Региональная политика представляет собой комплекс законодательных, экономических, административных и природоохранных мероприятий, способствующих более рациональному размещению производительных сил и выравниванию жизненного уровня.

Задачи региональной политики  экономически развитых стран следующие:

А) Региональная политика направлена на подъем депрессивных районов и сглаживание диспропорций между этими районами и высокоразвитыми. Депрессивный район – обычно старопромышленный район, достигший в прошлом достаточно высокого уровня развития, но в эпоху НТР прежде всего в силу преобладания старых производств потерявший многие стимулы экономического развития. К депрессивным районам обычно относят старые промышленные районы с преобладанием тяжелых отраслей, недостаточно затронутых влиянием НТР.

Б) Региональная политика преследует цель индустриализации и общего развития отсталых аграрных районов.

В) Региональная политика предусматривает также ограничение роста и «разгрузку»  некоторых городских агломераций.

Г) Региональная политика способствует формированию районов нового освоения (Аляска в США, Север Канады, Гренландия и др.)

Для большинства развивающихся стран характерен еще колониальный тип территориальной структуры, при котором наблюдается очаговое использование территорий. При этом роль главного «фокуса» выполняет столица, а роль вспомогательных «фокусов» выполняют районы экспортной специализации, расположенные в глубинных районах. Исходя из этого, основными целями региональной политики этих стран является преодоление разобщенности отдельных частей территории, управление процессом урбанизации, освоение глубинных ресурсных районов.

 

3.    Альтернативная  энергия – двигатель цивилизации.

В нашем цивилизованном обществе от энергии зависит все.В нашем работающем мире основой всего является энергия, без нее и не будет совершаться работа. Когда энергия имеется в наличии и может быть использована, любой объект будет совершать работу – иногда созидательную, иногда разрушительную (например, атомная бомба). Мир наполнен энергией, которая может быть использована для совершения работы разного характера. Энергия может находиться в людях и животных, в камнях и растениях, в ископаемом топливе, деревьях и воздухе, в реках и озерах. Однако самыми большими резервуарами накопленной энергии являются океаны – огромные пространства беспрерывно перемещающихся водных потоков, покрывающих около 71% всей земной поверхности.

Энергия - двигатель цивилизации, она дала начало жизни. Энергия ниоткуда не берется и никуда не исчезает. Она была, есть и будет, изменяясь по форме и содержанию. Любое материальное тело – от элементарной частицы до звезды – обладает энергией.

 Верно ли утверждение, что, чем выше уровень экономического развития, тем больше энергии необходимо для человеческого сообщества?

Покоряя природу, создавая себе условия для обеспечения жизни, человек нуждается в мощных машинах, а значит, в энергии, приводящей их в движение. И чем выше уровень развития цивилизации, тем большее количество энергии ей требуется. Только с начала нынешнего века энергетические потребности человечества возросли более чем в 10 раз. Самый распространенный на сегодня вид энергии – это электричество. Его можно транспортировать на большие расстояния, превращать в свет, тепло, механическую работу. Большую долю электроэнергии в наше время добывают, сжигая природные ресурсы – нефть, газ и уголь. Каждый час на Земле  сжигается около  1 000 000 тонн природного топлива. Но запасы его не беспредельны. Специалисты подсчитали, что нефти и газа человечеству хватит на 50 лет. Угля – на 300 лет. Другой серьезной проблемой является то, что при сжигании газа и нефти образуется букет ядовитых газов, наносящий колоссальный ущерб экосистемам планеты. Наиболее заметный ущерб наносит оксид углерода, который, поднимаясь в верхние слои атмосферы в область озонового слоя, окисляется до оксида углерода. При этом израсходовавшийся озон замещается углекислым газом.

 Можно ли разрешить проблему энергетического кризиса, и каким образом?

