загрузка...

География 10 класс Поурочные разработки по учебнику Максаковского В. П.

Урок 3. Международные отношения. Политическая география и геополитика

 

Цели: показать влияние международных отношений на политическую карту мира; научить учащихся давать опенку политико-географического положения страны; формировать умение вести дискуссию; дать знания о политической географии и геополитике.

Оборудование: политическая карта мира, материалы газет и журналов, атласы, учебник.

Тип урока: урок-диалог.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания (взаимоопрос)

1. Задание по карте.

Вариант 1. Показать на карте страны с монархической формой правления, унитарные государства.

Вариант 2. Показать на карте страны с республиканской формой правления, федеративные государства.

2. Географический тест

1. Какая форма правления предусматривает передачу власти по наследству?

а) республика; б) монархия; в) федерация; г) унитарная республика.

2. Какой континент не имеет монархий?

а) Европа; б) Африка; в) Южная Америка; г) Азия.

3. Какая из перечисленных стран является конституционной монархией?

а) Великобритания; б) Ватикан; в) Финляндия; г) Бангладеш.

4. Какая страна является абсолютной монархией?

а) Норвегия; б) Бельгия; в) Саудовская Аравия; г) Венгрия.

5. Теократической монархией является:

а) Монако; б) Ру мыния; в) Катар; г) Ватикан.

6. В какой части света в конце XX века появилось наибольшее количество новых государств?

а) в Африке: б) в Азии; в) в Европе; г) в Северной Америке.

7. Частью какого государства в XX веке являлись следующие страны: Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан?

а) СССР; б) России: в) СНГ.

8. Форма административно-территориального устройства, при которой в составе государства нет самоуправляющихся государственных образований, называется

а) монархией: б) федерацией; в) республикой; г) унитарным государством.

9. Федеративным государством не является:

а) Франция; б) Бельгия; в) Россия; г) США.

10. К НИС относится:

а) Сербия: б) Россия; в) Сингапур; г) Китай.

11. Установите соответствие между странами-гигантами по численности населения и их столицами:

1. Китай; 2. США; 3. Индия; 4. Индонезия: 5. Япония.

А. Джакарта; Б. Вашингтон, В. Пекин: Г. Токио: Д. Дели.

12. Укажите варианты, в которых неверно указана столица государства.

а) Индия — Бомбей: 6) Великобритания — Манчестер: и) Италия - Рим: г) Польша — Краков.

13. Какие из перечисленных стран являются развитыми государствами с федеративной формой правления:

а) Италия; б) Германия; в) ОАЭ; г) Бельгия.

14. Какие из перечисленных стран являются наименее развитыми?

а) Египет: о) Индонезия: и) Сомали; г) Чад.

Желательно, чтобы листы с вопросами лежали на каждом столе.

Ответы: 1 - б); 2 — в); 3 - а); 4 - в); 5 — г); 6 — в); 7 — а); 8 - г); 9 - а); 10 - в); 11 - 1 в), 2б), 3д), 4а), 5г); 12 - а), г); 13 - б), г); 14 — в), г).

 

II. Изучение нового материала

Политическая география и геополитика

Политическая география — пограничная наука, возникшая на стыке географии и политологии. Политическая география — наука о территориальной дифференциации политических явлений и процессов.

В сферу интересов политической географии входят изменения, происходящие на политической карте мира: образование новых государств, изменение их государственного строя, границ, изменение в соотношении сил политических, экономических, военных группировок, география очагов международной напряженности и военных конфликтов.

В сферу интересов политико-географического страноведения входят следующие вопросы: особенности общественного и государственного строя, формы правления и административно-территориального деления, внутренняя и внешняя политика, политико-географическое положение стран, оценка границ и пограничных районов, географические различия в социально-классовой структуре населения, религиозном, национальном составе населения и др.

Основным направлением политической географии является геополитика. Главной задачей её является исследование географии международных отношений, расстановки сил между великими державами.

Геополитическими факторами являются:

1. Географические (пространство, положение, природные условия и ресурсы).

2. Политические взаимоотношения с другими государствами, тип государственного строя, социальная структура общества, участие в политических блоках и союзах, характер государственных границ, наличие «горячих точек».

3. Экономические (уровень жизни населения, уровень развития отраслей хозяйства, участие во внешних экономических связях).

4. Военные (уровень развития, боеспособность вооруженных сил, военные расходы и др.).

5. Экологические (степень деградации природной среды и меры по её охране).

6. Демографические (характер воспроизводства населения, состав и размещение населения).

7. Культурно-исторические (уровень развития науки, образования, здравоохранения, культурные и трудовые традиции, этнические и религиозные взаимоотношения, криминогенная обстановка).

Наибольшее значение имеют географические и политические факторы.

 

III. Беседа с учащимися

Международные отношения и их влияние на политическую карту мира.

