загрузка...

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК - 20 тренировочных вариантов заданий для подготовки к устной части основного государственного экзамена - 2017 год

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ УСТНОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Рекомендации к выполнению задания 1

Подготовку к чтению научно-популярного текста на устном экзамене целесообразно осуществлять в следующей последовательности:

1) внимательно прочитайте текст вслух, стараясь понять его основное содержание;

2) выделите слова, которые вы не знаете, и попытайтесь прочесть их. Вспомните, как читаются похожие по написанию слова;

3) разбейте предложения на смысловые группы и подумайте, где вы сможете сделать паузу. Смысловой группой называется слово или группа слов в предложении, которую нельзя разделить паузой без потери смысловой связи между словами. Предложение может состоять из одной или нескольких смысловых групп (синтагм);

4) при подготовке к заданию надо обращать внимание не только на звуки, но и на интонацию. Вспомните, что:

а) повествовательное предложение произносится с нисходящей интонацией;

б) однородные члены предложения при перечислении читаются с повышением интонации, а в конце предложения тон понижается;

в) общие вопросы произносятся с восходящей интонацией в конце вопроса, а специальные вопросы — с нисходящей интонацией;

г) альтернативные вопросы произносятся с повышением тона в первой части (до союза or) и падением во второй;

д) фразовое ударение обычно падает на смысловые слова (существительные, глаголы, прилагательные, наречия и т.д.). Служебные слова (глаголы-связки, артикли, предлоги или союзы), как правило, являются безударными.

Наиболее сложные слова (или редко встречающиеся) могут быть даны в тексте вместе с транскрипцией, поэтому учащимся рекомендуется твердо знать, как читаются знаки транскрипции, и до экзамена попрактиковаться в чтении слов по транскрипции. Кроме того, в тексте всегда могут встретиться слова, которые вы раньше не встречали, поэтому при подготовке к экзамену в течение учебного года целесообразно запомнить правила чтения некоторых букв и буквосочетаний.

Следует, однако, отметить, что в произношении английских слов исключений не меньше, чем правил, поэтому в процессе обучения всегда стоит проверять по транскрипции в словаре, как правильно произносится слово. Тем не менее, знание правил чтения может выручить вас в критической ситуации на экзамене.

В этом разделе приведена справочная информация о знаках транскрипции (табл. 4), правилах чтения букв и буквосочетаний (табл. 5), а также о правилах чтения чисел, размерностей, дат и времени (табл. 8), которые могут встретиться в текстах. Эта информация, безусловно, окажется полезной при сдаче устной части ОГЭ по английскому языку.

Таблица 4. Знаки транскрипции

Гласные звуки

[ι] ‘и’ big

[i:] ‘и-и’ teacher

[e] ‘э’ узкий bed

[Λ] ‘a’ cut

[α:] ‘а-а’ park

[æ] ‘э’ широкий bad

‘у’ book

[u:] ‘y-y’ boot

[ə] ‘э’ безударный звук

‘o’ dog

‘о-o’ door

[з:] как в слове bird

Дифтонги

[eι] ‘эй’ day

‘эу’ note (ВrЕ)

[ιə] ‘иэ’ real

[aι] ‘ай’ my

‘ay’ now

‘уэ’ poor

‘ой’ boy

‘оу’ note (AmE)

[еə] ‘эа’ hair

Согласные звуки

[b] ‘б’ big

[р] ‘п’ реп

[h] ‘х’ he

[d] ‘д’ dog

[t] ‘т’ ten

[∫] ‘ш’ she

[g] ‘г’ big

[k] ‘к’ cat

[t∫] ‘ч’ cheese

[v] ‘в’ very

[f] ‘ф’ fat

‘ж’ pleasure

[z] ‘з’ zero

[s] ‘с’ sun

‘дж’ jump

[l] ‘л’ like

[m] ‘м’ my

[r] ‘p’ red

[n] ‘h’ no

[η] ‘нь’ sing

[j] ‘й’ yes

[δ] межзубный звук звонкий, как в слове they

[θ] межзубный звук глухой, как в слове thanks

[w] как в слове when

Правила чтения в английском языке

В английском языке правил чтения не очень много. Исключений из них гораздо больше. Поэтому, как правило, лучше посмотреть транскрипцию незнакомого слова в словаре. Тем не менее, есть некоторые устойчивые правила чтения, которые следует запомнить.