Эти и другие проблемы сейчас общеизвестны и усиленно ведется разработка новых технологий по производству электроэнергии. Не так давно был выделен новый тип электростанций, которые носят имя альтернативных, - т. е. выборных, нетрадиционных. Мы изучили наиболее распространенные типы электростанций. Это станции по преобразованию энергии ветра, прилива, тепла Земли и солнечного излучения. Они обладают рядом значительных преимуществ, главное из которых – экологическая безопасность. Основная трудность на пути развития альтернативных источников энергии – это сложность  преобразования такого вида энергии, а значит и сложность разработки технологий.

 

4.    Развитие транспортной системы и экология человека.

Прогресс человеческого общества неотделим от истории развития транспорта. Если под словом «транспорт» понимать, прежде всего, процесс перемещения, то можно утверждать, что без перемещения орудий и предметов труда, да и самого человека невозможно ни добывание (производство) пищи, ни изготовление одежды и жилища, ни какая-либо другая деятельность.

При первобытнообщинном укладе жизни для удовлетворения транспортных потребностей люди пользовались простейшими способами и средствами: все переносили непосредственно на себе или волоком, с помощью шестов, коромысел, волокуш. Крупным шагом вперед было приручение животных и использование их для транспортных целей.

Рабовладельческий строй принес новые социально-экономические стимулы к расширению и совершенствованию способов и средств транспорта. Сильный импульс к развитию транспорта получили в результате возникновения обмена. Но вместе с тем без транспорта обмен был бы невозможен.

С появлением частной собственности и разделением людей на классы стали развиваться государства, в рамках которых значение транспорта еще более повысилось. Расселение людей на более обширных территориях, строительство городов, рост  обмена и торговли, сбор дани и податей, завоевательные и оборонительные войны – все это привело к дальнейшему сравнительно быстрому развитию транспорта.

Первые цивилизации, как известно, возникали на Древнем Востоке в долинах рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ и Янцзы, а также на побережье Средиземного моря в древней Греции и Древнем Риме. Своим развитием они обязаны не только плодородным землям и рыбным богатствам, но и мощному для своего времени транспорту. Так, Египет, по свидетельству Геродота, за 5 тысяч лет до нашей эры обладал многочисленным флотом, на котором была занята огромная армия людей – 700 тысяч человек.

Феодализм, пришедший на смену рабовладельческому строю, создал новые условия для развития материального производства и, следовательно, нуждался в усилении транспорта.

Зарождавшийся в недрах феодализма капиталистический способ производства не мог развиваться, не устранив сам феодализм, а с ним и многие транспортные трудности. Процесс разложения феодализма и возникновения капиталистических отношений в Европе был ускорен открытием новых торговых путей и новых стран в XV – XVI вв. Это время, вошедшее в историю под названием периода великих географических открытий, положило начало колонизации Африки, Азии и Америки, которая обеспечивалась, прежде всего, транспортными средствами.

Промышленная революция, охватившая во второй половине XVIII в. вслед за Англией многие страны Европы, оказала огромное влияние на темпы роста производства и торговли, особенно когда было освоено производство самих машин при помощи машин.

Перешедший по наследству от феодального периода транспорт в виде гребных и парусных судов, а также вьючных караванов и примитивных повозок оказался не в состоянии обеспечить нужды машинного производства. Одновременно с промышленностью и часто впереди нее начал быстро развиваться транспорт на принципиально новой технической основе. И этой основой явилась паровая машина, которая позволила создать транспортную самоподвижную единицу, теоретически любой мощности и не зависящую от условий погоды. Так появились первые паровозы, пароходы, паровые сухопутные экипажи (автомобили), а позднее и паровые самолеты.

В условиях капиталистического способа производства транспорт претерпел кардинальные изменения, заключающиеся, прежде всего, в выделении собой транспортной отрасли в системе экономики, в создании механического транспорта, в значительном расширении путей сообщения и в появлении морского, речного, железнодорожного, автомобильного и позднее воздушного транспорта.

В XIX и особенно  в XX веке мировой транспорт получил необычайное развитие как в отношении масштабов перевозок и протяженности сетей, так и (в особенности) в части качественного перевооружения всей технической базы.

 Почему с развитием транспортной системы отмечается рост  проблем, связанных с его эксплуатацией?

