загрузка...


География 10 класс Поурочные разработки по учебнику Максаковского В. П.

Урок 29. Зачет по теме «Мировое хозяйство»

 

Цели: закрепить знания по теме «Мировое хозяйство»; проверить уровень знаний и умений по теме.

Оборудование: заранее готовится игровое поле (если оно не чертится на доске), денежные купюры.

Тип урока: урок-обобщение в форме игры «Интеллектуальное казино».

Ход урока

Правила игры. Класс делится на группы по 4-5 человек. Выбираются помощники крупье. Помощников должно быть столько, сколько команд. Изготавливаются денежные купюры. Можно на этапе подготовки провести конкурс на дизайн купюр.

Крупье (или учитель) объясняют правила игры.

Всего может быть несколько типов вопросов (записываются на доске): топливная промышленность, электроэнергетика, черная металлургия, цветная металлургия, машиностроение, химическая и легкая промышленность, сельское хозяйство. Каждой команде выдается по 10 купюр. Команды в порядке очереди, начиная с первой, выбирают тип вопроса, капитаны делают ставки из тех денег, которые у них есть. На доске чертится табло.

 

№ команды

1

2

3

4

5

6

 

Итого

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крупье записывает ставки в соответствующие клетки, собирает деньги. Вопросы зачитываются от простых к более сложным иначе игроки могут потерять деньги в начале игры и выйти из нее. Сложность вопроса может зависеть и от того, сколько купюр ставят участники.

Учитель читает вопросы, команды отвечают на них письменно. Затем ответ озвучивается, а помощники проверяют ответы. Если ответ верный, то команда возвращает вложенные деньги в двойном размере. Если ответ неверный, то команда теряет купюры, и из таблиц их очки стираются. Выигрывает та команда, которая наберет больше денег и у которой итоговый счет будет больше.

Работу можно построить по-другому: к игровому полю выходит представитель команды, он выбирает тему и делает ставку от команды. Если он отвечает на вопрос, то приносит команде сумму вдвое большую чем ставка, если проигрывает, то деньги забираются.

По итогам игры выигравшая команда получает оценку «отлично». Остальные команды оцениваются на усмотрение учителя. Можно выставлять и индивидуальные оценки, так как в процессе игры внутри команды можно выявить как лидеров, так и пассивных игроков.

 

Топливная промышленность

1. Как объяснить, что Япония, занимая в ведущей семерке стран второе место по производству промышленной продукции, по потреблению первичных энергетических ресурсов на душу населения занимает четвертое место? (Япония с успехом внедряет энергосберегающие технологии в производство, что вызвано необходимостью. Не имея собственного топлива, она вынуждена закупать его.)

2. Почему Индия и Китай, входящие в десятку крупнейших стран, по объему промышленного производства относятся к группе стран с низким потреблением энергетических ресурсов? (Эти страны с высокой численностью населения и на 1 человека получается низкий показатель потребления энергоресурсов.)

3. Какая группа стран, по вашему мнению, относится к группе стран с низким потреблением энергоресурсов? (Наиболее бедные страны.)

4. Какие страны и регионы относятся к чистым экспортерам нефти, к чистым потребителям нефти, сочетают собственную добычу с импортом, сочетают импорт с экспортом? (США, страны Карибского бассейна, Бразилия, Ближний Восток, Северная Африка, Япония, Франция.)

5. Доля какого типа топлива дошла в XX веке до 80%? Каковы причины такой высокой его добычи и потребления? Каковы перспективы дальнейшего его использования? (Нефть.)

6. Почему доля ГЭС в производстве электроэнергии наиболее высока в Норвегии, Заире, Бразилии, Швеции, Канаде, Новой Зеландии?

7. Какие изменения произошли в электроэнергетике мира в эпоху НТР?

8. Где на земном шаре наилучшие условия для развития альтернативной электроэнергетики?

 

Электроэнергетика

1. Назовите организации связанные с электроэнергетикой.

2. В странах какого типа потребление и производство электроэнергии наибольшее? Почему?

3. В каких странах отсутствует единая энергосистема?

4. Проанализируйте энергетический баланс мира. Какие, по вашему мнению, изменения могут с ним произойти в 21 веке?

5. Установите соответствие: ГЭС, ТЭС, АЭС.

а) Канада, Норвегия, Новая Зеландия, Бразилия, Танзания, Непал, Шри-Ланка;

б) ЮАР, Германия, Австралия, США, Китай;

в) Франция, Япония, Швеция, Бельгия, Южная Корея.