Таблица 5. Чтение гласных букв

Буква

Типы слогов

I (Открытый)*

II (Закрытый)*

III

IV

а

[eι] game

[æ] bag

[a:] park

[еə] hare

е

[i:] be, he, we

[e] pen

[з:] herd

[iə] here

i

[aι] mine

[i] pin

[з:] bird

[aiə] hire

о

role

top

port

more

u

[ju:] music

[Λ] nut

[з:] fur

[juə] cure

y

[aι] my, type

[i] myth

[з:] myrtle

[aiə] tyre

* Открытый слог оканчивается на гласную букву, а закрытый слог — на согласную букву.

Таблица 6. Чтение согласных букв

Буква

Звук

Случаи употребления

Примеры

с

[S]

перед буквами ‘е’, ‘i’, ‘у’

cent, расе, cinema, city, circus, cycle

[k]

во всех остальных случаях

cat, code, cut, curious

g

[g]

перед буквами ‘е’, ‘i’, ‘у’

в словах французского происхождения

во всех остальных случаях

gentle, ginger, biologist, gym, gymnastics, geometry, range

Исключения: get, forget, gear, girl, gift

garage, massage, genre

great, game, go, golf, good, gun

s

[z]

[z]

[z]

[∫]

[s]

между двумя гласными

в суффиксе ‘ism’

после звонких

согласных перед буквосочетанием “иге”

во всех остальных случаях

rose, nose, these

Исключения: basic

realism, optimism

needs, lives, plans

treasure, measure, leisure, pleasure,

ensure, sure, pressure

speak, safe

x

[z]

[gz]

[ks]

[ks]

Перед гласным в начале слов

Между двумя гласными

перед согласными

в конце слова

Xerox, xylophone

exam, examine, exaggerate, example, exit

excel, except, exciting, explore, expose, extreme, extinct

box, fox, fix, mix

j

jar, join, joy, jewel, jump, junior, June, July, eject, injury, major

Таблица 7. Чтение буквосочетаний

Сочетание букв

Звук

Случаи употребления

Примеры

asp

[α:sp]

в конце слова

clasp, grasp, gasp

Исключение: wasp

аu

в начале слова

в середине слова

automobile, autumn, author, auction

Исключения: aubergine, aunt

caught, cautious, dinosaur, fault, fauna, sauna, naughty, taught

Исключения: restaurant, laugh

aw

claw, draw, saw, lawn, law, lawyer, awesome

bt

[t]

в конце слова

debt, doubt

ch

[t∫]

chalk, chess, child, beach, peach, touch

[k]

в словах греческого происхождения

architect, character, chemistry, chemical, mechanic, mechanism, monarchy, scheme, school, technology

[∫]

в словах французского происхождения

chef, machine, machinery

cial

[∫(ə)l]

в конце слова

commercial, crucial, facial, financial, racial, social

cian

[∫(ə)n]

в конце слова

musician, magician, electrician, politician

cious

[∫(ə)s]

в конце слова

spacious, delicious

cient

[∫(ə)nt]

в конце слова

ancient, efficient, sufficient, proficient

ck

[k]

black, stick, pick, duck, lack, crack, lock

dg

bridge, gadget, knowledge

gh

[-]

caught, taught, eight, height, neighbour, weight, might, night, sight, right, sigh, high

[-]

в конце после ‘ou’

although, bought, brought, dough, thought, though, through, thorough

[f]

в конце после ‘аu, оu’

laugh, enough, cough, tough, rough

gn

[n]

в начале или в конце слова

gnome, gnomic, sign, foreign, design

[gn]

в середине слова

dignity, ignite, signify, significance

gm

[m]

paradigm, diaphragm

kn

[n]

в начале слова

knee, knife, knit, knock, know, knew, knowledge

lm

[m]

согласная + ‘alm’

balm, calm, palm, salmon

mb

[m]

в конце слова

comb, climb, dumb, thumb, bomb, tomb, crumb

[mb]

внутри слова

chamber, member, remember, umbrella

mn

[m]

