загрузка...

География 10 класс Поурочные разработки по учебнику Максаковского В. П.

Уроки 13-14. Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика

 

Цели: сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным темпом воспроизводства населения, о продолжительности жизни; выявить закономерности динамики численности мирового населения.

Оборудование: политическая карта мира, карта мира с разными типами воспроизводства населения, статистические материалы, атласы.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Закрепление изученного материала

1. Задания на понимание причинно-следственных связей:

1) Как можно объяснить сокращение объемов грузов перевозимых железными дорогами?

2) Можно ли разделить специализированные и универсальные порты на развитые и развивающиеся? Почему?

3) Почему железнодорожный вид транспорта успешно конкурирует с авиацией в перевозке пассажиров?

2. Задания на знание фактического материала:

1) Какие страны используют Дунайский водный путь?

2) Какие страны мира имеют самые длинные трубопроводы? Чем можно это объяснить?

3) Перечислите страны с большой протяженностью железных дорог. Чем можно объяснить большую протяженность железных дорог в этих странах?

4) Приведите примеры стран с меридиальным, широтным, радиальным направлением железных дорог.

5) Ниже приведены крупнейшие по грузообороту специализированные порты мира. Укажите для каждого из них вывозимый вид продукции.

а) Тампа (США).

6) Ричардс-Бей (ЮАР).

в) Бонни (Нигерия).

г) Тубаран (Бразилия).

д) Тампико (Мексика).

е) Рас-Таннура (Саудовская Аравия).

ж) Валдиз (США).

з) Харк (Иран).

и) Думай (Индонезия).

6) Назовите три страны по территории, которых проходят крупнейшие морские каналы.

3. Задания на творческое применение знаний:

1) Раскройте основные транспортные проблемы городов мира. Какие меры, по-вашему, следует предпринять, чтобы решить их?

2) Как влияет низкая транспортная обеспеченность на хозяйство стран, удаленных от моря и не имеющих судоходных рек? (Это затрудняет выход на мировой рынок и задерживает развитие товарных отраслей.)

3) Суэцкий канал был восстановлен и реконструировав. Почему же тогда большая часть грузов транспортируется вокруг Африки? (В морском судоходстве в последние годы проявилась тенденция в повышении грузоподъемности судов. Перевозки на большегрузах вокруг Африки обходятся дешевле, чем на маленьких судах через Суэцкий канал.)

4) Почему в Японии не получил развития трубопроводный вид транспорта? (Япония сейсмоопасная страна; повреждение трубопроводов во время землетрясений угрожает экологической катастрофой.)

 

II. Изучение нового материала

Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения

В мире издавна существовал интерес к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и т. д. Впервые учет численности населения проводился 4 тыс. Лет назад в государствах Востока — Египте, Китае, Индии. Позднее учет проводили в Древней Греции и Древнем Риме. Текущий учет постоянно проводится практически во всех странах мира, за исключением Катара и Омана. 200 лет назад в конце XVI II  — начале XIX в., в США, Англии, Франции и странах Северной Европы были проведены всеобщие переписи населения. Сейчас переписями охвачено практически все население мира. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет в отличие от учета численности населения, которые несут функцию лишь узнать численность населения. Переписи включают много вопросов и поэтому дают более подробную демографическую картину.

Население вплоть до  XVII- XVIII  веков росло медленно и к тому же неравномерно (анализ рис. 10 в учебнике).

В чем причины небольшого роста населения до XX века? (Эпидемии, частые войны, нехватки продовольствия, низкий уровень жизни, недостаточно развитая медицина.) О численности мирового населения и темпах его роста дает представление таблица:

 

Период

Примерная численность населения (млн чел.)

Среднегодовые темпы прироста численности населения (%)

7 тыс. лет до н.э.

10

-

2 тыс. лет до н.э.

50

0,03

Начало нашей эры

230

0,1

Начало XI века

300

0,02

Начало XVI века

440

0,1

Середина XVII века

550

0,3

Начало XIX века

950

0,5

Начало XX века

1660

9.8

Середина XX века

2530

1,0

Конец XX века

6000

1,5

 

Как видно из таблицы, в начале XX века произошел «демографический взрыв». (Подумайте, в каких регионах мира произошел демографический взрыв?)

В различных регионах мира население увеличивалось разными темпами.

Задание: Анализ таблицы 2 в учебнике. Просчитать темпы прироста населения в разных регионах и средние показатели в мире в целом. Какие регионы имеют показатели темпа прироста выше, чем в среднем по миру?

В 90 годах XX века темпы прироста стабилизировались, но остаются достаточно высокими. В мире в целом они составили около 1,5 % в год, в Африке — 3%, в Зарубежной Азии и Латинской Америке — 2%.

