загрузка...


География 10 класс Поурочные разработки по учебнику Максаковского В. П.

Урок 26. Химическая и легкая промышленность мира

 

Цели: сформировать представление о мировой химической и легкой промышленности; определить географические и отраслевые сдвиги на современном этапе развития в данных отраслях мирового хозяйства.

Оборудование: карты «Химическая промышленности мира», «Легкая промышленность мира».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Опрос

1. США уступили мировое первенство по производству стали, чугуна, металлорежущих станков, тракторов, автомобилей, многих видов бытовой электроники. Можно ли это считать признаком ослабления позиций США? (Нет, уменьшая расходы на развитие традиционных отраслей, США усиливают свои позиции в наукоемких отраслях.)

2. Какой из регионов мира производит больше всего автомобилей? Как различается автомобильная промышленность различных регионов по характеру рыночной ориентации? Что называется автомобильными войнами?

3. С чем, по-вашему, связаны резкие территориальные различия в уровне развития машиностроения?

4. В 70 гг. в Европе появилась тенденция размешать автомобильные заводы в центре страны. Чем вызвана такая тенденция? (Это связано с внедрением территориальной политики, направленной на смягчение территориальных диспропорций внутри стран. Так как в последние десятилетия приморский фактор имеет большое влияние на размещение предприятий, то внутренние районы превращаются в отсталые. Чтобы дать толчок к их развитию, правительство многих европейских стран размещает машиностроительные заводы во внутренних районах своих стран. Машиностроительные предприятия нуждаются в кооперировании и специализации, а это, в свою очередь, является причиной развития филиалов, что притягивает поставщиков, смежников, дает работу населению, увеличивает благоустройство района и т.д. и районы из отсталых превращаются в развитые.)

5. Швейцария — крупнейший производитель наручных часов, Франция — крупный производитель часов в Европе. Почему Франция успешно конкурирует со Швейцарией на европейском рынке, хотя швейцарские часы дешевле? Что позволяет Японии конкурировать с обеими европейским странами? (Страны успешно конкурируют, так как специализируются каждый на своем покупателе. Франция выпускает часы для обеспеченного европейца, Швейцария — дм среднего, а Япония — для малообеспеченного.)

6. За счет чего крупнейшие в мире автомобилестроители — Детройтская тройка - Дженерал Моторе, Форд, Крайслер, а также японские, итальянские и германские автогиганты обеспечивают международный рынок своей продукцией? (Эти производители ориентируются на потребителя с разной покупательной способностью.)

7. Нашествие концернов Страны Восходящего Солнца в Европу некоторые называют «колонизацией» и слышать ничего не желают о свободном доступе в страны Общего рынка товаров с клеймом «Сделано в Японии». Не преувеличены ли их опасения? По каким основным направлениям идет внедрение Японии на европейский рынок? (Эти опасения не преувеличены, так как японская модель экономики имеет внешнюю направленность. Свои товары она распространяет во всем мире по достаточно низким ценам. Чтобы таможенные пошлины не увеличили стоимость товара, японские концерны располагают свои предприятия в зарубежных странах. Конкурировать с дешевой японской продукцией могут не все европейские компании, поэтому они или интегрируются, как произошло с французскими (Пежо-Ситроен) и немецкими автомобильными компаниями, или перестают существовать.)

 

II. Изучение нового материала

Отрасли химической промышленности

Задание: Вспомните, какие отрасли химической промышленности вы знаете? На основании знаний, полученных в 9 классе, заполните схему.

 

 

Определите факторы размещения для каждой из отраслей химической промышленности. (Для горно-химической промышленности — сырьевой фактор; для основной химии - сырьевой и потребительский; для химии органического синтеза — транспортный (нефтепроводы и газопроводы), а также потребитель; для бытовой химии, фармацевтики, парфюмерии — потребитель.)

 

III. Практическая работа

Задание 1: Заполните таблицу «Размещение отраслей химической промышленности». Сделайте вывод.

 

Отрасли химической промышленности

Принципы размещения

Примеры развитых стран

Примеры развивающихся стран

1. Добыча горного сырья

Сырьевой

США, Канада, Россия, ЮАР, Испания, Португалия

Чили, Перу, Марокко, Индия, Бразилия, Мексика

2. Основная химия:

а) производство серной кислоты

Потребительский

США, Россия, Китай, Япония, Украина, Франция, ФРГ

 

б) производство калийных удобрений

Сырьевой, потребительский

Россия, США

 

в) производство фосфорных удобрений

Сырьевой

США, Россия, Португалия, ЮАР

Марокко, Чили

г) производство азотных удобрений

Потребительский

США, Россия, Китай

Индия, Бразилия

3. Химия органического синтеза (производство пластмасс, волокон и Т.Д.)