в конце слова

autumn, column, condemn, damn, hymn

ng

[η]

в конце слова

bring, king, long, lung, reading, ring, sang, sing, song, sung, thing

[ηg]

внутри слова

finger, England, hungry, angry

nk

[ηk]

link, pink, sink, think

ph

[f]

phantom, phoenix, phrase, photo, phone, trophy, phenomena, geography

pn

[n]

в начале слова

pneumatic, pneumonia

ps

[s]

в начале слова

psychologist, psychiatrist, psychic

qu

[kw]

в начале и середине слова

qualify, quality, quantity, quarter, queen, question, quote, equal, equality, equipment, frequent, square

Исключения: queue, quay

que

[k]

в конце слова

cheque, picturesque, technique, unique

sc

[s]

перед буквами ‘е’, ‘i’, ‘у’

scent, scene, scenery, science, scientist, sci-fi, scythe, discipline, susceptible

[sk]

во всех остальных случаях

scale, scone, score, scuba

scle

[s(ə)l]

в конце слова

muscle, corpuscle

sh

[∫]

sharp, shelf, shop, shut, cash, dish, fish

ssion

[∫(ə)n]

в конце слова

admission, commission, mission, possession

sten

[s(ə)n]

в конце слова

listen, fasten, hasten, christen

stle

[s(ə)l]

в конце слова

castle, thistle, whistle

tch

[t∫]

match, switch, stitch, catch, itchy

tion

[∫(ə)n]

в конце слова

action, protection, domination, tuition

th

[δ]

в служебных словах (артикль, союз, местоимения), между гласными

the, they, that, their, those, thus, though, there, therefore, bathe, either, father, farther, further, with, without

Исключения: ethic(s), ethanol

th

[θ]

в начале большинства знаменательных слов;

в конце слов; перед или после согласной

thick, throw, thermal, through, threat, thesis, faith, blacksmith, myth, both, monthly

ture

[t∫ə(r)]

в конце слова

capture, creature, culture, fracture, future, manufacture, nature, picture, venture, temperature

wh

[w]

встречается только в начале слова

white, where, why, what, whisky, whether, whisper, wheel

[h]

перед буквой ‘о’

who, whoop, whole, whose

wr

[r]

в начале слова

wrap, wreath, wretched, wrinkle, write, wrong, wrote

Ударение в разных частях речи

Следует обратить внимание на то, что в некоторых словах изменяется ударение при изменении части речи. Как правило, существительные имеют ударение на первый слог, а в глаголах ударение делается на второй слог. Вот наиболее распространенные примеры таких слов: conduct, export/ import, extract, decrease/increase, impact, object, permit, present, record, transport.

Чтение чисел, дат и времени

На экзамене в тексте могут встретиться различные числительные в виде чисел (например, 1802 km), дат (23 July, 1976) и даже времени (at 8.30 pm), поэтому очень важно уметь их правильно прочитать.

Таблица 8

Числа и размерности

Как читаются

1/2

2/3

19.9

32 т

765 km

9,840 km2

+25 °С

—15 °С

35%

one half, a half

two thirds

nineteen point nine

thirty-two metres

seven hundred and sixty-five kilometres

nine thousand eight hundred and forty square kilometres

twenty-five degrees above zero или plus twenty-five degrees Celsius

fifteen degrees below zero или minus fifteen degrees Celsius

thirty-five per cent [pə(r)'sent]

Года

Как читаются

1600

1607

sixteen hundred

sixteen hundred and seven или sixteen oh seven ['siks’ti:n ou 'sevn]

sixteen fifty-six

two thousand

two thousand and seven

1656

2000

2007

Даты

Как читаются

15 July, 1965

July 15, 1965

the fifteenth of July, nineteen sixty-five

July the fifteenth, nineteen sixty-five

Время

Как читаются

2:05

4:15

7:30

8:35

9:45

11:53

8:30 am

6:30 pm

5:00

five (minutes) past two, two oh five

(a) quarter past four, four fifteen

half past seven, seven thirty

twenty-five (minutes) to nine, eight thirty-five

(a) quarter to ten, nine forty-five

seven (minutes) to twelve, eleven fifty-three

eight thirty am ['ei ’em]

six thirty pm ['pi: ’em]

five (o’clock)