Высокие темпы прироста вызывают целый ряд проблем:

1) Продовольственную — нехватка продуктов питания в некоторых регионах (в основном в тех, где наблюдаются высокие темпы прироста населения). В целом по миру недоедают 500 млн. человек.

2) Истощение земель — из-за нерационального их использования.

3) Сведение лесов — вследствие вырубки на топливо и на увеличение новых земель под пашню.

4) Загрязнение окружающей среды — результат урбанизации, в виде большого количества свалок вокруг крупных городов, повышение востребованности в огромном материальном бытовом обеспечении.

5) Проблема нехватки чистой воды и т. д.

Страны — рекордсмены по среднегодовым темпам прироста населения (прирост населения в % на конец XX века).

1. Катар — 5,8.

2. ОАЭ - 5,8.

3. Либерия — 5,5.

4. Французская Гвиана — 5,4.

5. Джибути - 4,8.

6. Иордания — 4,7.

7. Сьерра-Леоне — 4,5.

8. Эритрея — 4,2.

9. Сомали — 4,2.

10. Йемен — 4,1.

11. Афганистан - 3,7.

12. Нигер — 3,6.

13. Маршалловы острова — 3,5.

14. Оман — 3,3.

15. Соломоновы острова — 3,3.

Страны с минимальными показателями темпа прироста:

1. Россия — 0,6

2. Латвия — 0,6

3. Украина — 0,9

4. Болгария - 1

5. Эстония — 1,1

Страны — рекордсмены по численности населения на конец 90-х годов (на долю десяти крупнейших стран мира приходится более половины всего мирового населения).

1. Китай — 1133682560.

2. Индия - 846302720.

3. США - 248709872.

4. Индонезия — 179378944.

5. Бразилия — 146825472.

6. Россия - 145118904.

7. Япония - 125570248.

8. Бангладеш — 111455184.

9. Нигерия — 88514504.

10. Пакистан — 84253648.

Прогноз изменения лидеров стран по численности к 2050 году:

1. Индия - 1572055000.

2. Китай — 1462058000.

3. США - 397063000.

4. Пакистан — 344170000.

5. Индонезия — 311335000.

6. Нигерия — 278788000.

7. Бангладеш — 265432000.

8. Бразилия — 247244000.

9. Конго - 203527000.

10. Эфиопия — 186452.

Россия будет по прогнозам занимать 17 место, уступая Мексике, Филиппинам, Вьетнаму, Ирану, Египту, Японии.

Страны с самой маленькой численностью населения в мире (тыс. чел на 1997 год):

1. Ватикан — 0,8.

2. Антилья - 7.

3. Тувалу — 10.

4. Сан-Марино - 24.

5. Лихтенштейн - 31.

6. Монако — 32.

7. Сент-Китс и Невис - 41.

8. Антигуа и Барбуда - 65.

9. Андорра - 66.

Естественный прирост населения мира

Естественный прирост вычисляется по формуле:

ЕП = Рождаемость — Смертность.

Учащимся предлагается по данным карт атласа заполнить таблицу «Естественный прирост населения»:

 

Очень высокий (св. 30/1000)

Высокий

(20/1000)

Средний

(10/1000)

Низкий

(2-10/1000)

Очень низкий

(менее 2/1000)

Кения

Зимбабве

Нигерия

Ливия

Таджикистан

Египет

Монголия

Филиппины

Бангладеш

Пакистан

Эфиопия

Мексика

Китай

Индия

Турция

Куба

Бразилия

Аргентина

Польша

Швеция

Франция

Великобритания

США

Канада

Россия

Венгрия

ФРГ

Болгария

Австрия

Италия

 

После проверки качества заполнения таблицы учащиеся делают анализ таблицы.

Высокий уровень естественного прироста характерен для стран с низким уровнем экономики, развивающимся странам. Для стран с высоким уровнем развития экономики характерен средний и низкий уровень прироста населения.

Естественный прирост зависит от типа воспроизводства населения. Он различен в разных странах. Хотя рождаемость, смертность — процессы биологические, но влияют на них социально-экономические факторы. Почему?

Смертность

На уровень смертности влияют такие процессы, как питание, санитарно-гигиенические условия труда и быта людей, уровень развития и доступности здравоохранения.

Учащиеся знакомятся с интересными фактами нас. 73 № 4, затем анализируют таблицу «Показатели смертности по странам мира», если в атласах есть карта смертности по миру, таблицу можно составить самим ученикам, а затем ее проверить.

Показатели смертности по странам мира на 1997 г. (в расчете на тыс. жителей, среднемировой показатель — 9).