Потребительский

США, Япония, Германия, Франция, Нидерланды, Италия, Россия

Бразилия. Индия, Мексика, Венесуэла

 

Вывод: химия органического синтеза, производство серной кислоты представлены в основном в развитых странах, а производство минеральных удобрений и добыча горно-химического сырья широко представлены преимущественно в развивающихся странах. После энергетического кризиса 70-х гг. производство химии органического синтеза стало быстрее расти в развивающихся странах, богатых минеральным сырьем. Крупные нефтехимические предприятия появились в странах Персидского залива, в Северной Африке, Венесуэле, Мексике.

Задание 2: По карте атласа определите страны с высоким, средним и низким уровнем развития химической промышленности. Сделайте вывод о размещении химической промышленности в мире.

Задание 3: На основе знаний, полученных в 9 классе, а также с помощью карт атласа учащиеся заполняют схему.

 

 

После проверки схемы учащиеся делают вывод о закономерностях размещения отраслей легкой промышленности.

Вывод: среди стран производящих сырье и получающих готовую продукцию преобладают развивающиеся страны. Это связано с тем, что размещение предприятий легкой промышленности ориентируется на дешевую рабочую силу. Многие старопромышленные районы Европы, не выдержав конкуренции с дешевыми товарами развивающихся стран, перестали производить свою продукцию. Кроме того, страны Запада экспортируют ткани и готовую одежду. Но законодателями моды по-прежнему остаются развитые страны.

 

Отрасли текстильной промышленности

Сначала учитель предлагает вспомнить отрасли текстильной промышленности, после чего ученики работают с картами и заполняют таблицу.

 

Текстильная промышленность

 

Отрасли текстильной промышленности

Страны - лидеры производства

Хлопчатобумажные ткани

Китай, Индия, Россия, США

Шерстяные

Италия, Германия, Россия

Шелковые

США, Япония, Китай

Льняные

Россия, Польша, Беларусь

Ткани из химического волокна

США, Индия, Япония

 

IV. Закрепление изученного материала

1. Почему на мировой карте химической промышленности развивающиеся страны образуют практически сплошное белое пятно? Какие страны являются исключением?

2. В чем заключается влияние НТР на легкую промышленность?

3. В чем причина активного развития легкой промышленности в развивающихся странах?

4. Почему легкая промышленность развивающихся стран в большей степени представлена в странах Азии, а не Африки?

5. Какие факторы повлияли на развитие легкой промышленности в Индии, Турции, Парагвае?

6. Почему легкую промышленность называют традиционной отраслью?

7. Как вы думаете, почему применение химических веществ вызывает часто негативную реакцию общественности? Какие доводы можно привести для успокоения негативной реакции?

8. Какие изменения должны произойти, чтобы изменилась отраслевая структура легкой промышленности?

 

V. Домашнее задание

Вспомнить материал 9 класса по сельскому хозяйству и ответить на вопросы:

1. От каких факторов зависит соотношение растениеводства и животноводства?

2. Какие условия окружающей среды влияют на развитие различных отраслей сельского хозяйства?

 

Дополнительные материалы

«БАСФ» - химическая компания Германии. Основана в 1865 году. До 1952 года входила в германский химический концерн «И. Г. Фарбениндустри». Объем продаж - 25 млрд. долларов, чистая прибыль — 802 млн. долларов, число занятых — 135 тыс. человек (конец 1990-х гг.).

«БРИТИШ ПЕТРОЛЕУМ» — английская нефтяная компания. Основана в 1909 году. 38% акций принадлежит государству. Добывает нефть в США (Аляска) (около 60%) и в Северном море (около 40%); перерабатывает в 25 странах. Объем продаж — 46,2 млрд. долларов, чистая прибыль - 2,2 млрд. долларов, добыча нефти — 77,5 млн. т, переработка — 96,2 млн. т., число занятых — 126 тыс. человек (конец 1980-х гг.).

«РОН-ПУЛ ЕНК» - французская химическая компания. Основана в 1895 году. В 1982 году национализирована. Главный производитель специальных химикатов и продукции тонкой химии в стране. Объем продаж -11 млрд. долларов, чистая прибыль — 613 млн. долларов, число занятых — 80 тыс. человек (конец 1980-х гг.).

«ХЕХСТ» — немецкая химическая компания. Основана в 1863 году. Выпускает химические волокна, пластмассы, лекарства и пр. До 1952 года входила в германский химический концерн «И. Г. Фарбениндустри». Объем продаж — 17,5 - млрд. долларов, чистая прибыль - 568 млн. долларов, число занятых - 181 тыс. человек (конец 1980-х гг.).






загрузка...
загрузка...
загрузка...