6. Узнайте название страны по описанию.

а) Страна занимает 10 место по производству электроэнергии, доля ГЭС — 93%. (Бразилия.)

б) Занимает 7 место по производству электроэнергии, доля АЭС — 77%. (Франция.)

в) Занимает 4 место по производству электроэнергии, доля ТЭС — 72%. (Россия.)

 

Черная металлургия

1. Найдите закономерности в размещении стадий производства черных металлов.

2. Чем объяснить тот факт, что от создания крупных комбинатов полного цикла в настоящее время все больше переходят к созданию заводов малой мощности? (Они позволяют выпускать различные марки стали, легче приспосабливаться к потребностям производства.)

3. Почему развивающиеся страны играют все большую роль в выплавке черных металлов? (Они принимают «грязные» производства, вытесняемые из развитых стран с жестоким природоохранным законодательством.)

 

Цветная металлургия

1. Какую закономерность можно заметить в размещении заводов по получению черновых металлов и рудно-обогатительных комбинатов? (Этапы добычи и обогащения руд больше представлены в развивающихся странах, это связано с тектоническими особенностями данных территорий, именно в развивающихся странах сосредоточены запасы руд цветных металлов. Например, доля алюминиевых руд, находящихся на территории развивающихся стран, составляет 1/2, а доля олова, а верхние этажи металлургического производства (получение чистого металла) находятся в развитых странах, так как это более экологически чистое производство, но и более энергоемкое.)

2. Какие из развивающихся стран имеют на своей территории верхние этажи производства цветной металлургии? (В последние десятилетия энергоемкие производства цветной металлургии могут позволить себе и не очень развитые страны, такие как Китай, Бразилия, Чили.)

3. В какой отрасли цветной металлургии изменение размещения предприятий не произошло? (В медной, в этой отрасли по-прежнему главным фактором является сырьевой.)

4. Почему Китай, Бразилия, Чили, Индия, Венесуэла размещают и развивают предприятия цветной металлургии на территории своих стран? (Это связано с несколькими причинами: во-первых, это наличие сырьевой базы в данных странах, во-вторых, наличие достаточно развитой энергетики, в-третьих, в эти страны выносятся грязные производства из развитых стран.)

5. Для какой отрасли цветной металлургии характерен разрыв меду районами добычи и получения чистого металла? (Для алюминиевой.)

6. Почему доля развивающихся стран в получении цветных металлов растет усиленными темпами, по сравнению с развитыми странами? (Они принимают грязные производства из развитых стран.)

7. Какая страна является бесспорным лидером в цветной металлургии по всем показателям? (США.)

 

Машиностроение

1. США уступили мировое первенство по производству стали, чугуна, металлорежущих станков, тракторов, автомобилей, многих видов бытовой электроники. Можно ли это считать признаком ослабления позиций США?

2. Какой из регионов мира производит больше всего автомобилей? Как различается автомобильная промышленность различных регионов по характеру рыночной ориентации? Что называется автомобильными войнами?

3. С чем, по-вашему, связаны резкие территориальные различия в уровне развития машиностроения?

4. В 70 гг. в Европе появилась тенденция размещать автомобильные заводы в центре страны. Чем вызвана такая тенденция?

5. Швейцария - крупнейший производитель наручных часов, Франция так же является крупным производитель часов в Европе. Почему Франция успешно конкурирует со Швейцарией на европейском рынке, хотя швейцарские часы дешевле? Что позволяет Японии успешно конкурировать с этими государствами?

6. За счет чего крупнейшие в мире автомобилестроители «детройтская тройка» — Дженерал Моторе, Форд, Крайслер, а так же японские, итальянские и германские автогиганты — обеспечивают международный рынок своей продукцией?

7. Нашествие концернов Страны Восходящего Солнца в Европу некоторые называют «колонизацией» и слышать ничего не желают о свободном доступе в страны Общего рынка товаров с клеймом «Сделано в Японии». Не преувеличены их опасения? По каким основным направлениям идет внедрение Японии на европейский рынок?

 

Химическая и легкая промышленности

1. Почему на мировой карте химической промышленности развивающиеся страны образуют практически сплошное белое пятно? Какие страны являются исключением?

2. В чем заключается влияние НТР на легкую промышленность?

3. В чем причина активного развития легкой промышленности в развивающихся странах?