 

Минимальные показатели

Максимальные показатели

Кувейт — 3  

ОАЭ-3

Коста-Рика — 4

Оман — 4

Алжир — 5

Сьерра-Леоне — 29

Гвинея-Бисау — 25

Руанда — 22

Афганистан — 21

Гвинея — 20

Малайзия — 20

 

Рождаемость

Ежегодно в мире рождается около 140 млн. чел. (Интересные факты № 3). Каждую секунду появляются 3 человека, каждую минуту - 175, каждый час — 10,4 тыс., каждые сутки - 250 тыс. новых землян. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург, каждый месяц — население такой страны, как Австрия или Тунис.

Рождаемость также зависит от уровня социально-экономической структуры общества и от условий жизни людей. Но неправильно было бы определить прямую зависимость уровня рождаемости от уровня жизни в стране. Например, в США уровень естественного прироста средний, а в ФРГ он намного ниже. Россия переживает экономический кризис и, следовательно, рождаемость низкая, а в ФРГ и Италии экономическая жизнь стабильная, но рождаемость такая же низкая и естественный прирост отрицательный. Как правило, по мере роста благосостояния и роста уровня образования, женщины вовлекаются в экономическую жизнь общества, на производство, увеличивается срок образования детей, увеличивается возраст вступления в брак, общее возрастание затрат на ребенка, также рост урбанизации влияет на уменьшение рождаемости. Следовательно, в развитых странах уровень рождаемости, как правило, падает. В странах с переходной экономикой повышение уровня жизни вызывает, наоборот, рост рождаемости.

Учащиеся записывают в тетрадь причины, повышающие рост рождаемости и причины, снижающие ее. (Вариант I рассматривает причины, ведущие к повышению уровня рождаемости, а вариант II - наоборот, к снижению ее.)

Социально-экономические причины, вызывающие низкие показатели рождаемости:

1. Высокий уровень урбанизации (выше 75%).

2. Высокий уровень жизни.

3. Высокий уровень образования и возрастание лег затраченных на учебу.

4. Увеличение расходов на содержание ребенка.

5. Изменение статуса женщины, эмансипация, появление у женщин новых ценностей, таких как независимость, желание сделать карьеру и т. д.

6. Увеличение доли пожилых людей и, следовательно, уменьшение доли работоспособных людей.

7. Последствия войн, конфликтов, терроризма.

8. Увеличение возраста вступления в брак, например, в Швеции и Дании доля населения вступающих в брак в возрасте 30 лет в первый раз близка к 50%.

Социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости:

1. Низкий уровень жизни.

2. Преобладание сельского образа жизни.

3. Религиозные обычаи, поощряющие многодетность.

4. Традиции многодетности.

5. Подневольное положение женщин, ранние браки.

6. Рост уровня медицины.

7. Улучшение санитарной культуры.

Затем учитель предлагает учащимся проанализировать таблицу, или просто ознакомиться с ней. Если учащиеся работают с атласом, где есть карта рождаемости по миру, можно таблицу составить самим.

Страны — рекордсмены по показателю рождаемости (в расчете на тыс. чел., 1997 г.)

 

Максимальные показатели

Минимальные показатели

Нигер — 54

Мали — 50

Буркина-Фасо - 47

Демократическая Республика Конго — 47

Сьерра-Леоне — 47

Болгария - 8

Босния и Герцеговина - 8

Латвия - 8

Чехия, Эстония, Германия, Словения, Испания — 9

 

Учитель предлагает учащимся ознакомиться с интересными фактами № 5, 6.

В упрощенном виде все страны можно разделить на страны двух типов воспроизводства населения. Поданным текста, таблии, графиков в учебнике учащимся предлагается заполнить таблицу.

 

Сравниваемые черты

Первый тип воспроизводства

Второй тип воспроизводства

1. Уровень рождаемости

Низкий

Высокий

2. Уровень смертности

В странах, в которых проявляется «старение нации» смертность высокая

Смертность высокая, но не во всех странах, в основном смертность относительно низкая из-за высокой доли детей

3. Уровень естественного прироста

Низкий

Высокий, вплоть до демографического взрыва

4. В каких странах распространены

В основном в развитых странах

В развивающихся странах

5. Доля детей

Низкая

Высокая

6. Доля пожилых людей

Высокая

Низкая

7. На что направлена демографическая политика.

На повышение рождаемости

На понижение рождаемости

 

Затем учитель предлагает сравнить две половозрастные пирамиды в учебнике. В чем разница двух пирамид, почему они имеют именно такой вид? По каким параметрам пирамиды можно судить о ее принадлежности к тому или иному типу воспроизводства населения?

