ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ - СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 9 КЛАССЕ

Английский язык - Книга для учителя 9 класс - В. П. Кузовлев - 2017 год

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ - СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 9 КЛАССЕ

В связи c переходом в ФГОС от знаниевой парадигмы к образовательной, где главной целью является достижение личностных результатов, духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, реализация целей воспитательного аспекта приобретает особую значимость. Воспитательный потенциал УМК “Английский язык” для 9 класса определяется его содержанием, ориентированным на усвоение национальных базовых ценностей и нравственных ориентиров, разработанных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России1.

Содержание УМК направлено на воспитание у учащихся любви к Родине, к родному краю, уважения традиционных ценностей многонационального российского общества, чувства патриотизма через знакомство с ценностями родной культуры, гуманистического мировоззрения, этических чувств: доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости (готовности помочь), уважительного отношения к старшим членам семьи и доброжелательного отношения к сверстникам и младшим, уважительного отношения к людям разных профессий, уважительного отношения к мнению других людей; потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре и группе; воспитание самостоятельности и чувства ответственности за совместную работу, потребности к коллективному творчеству, сотрудничеству, готовности оказывать взаимопомощь, стремления к активному участию в жизни класса, школы, умения вести диалогическое общение с зарубежными сверстниками, стремления к вежливости при социальных контактах, потребности и способности к целеустремлённой самостоятельной работе, потребности расширять кругозор, воспитание ответственного отношения к образованию и самообразованию, понимание их важности в условиях современного информационного общества, умения различать полезное и бесполезное времяпрепровождение и стремления полезно и рационально использовать время, воспитание интереса и уважительного отношения к ИЯ и культуре народов англоязычных стран (к традициям и достижениям, выдающимся личностям), стремления к освобождению от предубеждений и стереотипов, интереса к чтению, произведениям искусства, уважительного отношения к мировой истории, памятникам литературы, искусства и науки, положительного отношения к выдающимся личностям и их достижениям, представления о важности роли знаний в жизни человека и общества.

Воспитательный потенциал УМК “Английский язык” для 9 класса реализуется через культуроведческое содержание используемых материалов.

О воспитательных возможностях материала можно судить по названиям уроков: What writers is your country famous for? Who are your favourite authors? (Lessons 2, 3, Unit 1); A musical tour of Britain. Let’s write a thank-you letter. (Lessons 1, 6, Unit 2); How much TV do you watch? (Lesson 3, Unit 3); What can you do when compulsory education is over? (Lesson 2, Unit 4); Are there traditionally men’s and women’s jobs? Should teenagers work while they are in school? (Lessons 4, 6, Unit 5); What does the world know about your country? What people make your country famous? Is your country worth visiting? (Lessons 1, 2, 8, Unit 6); What makes your school special? (Lesson 1, Unit 7).

Учитель и его культурно-нравственный облик также являются одним из главных компонентов образовательного процесса. Учитель как интерпретатор чужой культуры и носитель родной должен делать всё от него зависящее, чтобы сформировать у учащихся ту систему ценностей, которая соответствует идеалу образования — человеку духовному (homo moralis).

В поурочных рекомендациях в книге для учителя в целях каждого урока формулируются конкретные воспитательные задачи.

Для достижения личностных результатов в рамках воспитательного аспекта используются такие средства, как:

тексты различной направленности:

— разнообразные типы аутентичных текстов (письменно зафиксированные монологические высказывания, диалоги, короткие рассказы, отрывки из повестей, стихи, песни, краткие статьи из журналов, письма, рекламные объявления и т. д.), дающие представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье и школе, а также между носителями разных культур, формирующие представления о дружбе, доброте, справедливости, милосердии, патриотизме, порядочности, достоинстве и других нравственных категориях;

— тексты и упражнения (задания), способствующие воспитанию у учащихся ценностного отношения к прекрасному, формирующие представления об эстетических идеалах и художественных ценностях;

— тексты, направленные на воспитание стремления к активному образу жизни;

упражнения (задания), с помощью которых у учащихся формируется представление о моральных нормах, правилах нравственного поведения;

рубрика “In Your Culture”, поясняющая особенности межкультурного общения с точки зрения нравственно-этических норм, вызывающая интерес и уважительное отношение к языку и культуре народов англоязычных стран, стремление участвовать в межкультурной коммуникации, вести себя соответственно принятым в стране изучаемого языка нормам, потребность и способность представлять культуру родной страны;

• рубрики “Pair Work”, “Group Work” и “Role Play”, формирующие навыки коллективной учебной деятельности (умение сотрудничать, работать в паре и группе), готовность и стремление к коллективному творчеству, потребность считаться с мнением членов коллектива, умение нести индивидуальную ответственность за совместную работу;

проекты, вовлекающие учеников в творческую деятельность на разных этапах изучения учебного материала, воспитывающие отношение к учёбе как творческой деятельности, стремление творчески выражать себя в учебной деятельности, развивающие умение видеть красоту в труде и творчестве;

тексты, содержащие информацию об известных людях, о литературных персонажах, героях фильмов, телепередачах, на примере поступков и характерных черт которых девятиклассники учатся различать хорошие и плохие поступки, анализировать нравственную сторону собственного поведения и т. д.;

иллюстративная наглядность, знакомящая с лучшими образцами культуры англоязычных стран и воспитывающая тем самым уважительное отношение к чужой культуре;

воспитательные цели, чётко сформулированные к каждому циклу и к каждому уроку, сопровождаемые методическими рекомендациями в книге для учителя;

поведение учителя на уроке согласно методическим рекомендациям в книге для учителя, раскрывающим нравственно-этический потенциал текстов и упражнений.


1 См.: Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2010. — С. 18—19.