4. Почему легкая промышленность развивающихся стран в большей степени представлена в странах Азии, а не Африки?

5. Какие факторы повлияли на развитие легкой промышленности в Индии, Турции, Парагвае?

6. Почему легкую промышленность называют традиционной отраслью?

7. Как вы думаете, почему применение химических веществ вызывает часто негативную реакцию общественности? Какие доводы можно привести для успокоения негативной реакции?

8. Какие изменения должны произойти, чтобы изменилась отраслевая структура легкой промышленности?

 

Сельское хозяйство мира

1. Определите основные направления «зеленой революции». (Выведение новых скороспелых сортов зерновых культур, ирригация, применение современной техники, удобрений, химикатов.)

2. Почему «зеленая революция» коснулась только крупных плантаций на землях иностранных компаний, но практически ничего не изменила в бедных потребительских хозяйствах? (В бедных сельских хозяйствах недостаточно средств на покупку техники удобрений и т. д.)

3. В чем заключается значение «зеленой революции»? (Некоторые из развивающихся стран стали удовлетворять свои потребности в сельскохозяйственной продукции, так как начали использовать высокоурожайные сорта зерновых культур, а некоторые скороспелые сорта дают несколько урожаев в год.)

4. Почему именно на зерновых культурах применяются основные достижения «зеленой революции»? (Зерновые культуры являются главными продовольственными культурами мира.)

5. В каких странах и регионах мира «зеленая революция» оказывает наиболее сильное влияние на сельское хозяйство? {В странах Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии.)

6. Почему в странах Западной Европы молочное животноводство играет большую роль, чем в США? Какова при этом роль природных предпосылок в специализации растениеводства?

7. Почему среди отраслей растениеводства в развитых странах низка доля технических культур?

8. Одна из главных отраслей сельского хозяйства Великобритании и Монголии — овцеводство. Чем вы объясните этот факт?

9. Как изменится специализация сельского хозяйства острова Мадагаскар, если его переместить на 40° севернее и на 70° западнее?

10. Представьте, что вам поручили руководство созданием посреднической фирмы по закупке чая для России. Создайте проект требований к сотрудникам: знание языка, адаптированность к природным условиям страны и т. д.

11. Почему в перечне основных компонентов «зеленой революции» не значится механизация?

12. Испанцы завезли картофель в Европу из тропиков Южной Америки, но эта культура получила широкое распространение в умеренном поясе Евразии. Как вы объясните этот факт?

13. Родина этой культуры - страны Передней Азии и Средиземноморья; выращивают ее преимущественно в северном полушарии. Возделыванием занимаются в 70 странах. Но главными производителями являются США, Канада и Австралия. О какой сельскохозяйственной культуре идет речь?

14. Странами — лидерами по выращиванию этой сельскохозяйственной культуры являются Китай, Индия, Бангладеш и Вьетнам. Определите, что это за культура. Какие природные и социальные особенности характерны для районов ее произрастания?

15. Что такое агробизнес? В каких странах он приобрел наибольший размах?

16. Приведите примеры стран Латинской Америки и Африки, специализирующихся на экспорте каких-либо одних культур?

 

Транспорт

1. Может ли транспорт охарактеризовать современный уровень экономики страны? (Да. В развитых странах более густая транспортная сеть, более сложная структура транспорта, представленная всеми видами транспорта и т. д.)

2. Представьте, что вас попросили разработать маршрут доставки товаров из Шанхая в Варшаву. Какие транспортные пути вы бы предложили и почему? (Морским путем вокруг Евразии, железнодорожным путем через Россию, авиационным, если характеристики товара позволяют это сделать, так как стоимость товара вырастет.)

3. По статистике, самыми интенсивными участками движения судов являются проливы Ла-Манш — 500, Эресунн (Зунд) — 175, Кильский канал — 159, Гибралтарский - 140 судов. Чем вы это можете объяснить?

4. Почему особую роль в транспортной системе Западной Европы играет автомобильный транспорт? (Территория стран маленькая, расстояния на которые надо перевезти продукцию небольшие, в таких условиях необходима маневренность автомобильного транспорта.)

5. Почему лидирующая роль в структуре грузооборота принадлежит самому старому виду транспорта — морскому? (Межконтинентальные связи можно поддерживать или воздушным, или морским видом транспорта, но авиационный транспорт дорогой, а морской — самый дешевый. Поэтому предпочтение в перевозке грузов отдается морскому виду транспорта. Кроме того, он самый грузоподъемный.)