Учитель предлагает учащимся вопросы для обсуждения. Вопросы могут быть предложены заранее на предыдущем уроке в качестве домашнего задания или на этом же уроке. Обсуждение вопросов может быть организовано сначала в группе, а потом мнения групп обсуждены в классе. Возможно предложение вопросов для урока-диалога заранее на стенде «Готовимся к дискуссии».

Вопросы:

1. Как изменились международные отношения после 90-х годов XX века? (Возможные ответы: окончилась «холодная война» и закончилось противостояние двух систем, двух крупных ядерных держав: США и России; в мире стало спокойнее и безопаснее; существуют региональные очаги конфликтов, которые представляют опасность миру; происходит разрастание военного блока НАТО; идет процесс объединения в Европе: растет количество стран членов ЕС; международный терроризм может привести к обострению региональных конфликтов; произошло расползание ядерного оружия.)

2. Почему Россия против расширения НАТО на восток?

3. Какова роль ООН в урегулировании международных конфликтов?

4. Приведите примеры «горячих точек», существующих сегодня в мире.

5. Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов? Может ли Россия играть роль мирового полицейского?

6. Международные отношения могут развиваться от конфронтации к взаимопониманию и сотрудничеству. Приведите примеры развития международных отношений в такой последовательности. (Отношения между Россией и США, странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, страны НАТО провозгласили программу «Партнерство ради мира».)

7. Представьте, что от вас зависит мир на планете. Для сохранения мира необходимо решение особо важных вопросов. Какие вопросы современных международных отношений вы бы решили в первую очередь? Какие пути решения вы видите?

8. Возможна ли в XXI веке третья мировая война?

В результате обсуждения этих вопросов учащиеся должны прийти к выводам о том, что международная напряженность сейчас пошла на убыль, но еще не все проблемы решены. Так существуют региональные конфликты, многие страны имеют ядерное оружие, расширяется блок НАТО, непредсказуем международный терроризм. Необходимо разработать новую международную систему безопасности, основанную на коллегиальном, а не на блоковом подходе.

 

Дополнительные материалы

Расстановка политических сил на мировой арене в конце XX века

1. Быстрое развитие многих азиатских, латиноамериканских и европейских государств. Укрепление международных позиций Китая. Китай — страна—гигант по численности населения (1 млрд. 300 млн. человек) Китай уступает по ВВП только США и Японии. По расчетам международных экспертов Китай к 2015 году выйдет на 1 место в мире по ВВП. Китай занимает 1 место в мире по добыче каменного угля, производству стали, минеральных удобрений, цемента, тканей, телевизоров и т. п. Китай собрал рекордный урожай зерна (риса) - 1 место в мире. В ночь на 1 июля 1997 г. окончился срок аренды (99 лет) Сянгана (Гонконг) Великобританией, в результате Сянган стал административным районом Китая. Стоимость экспорта Сянгана выше, чем всей Латинской Америки.

2. Падают мировые экономические и социальные показатели России. Если ВВП России в годы войны 1941-45 гг. упал на 21%, то за 1992-95 гг. ВВП упал больше чем на 28%. По объёму ВВП Россия уступает Китаю в 6 раз, Италии - более чем в 3 раза. В мире резко понизились политический престиж и авторитет России в международных делах.

3. Военное и политическое влияние США распространилось на большую часть земного шара. Сферами жизненно важных интересов США объявлены страны Западной Европы, Япония, Ближний Восток, Восточная Европа, Закавказье, Пакистан, Юго-Восточная Азия.

4. Возросла роль Германии в Европе, в ЕС, в НАТО.

5. Укрепились позиции Великобритании и британского Содружества (в составе его 51 страна).

6. Ослабили позиции в мировой экономике развивающиеся страны. Некоторые из них истощены многочисленными военными конфликтами. Среди этих стран особо выделяются своей военной силой и экономическим потенциалом Бразилия и Индия.

7. Обостряется политическая и социально-экономическая ситуация в Африке. За последние годы там наблюдаются высокие темпы прироста населения (более 2 % за год) и снижение стоимости валового продукта на душу населения.

 

Дополнительный материал о НАТО

Организация Североатлантического договора — военно-политический союз. До 1990 года в него входило 16 стран. В 1949 году в него вошли: США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия. В 1952 г. к НАТО присоединились Греция и

Турция, в 1955 г. - ФРГ, а в 1982 г. - Испания. После окончания «холодной войны» функции НАТО изменились. Началось сокращение вооружений, ликвидированы некоторые военные базы. Западные сторонники доказывают, что блок НАТО превратился из военной организации в гражданскую миротворческую организацию. Членам НАТО обеспечен демократический путь развития.

