загрузка...

ГЕОГРАФИЯ
Конспекты уроков 10 класс
Василий Александрович Ковалёв

Проблемы урбанизации

 

ЦЕЛИ:

А) выявить сущность, темпы и формы урбанизации во всем мире, в отдельных странах и регионах,

Б) на основе анализа различных источников знаний помочь учащимся разобраться в сложных проблемах больших городов земного шара.

 

ХОД СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ:

1. Мотивационно - целевой блок.

2. Обсуждение предложенных вопросов и краткая запись основных выводов.

3. Коллективное подведение итогов занятия.

Вопросы для обсуждения и дополнительные сведения по теме:

1.    Шесть миллиардов человек. Для планеты Земля это много или мало?

Некоторые ученые считают, если бы нас было  по 1 человеку на один квадратный метр поверхности Земли, то теоретически планета прокормила бы всех. Конечно, при условии, если человечество смогло бы достичь высочайшего уровня развития производительных сил и социальной организации общества и при этом не разрушило бы полностью всю природную среду, от которой оно зависит. Возможно ли это практически?

2.    Согласны ли вы с утверждением, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в «планету-город»?

Все города земного шара занимают в совокупности не более 1% площади суши, а живет в них свыше 40% населения Земли.

3.    Существуют ли закономерности в размещении городов – миллионеров?

Города – миллионеры имеют «качественное» экономико-, политико-, транспортно - географическое положение и находятся на пересечении важных транзитных магистралей.

4.    Менялись  ли функции городов в течение длительного существования? Приведите примеры.

Функции городов: города - столицы, города - порты, города - курорты, центры туризма, религиозные центры, промышленные центры, научные центры, города – крепости, многофункциональные города.

5.    Как  различные источники характеризуют понятие «урбанизация»?

Урбанизация  –  это не только рост городов и городского населения, но и широкое распространение городского образа жизни.

Агломерация – слияние больших городов.

Мегалополис – гигантское скопление агломераций (Япония, США).

Субурбанизация – переезд обеспеченного населения в пригородную зону (США).

Конурбация – многоцентровая (полицентрическая) форма размещения городов (Голландская конурбация  включает в себя Роттердам («Пасть Европы») – крупнейший порт мира, Амстердам – национальную столицу, Гаагу – резиденцию королевского дворца и высших органов государства и другие города международного значения). 

Темпы урбанизации: в отдельных регионах земного шара городское население преобладает над сельским населением.

Уровни урбанизации:

·     Высокий – доля городского населения более 50%,

·     Средний – 20-50%,

·     Низкий – менее 20%

Общие черты урбанизации:

·  Быстрые темпы роста городского населения,

·  Повышение роли городов,

·  «Расползание» городов, расширение их территории.

6.  Урбанизация  - зло или благо для планеты?

Города –  очаг зарождения и распространения нового – в науке, технике, производстве, культуре, искусстве. Города – двигатель прогресса. Виктор Гюго, размышляя о значении города, писал о том, что необходимо место, которое бы выполняло роль мозга. «Вселенная без города – это словно тело без головы», - заключил знаменитый французский писатель.

Американский писатель Клиффорд Саймак в романе «Город» писал: «Что такое город и зачем он был нужен, до конца пока не выяснено, однако преобладает взгляд, что речь шла о небольшом участке Земли, на котором обитало и кормилось значительное число жителей… Большинство авторитетов в социологии полагают организацию такого типа города немыслимой не только с экономической, но и с социологической и психологической точек зрения. Никакое существо с высокоразвитой нервной системой, необходимой для создания культуры, не могло выжить в столь тесных рамках»

- С чем можно не согласиться?  Обоснуйте свой ответ.

Взаимоотношения столицы со страной подчас весьма непростые. Венгерский писатель Камьман Миксат в романе «Странный брак» писал: « Будапешт – мать городов венгерских. Но эта не та мать, которая выкармливает своих детей, а сама кормится за их счет. И поэтому они такие бедные и хилые». Какой подтекст скрывается за этими словами?

Выводы: урбанизация, с одной стороны, улучшает условия жизни, с другой, - приводит к вытеснению природных систем, загрязнению окружающей среды, повышению химической, физической и психической нагрузки на организм человека.

Перепады температуры, относительной влажности, солнечной радиации между городом и его окрестностями иногда соизмеряются с передвижением в естественных условиях на 20 градусов по широте. Причем нарушение одних природных условий вызывает и другие. Например, физические условия в больших городах США и Великобритании хуже, чем в маленьких. Они получают на 15% меньше солнечной радиации, на 10% меньше ультрафиолетовых лучей, на 10% больше осадков, на 10% больше солнечных дней, на 30% больше тумана летом.

7.    Для каких регионов планеты характерна «ложная» урбанизация?

Процессы, характеризующие «ложную» урбанизацию:

·  Рост городского населения значительно опережает развитие обрабатывающей промышленности, строительства, инфраструктуры,

·  Отсутствует сеть городов, доминирующая роль принадлежит одному городу,

·  На окраинах городов увеличивается доля временных жилищ и перенаселенных трущоб.

Американский географ Мобогунжи сказал о нигерийской столице следующее: «Лагос – это район бедствия, принявший форму города». Какие проблемы стоят перед этой столицей?

Главная причина  заключается в постоянном притоке неимущего сельского населения, которое город не в состоянии обеспечить ни жильем, ни работой.

В каком случае правительство сможет решить проблему «ложной урбанизации»?

8.    Можно и нужно ли управлять процессом урбанизации?

Концентрация промышленных предприятий в городах, резкое увеличение количества автомобилей на улицах и в связи с этим растущее загрязнение окружающей среды создали серьезную угрозу здоровью миллионам жителей.

Чрезмерно нервное напряжение жителей большого города приводит ко все более широкому применению снотворных и успокаивающих лекарственных препаратов. Высокая контактность людей выступает и положительным и отрицательным фактором. В первом случае способствует развитию определенной нервной устойчивости молодого поколения, более значительной психической тренированности, поддержанию профессионального и творческого тонуса. Во втором случае при обработке большого объема  информации нервная система не в состоянии функционировать на прежнем уровне адаптации. Это вызывает формирование нового динамического стереотипа, что в некоторых случаях может привести к срыву, выражающемуся в неврозах и невротических состояниях.

- Как уберечь себя и своих близких от перегрузок и нервных срывов?

 

ИТОГ УРОКА:

1.    Какие вопросы на сегодняшнем уроке остались не раскрытыми? Почему?

2.    Дайте самооценку работы класса на уроке.

3.    Над чем в ближайшее время нам предстоит поработать дополнительно?

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовка к зачету.






загрузка...
загрузка...