6. Как можно объяснить, что 2/3 крупных портов находится на атлантическом побережье? (Здесь находятся самые развитые страны, они активно участвуют в международном разделении труда, здесь происходит обмен товарами услугами и т.д. между Европой, Северной Америкой, Африкой, Южной Америкой, частично Азией, через Средиземное море.)

7. К каким видам транспорта вы отнесете суда на воздушной подушке, на магнитной подвеске, суда на подводных крыльях, поезда на магнитной подвеске?

8. Чем можно объяснить, что Панама и Либерия имеют самые большие флоты мира и стоят впереди Японии, Греции, США, Норвегии по этому показателю? (Многие страны (в том числе Япония, США, ФРГ, Великобритания) переводят большую часть крупных судов под «удобные» флаги развивающихся стран. Таким образом они снижают издержки, используя дешевую рабочую силу и экономят на налогах.)

9. Реки оказывают большое влияние на расселение людей и размещение хозяйства. Как правило, наиболее высоким уровнем экономического развития отличаются районы, расположенные в низовьях крупных рек. А есть ли крупные реки, где наиболее развитые районы находятся в верхнем течении? Почему? Перечислите эти реки. (Миссисипи, Рейн, Дунай, По, Луара.)

10. Чем вы можете объяснить феномен Роттердамского порта? (Удобным географическим положением, пересечением речных, железнодорожных, автомобильных морских путей. Кроме того, он находится в эстуарии Рейна — важной судоходной реки, соединяющей несколько стран.)

11. Как можно объяснить сокращение объемов грузов перевозимых железными дорогами?

12. Можно ли разделить специализированные и универсальные порты на порты развитых и развивающиеся стран? Почему?

13. Почему железнодорожный вид транспорта успешно конкурирует с авиацией в перевозке пассажиров?

14. Какие страны используют Дунайский водный путь?

15. Какие страны мира имеют самые длинные трубопроводы? Чем можно это объяснить?

16. Перечислите страны с большой протяженностью железных дорог. Чем можно объяснить большую протяженность железнодорожных путей в этих странах?

17. Приведите примеры стран с меридиональным, широтным, радиальным направлением железных дорог.

18. Назовите три страны по территории, которых проходят крупнейшие морские каналы.

19. Раскройте основные транспортные проблемы городов мира. Какие меры, по-вашему, следует предпринять, чтобы решить их?

20. Как влияет низкая транспортная обеспеченность на хозяйство стран, удаленных от моря и не имеющих судоходных рек? (Это затрудняет выход на мировой рынок и задерживает развитие товарных отраслей.)

21. Суэцкий канал был восстановлен и реконструирован. Почему же тогда большая часть грузов транспортируется вокруг Африки? {В морском судоходстве в последние годы проявилась тенденция к повышению грузоподъемности судов. Перевозки на большегрузах вокруг Африки обходятся дешевле, чем на маленьких судах через Суэцкий канал.)

22. Почему в Японии не получил развития трубопроводный вид транспорта? (Япония сейсмоопасная страна; повреждение трубопроводов во время землетрясений угрожает экологической катастрофой, также большая часть нефтеперабатывающих заводов в Японии размещается на побережье, они принимают нефть непосредственно с судов.)

 

Мировое хозяйство и международное географическое разделение труда

1. Что такое мировое хозяйство?

2. Как называется район или город с выгодным географическим положением, для которого устанавливаются льготный налоговый и таможенный режим? (Свободная экономическая зона.)

3. Что такое внешнеторговый баланс? (Разница в стоимости экспорта и импорта.)

4. Какую опасность таит постоянное превышение стоимости импорта над стоимостью экспорта? (С каждым годом будет расти задолженность государства, будут увеличиваться суммы кредитов и т. д.)

5. Какая форма внешнеэкономических связей считается наиболее древней? (Торговля.)

6. Развивающиеся страны наращивают физический объем экспорта, но их торговый баланс в большинстве случаев остается отрицательным. Объясните причину такого явления.

7. Какие группы развивающихся стран ввозят сырье, а вывозят готовую продукцию? (Новые индустриальные.)

8. Благодаря какому виду международных связей в новых индустриальных странах была создана такая мощная промышленность? (Производственному сотрудничеству.)






загрузка...
загрузка...
загрузка...