Слово o’clock используется только для обозначение целого часа (без минут). Оно не используется вместе со словами am / рm. Также его можно опустить в неформальном разговоре

Рекомендации к выполнению задания 2

Задание 2 является одним из самых сложных на экзамене, так как учащийся не видит вопросы на экране, а только слышит их в аудиозаписи. Вопросы звучат в естественном темпе, и иногда экзаменуемый теряется и не сразу понимает, о чём его спросили. Успешный ответ учащегося зависит не только от его умения говорить, но и от его навыков аудирования. Кроме того, на обдумывание ответа и собственно ответ учащемуся дается 40 секунд. Это не очень много, но вполне достаточно для обдумывания своего ответа и его воспроизведения.

Когда вы выполняете задание 2, не надо стараться сразу начать отвечать на вопрос. Наоборот, следует мысленно повторить вопрос, стараясь запомнить его грамматическую структуру и осмыслить содержание.

Затем следует обдумать свой ответ, стараясь сказать минимум одно развернутое предложение или несколько простых предложений. Подумайте, что еще можно сказать в ответ на вопрос, но старайтесь не отходить от темы вопроса. Помните, что эксперты не учитывают предложения, не относящиеся к вопросу. Ваш ответ должен быть полным и точным.

Если вопрос начинается со слова Why, или в конце предложения вас просят объяснить причину ответа (Explain why), то обязательно следует привести один-два аргумента в поддержку своего мнения.

При ответе на вопрос старайтесь использовать те же лексические единицы и грамматические структуры, которые в нём прозвучали. Это поможет свести к минимуму количество ошибок. Не забывайте использовать вводные слова и союзы, чтобы ответ был логичным.

Рекомендации к выполнению задания 3

На подготовку к заданию 3 отводится всего 1,5 минуты, поэтому это время надо использовать максимально рационально.

Во время подготовки к заданию:

• внимательно прочитайте текст задания, обращая особое внимание на пункты плана, которые необходимо раскрыть;

• продумайте, что вы могли бы сказать по каждому пункту плана; не забудьте, что на каждый пункт плана надо сказать не менее 3—4 предложений;

• заранее продумайте заключение (подведение итога сказанному в основной части, выражение своего мнения), так как во время ответа вы можете не успеть придумать, как закончить свое выступление;

• используйте средства логической связи для объединения предложений в единый связанный рассказ (табл. 9);

• обратите внимание на то, какие грамматические структуры используются в пунктах задания. Например, если в пункте задания использовано прошедшее время, то и отвечать надо в прошедшем времени.

Во время ответа:

• начните с общего представления темы (1—2 предложения) и только потом переходите непосредственно к раскрытию первого пункта задания, для того чтобы ваш рассказ получился логичный и связанный;

• подробно раскройте содержание всех пунктов задания;

• дайте развернутую аргументацию, если в пункте задания есть вопрос Why;

• говорите четко и ясно, не отклоняясь от предложенного плана; не давайте избыточную информацию, которая не требуется в задании: она займет время ответа, но учитываться экспертами не будет;

• следите за временем. Примерное время ответа на каждый пункт плана — 35—40 секунд; если вы видите, что проговорили больше времени, чем нужно, переходите к следующему пункту плана;

• за 10—15 секунд до окончания отведенного на ответ времени переходите к заключению. Очень важно, чтобы ваш рассказ носил завершенный характер, а не обрывался на середине фразы. Если вы не успеете сказать заключительную фразу, то потеряете 1 балл по критерию «Организация высказывания».

Таблица 9. Рекомендуемая лексика для выполнения задания 3

Функция

Рекомендуемая лексика

введение

I’d like to give a talk about...

I want to tell you about...

To begin with, ...

введение

аргументов

First of all, ...

Besides, ... / In addition, ...

Moreover, ... /What is more, ...

Finally, ...

There are many reasons why...

примеры

for example,

for instance,

such as...

выражение

мнения

In my opinion, ...

From my point of view, ...

To tell the truth, ...

To be honest, ...

As for me, ...

Personally, I ...

заключение

To sum up, I want to say that...

In conclusion, I’d like to point out that...





загрузка...
загрузка...