С полным основанием можно говорить о феноменальном развитии транспорта в наше время и восхищаться его прогрессом, достигнутым во второй половине ХХ столетия в условиях научно-технической революции. И, как это не парадоксально, острота транспортных проблем за последнее время во всем мире не только не снизилась, а существенно возросла. В 70-е годы и в начале 80-х годов наблюдалось ухудшение технико-экономических показателей работы транспорта, особенно железнодорожного. Имели место трудности с обеспечением пассажирских перевозок как магистральным, так и городским транспортом. Вызывает озабоченность качество перевозочного процесса, под которым понимается, прежде всего, обеспечение полной сохранности грузов и соответствующего уровня комфорта для всех пассажиров, а также точное соблюдение установленных сроков доставки грузов и пассажиров при заданной экономичности.

Какой вид транспорта на сегодняшний день является основным загрязнителем окружающей среды?

Одним из главных загрязнителей атмосферы по-прежнему остается автомобильный транспорт. На его долю приходится более 50 % выбросов, и распространяются они по всей территории в отличие от промышленных предприятий, чьи выбросы, как правило, локальны.

Кроме загрязнения атмосферы токсичными выхлопами, автомобиль поднимает клубы пыли, содержащие кремний, окись железа, барий. Одной только резины каждый автомобиль рассеивает в атмосферу около 10 килограммов. И это еще не все, так как работающий двигатель – это тепловое и шумовое загрязнение.

Вполне понятно, что, как бы ни были совершенны двигатель и топливо, они отнюдь не идеальны для окружающей среды и человека.

 

5.    «Горячие точки» планеты как часть жизни человеческого общества и центры новых разрушений и человеческих потерь.

С доисторических времен вооруженные конфликты и войны были частью жизни человеческого общества. Обычно войны начинаются, когда одна страна хочет подчинить себе другую. Гражданские войны (войны внутри одной страны) и революции происходят, когда различные группировки борются за власть в стране или народ пытается свергнуть правительство. Кроме того, конфликты провоцируются разногласиями по проведению границ, политическими и религиозными убеждениями, торговыми спорами и претензиями на право пользования природных ресурсов.

В результате первой мировой (1914 – 1918) и второй мировой (1939 – 1945) войн погибли миллионы людей, а границы многих государств были изменены.

После второй мировой войны началась затяжная холодная война между Советским  Союзом и Соединенными Штатами Америки. Эти две  сверхдержавы угрожали друг другу началом ядерной войны и поддерживали оппозиционные силы внутри враждебной страны.

В начале 90-х годов произошел распад Советского Союза, и холодная война окончилась, но, к сожалению, в некоторых местах это привело к гражданским войнам (например, в Боснии – Герцеговине и Азербайджане). В то время как одни вооруженные конфликты разгораются, другие затухают.

«Горячие точки» окутывают нашу планету. С каждым днем они приносят в мир новые разрушения и потери. Назначение людей на земле – это мир, добро, счастье и любовь. Человеческая природа отвергает насилие, войны и антигуманизм.

Мы не должны тратить средства на разрешение конфликтов, так как это приводит к обнищанию стран. Государства должны находить мирные пути  урегулирования сложных ситуаций и не решать их вооруженными нападениями. Должна быть усиленна роль Организации Объединенных Наций в разрешении сложных вопросов мирным путем, нельзя допустить, чтобы НАТО стало диктатором войн на планете.

В настоящее время во всем мире существует множество различных заболеваний: онкологических, инфекционных (туберкулез, остро-респираторные, СПИД) и другие. Для борьбы с этими и другими эпидемиями необходимо колоссальные средства, которые востребованы на войны.

Политикам всех стран мира, всему мировому сообществу необходимо сделать все, чтобы огромные материальные и духовные потери на «горячих точках» использовались  во имя и на благо человека.

 

ИТОГИ СЕМИНАРА:

Почему современный человек должен знать гораздо своих предшественников?

В каких случаях человеческий разум достигнет высокой цивилизации?

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  подготовка к зачету. 






загрузка...
загрузка...