Работа с терминами: депопуляция, старение нации, демографический взрыв, демографический кризис. В странах какого типа встречаются данные явления? В чем причина появления данных процессов?

Возрастной состав

Выделяются страны:

а) с прогрессивным типом возрастной структуры населения — с большой долей детей (какой тип воспроизводства?);

б) со стационарным типом — равновесная по возрастам;

в) с регрессивным типом — большая доля пожилых и малая доля детей.

Информация к размышлению. Самая большая боля пожилых в Швеции — 25%, детей — в Йемене — 52%. Меньше всего пожилых людей в ОАЭ и Кувейте — 2%.

Какие проблемы испытывает страна с большой долей детей или пожилых людей?

 

Демографическая политика

Демографическая государственная политика в зависимости от своей направленности дает определенные результаты. В основном ее действенность проявляется в изменении рождаемости в стране. В странах первого типа воспроизводства демографическая политика направлена на повышение рождаемости, а второго типа — наоборот, на уменьшение.

Теория демографического перехода

Задание № 4. Используйте текст учебника и другие источники информации для конкретизации схемы демографического перехода. Приведите примеры регионов и стран мира, которые в конце XX века находятся на разных этапах этого перехода. Где может встречаться первый этап демографического перехода в настоящее время? В каких европейских странах не было второго этапа демографического перехода и почему? (В странах участницах второй мировой войны демографического взрыва почти не наблюдалось, или он был небольшим, особенно в России.)

Задание: Пользуясь текстом учебника и опираясь на знания полученные на уроке, заполните таблицу.

 

Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства

Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства

1. Единовременные ссуды молодоженам

2. Пособия при рождении каждого ребенка

3. Ежемесячные пособия для детей

4. Оплачиваемые отпуска

1. Принята национальная программа планирования семьи

2. Повышен возраст вступления в брак

3. Производится добровольная стерилизация населения

4. Политический девиз: нас двое - нам двоих

 

Продолжительность жизни

Изучая надгробные камни древних римлян, английский ученый Магдонелл пришел к выводу, что они жили в среднем 22 года. Точно такое число получили исследователи египетских мумий. Фараон Рамсес II прожил около 70 лет, в его царстве в то время не было людей, живших во времена правления предыдущего фараона, и египтяне считали, что фараон бессмертен. О жизни в средние века папа Иннокентий III писал, что в  XII- XIII  веке мало кто достигал 46 лет, 60-летние люди — большое исключение. В XVIII веке был достигнут 30-летний рубеж. В XIX веке бельгийцы жили в среднем 32 года, голландцы - 34; англичане - 33. Разная смертность была и среди разных слоев населения: среди зажиточных 12, 6 промилле, среди рабочих — 27,2.

В 70-х годах 20 века продолжительность жизни в Швеции 71-75 лет, Пакистане - 35 лет.

Для характеристики продолжительности жизни используют показатель продолжительности предстоящей жизни, который говорит о том, сколько лет проживет человек, родившийся в соответствующем году, если условия для сохранения его здоровья останутся неизменными на протяжении всей его жизни.

Проанализируйте данную таблицу. Сделайте вывод о связи продолжительности жизни с качеством жизни.

 

Показатели продолжительности предстоящей жизни

 

Максимальные показатели (1997 г.)

Минимальные показатели

Андорра - 84

Гвинея - Бисау - 38

Сан-Марино - 81

Руанда - 39

Япония - 80

Сьерра-Леоне - 40

Австралия - 80

Уганда - 42

Швеция - 79

Малави - 43

Канада - 79

Афганистан - 44

Швейцария - 79

Гвинея - 44

Исландия - 79

 

 

IV. Закрепление изученного материала

Дети отвечают на вопросы учебника.

1. «Как вы объясните?» № 1.

2. «Как вы думаете?» № 1, 4.

3. «Знаете ли вы?» № 1.

4. «Можете ли вы?» № 2, 5, 6 а).

5. Почему в развивающихся странах так упорно сохраняется высокая рождаемость?

6. Какую демографическую политику вы порекомендовали бы вы среднеразвитой стране с немногочисленным населением и значительными резервами пригодных для обработки земель?

7. Какую демографическую политику вы бы порекомендовали правительству страны с низким уровнем развития, высокой плотностью населения, ограниченными землями под пашню?

 

V. Домашнее задание

1. Для тех учащихся, которые испытывали трудности при изучении новой темы — прочитать текст учебника.

2. Приготовить доклады на темы «Трудовые миграции в мире», «Мигранты-беженцы» и т. д., вспомнить из курса 9 класса виды миграций.

Знать термины «синие», «белые», «золотые воротнички».






загрузка...
загрузка...