загрузка...

География 10 класс Поурочные разработки по учебнику Максаковского В. П.

Урок 27. Сельское хозяйство мира

 

Цели: сформировать представление о структуре сельского хозяйства мира; ознакомиться с понятием «Зеленая революция», главными сельскохозяйственными районами мира, типами сельского хозяйства.

Оборудование: карта «Сельское хозяйство мира», учебники, атласы.

Ход урока

I. Изучение нового материала

Учитель. Сегодня на уроке мы ознакомимся с особенностями сельского хозяйства мира. Сельское хозяйство относится к первичной сфере хозяйственной деятельности человека. Она является первой по времени возникновения. Сельское хозяйство в той или иной степени представлено во всех странах мира и является вторым по значению в современной структуре экономики. Несмотря на скромное значение в современной экономике, все же оно играет важную роль, обеспечивая население продовольствием, а промышленность сырьем.

Вспомним структуру сельского хозяйства, которую вы изучали в 9 классе на примере России. (Таблица заполняется на доске.)

 

Сельское хозяйство

Растениеводство

Животноводство

Зерновые культуры

Кормовые культуры

Технические культуры

Корнеплоды

Плодовые культуры

Скотоводство

Овцеводство

Свиноводство

Птицеводство

 

Растениеводство

Современная агрогеография представлена большим разнообразием типов сельского хозяйства, формирующихся в результате воздействия природно-климатических, социальных и экономических факторов. Сельское хозяйство возникло около 10 тыс. лет назад, когда человек перешел от собирательства к выращиванию растений и разведению животных. Так как в разных районах Земли были различные предпосылки для выращивания культурных растений, возникли очаги происхождения культурных растений. Н. Н. Вавилов выделял 8 основных районов:

Восточноазиатский: просо, соя, конопля;

Южноазиатский: чай, лимон, апельсин, огурец, сахарный тростник;

Среднеазиатский: дыня, горох, ячмень;

Переднеазиатский: мягкая пшеница, рожь, овес;

Средиземноморский: твердая пшеница, капуста, морковь, свекла, лук, репа;

Эфиопский: кофе, сорго, пшеница;

Центральноамериканский: подсолнечник, перец, фасоль, табак, тыква, какао;

Южноамериканский: картофель, томаты, хлопчатник, кукуруза.

Но за последние 10 тысяч лет произошли сильные изменения, так как некоторые культуры, будучи родом с одного материка, выращиваются в большем количестве на другом.

Задание: Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполнить таблицу.

 

Основные районы выращивания и районы происхождения сельскохозяйственных культур

 

Культура

Центр происхождения

Основные районы выращивания

Какао

Кофе

Ваниль

Картофель

Сахарный тростник

Натуральный каучук

Мексиканское нагорье, Южная Америка

Нагорья Эфиопии, Африка

 

Южная Америка

Азия

Южная Америка

Гвинейское побережье Африки

 

Евразия

Южная Америка

Юго-Восточная Азия

 

Задание: Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполнить таблицу: «Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания».

 

Типы растениеводства

Основные культуры

Страны производители

Зерновые культуры

Пшеница

Китай, США, Индия, Россия, Канада

Рис

Китай, Индия, Индонезия, Бангладеш

Кукуруза

США, Китай, Бразилия, Франция, Мексика

Кормовые культуры

Корнеплоды (кормовая свекла); травы (люцерна, тимофеевка и т. д.)

Страны молочного животноводства

Технические культуры

Волокнистые:

Китай, США, Пакистан, Индия, Бразилия

а) Хлопчатник

 

б) Джут

Бангладеш

в) Лен

Россия, Белоруссия

Масличные:

а) Соя

США, Бразилия, Китай, Аргентина, Индия

б) Арахис

Индия

в) Подсолнечник

Россия, Украина, США, Аргентина, Китай

г) Оливы

Италия

Сахароносы:

а) Сахарный тростник

Индия, Куба, Бразилия, Китай, Мексика

б) Сахарная свекла

Украина, Россия, Франция, США, ФРГ

Тонизирующие:

а) Кофе

Бразилия, Колумбия, Котд, Ивуар, Уганда, Бурунди

б) Чай

Индия, Китай, Шри-Ланка, Кения, Индонезия

в) Какао

Гана, Нигерия, Котд, Ивуар

г) Табак

Китай, США, Индия, Бразилия, Турция

Каучуконосы (гевея)

Таиланд, Индонезия, Малайзия

Клубнеплоды

Картофель

Китай, Россия, США, Польша

Плодовые культуры

Виноград

Италия. США

Бананы

Эквадор, Коста-Рика, Панама, Индия

 

После выполнения задания учащимися осуществляется его проверка.

 

Животноводство

На доске вычерчена схема «Структура животноводства мира». Учащиеся самостоятельно или совместно с учителем заполняют ее.

 

 

Вопрос: Как вы объясните такое распространение отдельных отраслей животноводства? (Распространение отдельных отраслей животноводства объясняется природными предпосылками, чаще всего климатом, наличием кормов и спецификой кормовой базы.)