Россия имеет свои веские доводы. Наша страна предприняла беспрецедентные в истории шаги навстречу Западу, чтобы уйти от конфронтации с ним. Была распущена организация Варшавского Договора, не существует Советского Союза. Россия оказалась значительно ослабленной и экономически и в военном отношении. Не принимает Россия и продвижение НАТО на Восток в связи с приёмом новых членов. Стали членами НАТО: Польша, Венгрия, Чехия, Латвия, Литва, Эстония.

Проблема предотвращения региональных конфликтов. Больше всего территориально-пограничных конфликтов происходит в Азии. Это противоречия между Индией и Китаем из-за границы в Гималаях, между Индией и Пакистаном из-за штата Джамму и Кашмир, между Ираком и Ираном, Ираком и Кувейтом, Кипром и Турцией, Китаем и Тайванем, между Россией и Японией из-за Курильских островов. В Африке конфликты между Сомали и Эфиопией, Марокко и Алжиром, Марокко и Мавританией и т.д.

Конфликты на политико-религиозно-этнической основе в 90-х годах охватили и Европу (Бывшая Югославия, Испания, Бельгия, Ольстер в Великобритании), и Азию (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Ливан, Ирак, Камбоджа, Индонезия и др.), и Африку (ЮАР, Судан, Сомали, Руанда, Бурунди и др.), и страны СНГ (Россия, Армения, Азербайджан, Украина, Грузия, Киргизия, Таджикистан и др.). В 90-х годах удалось добиться прогресса в решении конфликта между Израилем и Организацией освобождения Палестины, в результате чего создана палестинская автономия, которой были переданы несколько городов на берегу реки Иордан и сектора Газа. Ликвидирован расистский режим апартеида в ЮАР. Важную роль в урегулировании конфликтов играет ООН, которая играет роль посредника в разрешении спорных вопросов в бывшей Югославии, на Кипре, на Ближнем Востоке, В Камбодже, Анголе, Мозамбике, Сальвадоре и др.

В урегулировании некоторых конфликтов значительна роль великих держав, в особенности США и России.

 

III. Практическая работа

Учитель дает определение политико-географического положения страны. (ПГП — это положение объекта по отношению к другим государствам и их группам как политическим объектам. ПГП — это комплекс политических условий, связанных с географическим положением страны, выражающийся в системе политических взаимоотношений с окружающим миром.)

Работа выполняется в группах или индивидуально. Группа выбирает страну для составления характеристики ее ПГП. Учитель знакомит учащихся с планом характеристики ПГП страны.

План характеристики ПГП. (Вариант I).

1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:

а) уровень экономического развития соседних стран;

б) принадлежность соседних стран к политическим блокам;

в) стратегическая оценка государственной границы.

2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:

а) возможность использования морского и речного транспорта;

б) торговые отношения с соседними странами;

в) обеспеченность страны сырьём.

3. Отношение к «горячим точкам» планеты:

а) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам;

б) военно-стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом;

в) отношение правительства страны к международной разрядке и разоружению.

4. Общая оценка политического положения страны.

План характеристики ПГП. (Вариант II).

1. Положение страны по отношению к другим странам.

2. Уровень экономического развития соседних стран.

3. Отношение к мировым транспортным путям, рынкам сырья и сбыта продукции.

4. Положение по отношению к «горячим точкам» планеты.

5. Современное политическое положение, внутренняя и внешняя политика. (Общая оценка).

Образец выполнения работы.

Политико-географическое положение Франции.

Франция — экономически развитая страна. Она входит в «большую семёрку». Франция расположена в Западной Европе. Имеет центральное положение. На востоке страна граничит с Бельгией, Люксембургом, Швейцарией, Италией. На юге Франция граничит с Испанией и Андоррой. От Великобритании отделена проливом Ла-Манш.

Францию окружают развитые страны. Соседи, как и сама Франция, являются членами военно-политического блока НАТО и экономического союза — ЕС. Соседское положение благоприятно.

Франция имеет приморское положение. На юге она омывается Средиземным морем и имеет крупный порт Марсель. На западе Франция омывается Бискайским заливом Атлантического океана. Таким образом, Франция имеет свободный круглогодичный выход в мировой океан, а следовательно, торговлю со странами мира. Франция имеет густую транспортную сеть, соединяющую её с соседями (автомобильные и железные дороги, реки, каналы). Франция недостаточно обеспечена собственным сырьём и топливом, поэтому она является крупным импортёром газа, угля, нефти, древесины и др. Наибольший объём торговли имеет со странами ЕС.

Франция, являясь членом НАТО, принимает активное участие в урегулировании региональных конфликтов, имеет крупный военный потенциал и военные базы за пределами страны.

Политико-географическое положение Франции в целом достаточно благоприятно.

 

IV. Домашнее задание

1. § 1, 2, 3, 4 темы № 1.

2. Повторить основные термины и понятия темы.

3. На контурную карту нанести 30 стран.

4. Ответить на вопросы на с. 21.






загрузка...
загрузка...