Задание: Работа со статистическим материалом.

На доске вывешиваются таблицы: «Поголовье скота в мире и в отдельных регионах в середине 90-х гг.», «Первые десять стран по поголовью крупного рогатого скота в середине 90-х гг.» учащиеся двух вариантов предлагается проанализировать таблицы. Таблицы можно заменить раздаточным материалом, на котором, кроме таблицы, будут представлены еще и вопросы.

Вариант I. Проанализируйте таблицу «Поголовье скота в мире и в отдельных регионах в середине 90-х гг.». Какие регионы являются лидерами в выращивании отдельных видов животных? Почему именно эти регионы являются лидерами, а другие регионы не занимаются выращиванием данных видов животных?

 

Регионы

Крупный рогатый скот

Овцы и козы

Свиньи

Мировое поголовье

1280

1700

870

СНГ

110

100

55

Зарубежная Европа

120

155

180

Зарубежная Азия

380

700

465

Африка

190

380

20

Северная Америка

115

10

70

Латинская Америка

330

150

75

Австралия

35

200

5

 

Вариант II. Проанализируйте таблицу: «Первые десять стран по поголовью крупного рогатого скота в середине 90-х гг.».

 

Страна

Поголовье, млн. голов

Индия

210

Бразилия

165

Китай

115

США

100

Аргентина

52

Россия

36

Эфиопия

30

Мексика

27

Австралия

26

Колумбия

25

 

Какая страна занимает первое место в мире по поголовью крупного рогатого скота? (Индия.) Но эта страна не является лидером по получению мясной продукции. Почему? (Корова — священное животное в Индии.)

Какие направления животноводства представлены в этих странах?

Какие природные предпосылки имеются в этих странах?

Страны — экспортеры мяса

Говядина — Германия, Франция, США, Нидерланды, Венгрия, Дания, Новая Зеландия.

Свинина - Китай, Нидерланды, Бельгия, Дания, США, Канада, Венгрия.

Баранина — Новая Зеландия, Австралия, Великобритания

Мясо птицы - США, Франция, Нидерланды, Бразилия.

Учитель задает вопросы:

1. Какие страны (по социально-экономическому уровню) занимают первые места в мировой торговле мясной продукцией?

2. Почему по поголовью крупного рогатого скота лидируют развивающиеся страны, а в списке стран-экспортеров мяса представлены страны развитые?

3. Почему именно развитые страны выделяются в выращивании и экспорте мясной продукции?

Научно-технический прогресс сказывается не только на развитии промышленности, но и сельского хозяйства. Он сказывается как в прямом воздействии на сельское хозяйство (новые сорта, породы, гибриды и т. д.), так и в косвенном влиянии (новая техника, удобрения и т.д.)

Прогресс в сельском хозяйстве выражался в 30 гг. — тракторизацией, в 50 гг. — селекцией и химизацией, в 60 гг. — появилась сельскохозяйственная наука, результатом деятельности которой стала зеленая революция, а с 80 гг. развивается биотехнология, компьютеризация.

Задание: В тексте учебника найти определение термина «зеленая революция». Ответить на вопросы:

1. Определите основные направления «зеленой революции». (Выведение новых скороспелых сортов зерновых культур, ирригация, применение современной техники, удобрений, химикатов.)

2. Почему «зеленая революция» коснулась только земель крупных плантаций и иностранных компаний, но практически ничего не изменила в бедных потребительских хозяйствах? (В бедных потребительских сельских хозяйствах недостаточно средств на покупку техники удобрений и т.д.)

3. В чем заключается значение «зеленой революции»? (Некоторые из развивающихся стран стали удовлетворять свои потребности в сельскохозяйственной продукции, так как стали использовать высокоурожайные сорта зерновых культур, некоторые скороспелые сорта дают несколько урожаев в год.)

4. Почему именно на зерновые культурах используются достижения «зеленой революции»? (Зерновые культуры являются главными продовольственными культурами.)

5. В каких странах и регионах «зеленая революция» дает достаточно высокие результаты? (В странах Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии.)

 

III. Закрепление изученного материала

На приведенных диаграммах показана доля крупных регионов мира (СНГ, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Северная Америка, Латинская Америка) в мировом производстве пшеницы, риса, кукурузы. Надпишите на диаграммах регионы, соответствующие цифровым показателям.

Мировое производство пшеницы

2,5 - Австралия и Океания,

Африка.

5 — Латинская Америка.

16,5 - СНГ.

17,5 — Северная Америка.

21 — Зарубежная Европа.

35 — Зарубежная Азия.

 

image17

 

Мировое производство кукурузы

2 - Австралия и Океания.

3 - СНГ.

5 — Африка.

10 — Зарубежная Европа.

13 — Латинская Америка.

24 — Зарубежная Азия.

43 — Северная Америка.

 

image18

 

IV. Домашнее задание

1. Раздел «Рыбоводство» изучить самостоятельно.

2. Вспомнить из курса 9 класса различные виды транспорта.






загрузка...
загрузка...